Файл: Возникновение Ислама и характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Укрепление мусульманской общины шло одновременно с ожесточенной борьбой между мединцами и мекканской знатью. После нескольких столкновений первое большое сражение, закончившееся победой мусульман, произошло в 624 г. у местечка Бадр. Мухаммад, кроме прежних функций сайида и хакама, принял на себя обязанности военачальника (акида). В его руках сосредоточилась огромная власть, прежде распределявшаяся между многими лицами. Противостояние Медины и Мекки завершилось в 630 г. полным поражением мекканцев. Кааба была очищена от идолов, за ней утвердился статус «Дома Аллаха». Мухаммад завещал паломничество в Мекку всем, кто верует в Аллаха. В 632 г., возвратившись из паломничества, Пророк заболел и вскоре умер. Медина стала вторым по значимости после Мекки священным городом ислама. После паломничества в Мекку мусульмане часто посещают могилу Пророка в Медине. Оба священных города и поныне открыты только для мусульман, остальным въезд в них запрещен. Со смертью Пророка закончился период существования мусульманской общины, когда она управлялась, по мнению верующих, божественным провидением. Мухаммад был связующей нитью между еловечеством и Богом. Теперь эта связь прервалась; предстояло жить, руководствуясь Кораном и примером Пророка. После недолгих споров мухаджиры выбрали халифа («заместителя Пророка»). Первых четырех преемников Мухаммада называют праведными халифами. Абу Бакр (632–634), Омар (634–644), Осман (644–656), Али (656–661) продолжили распространение ислама не только среди арабов, но и за пределами Аравии. С именем Абу Бакра связано начало составления сводного текста Корана, завершенное Османом. Али положил начало разделению мусульман на суннитов и шиитов. Омар ввел в 638 г. мусульманский лунный календарь. Отправной точкой нового летосчисления (лунной хиджры) была принята не дата прибытия Мухаммада в Медину (12 раби ул-аввала, что соответствует 24 сентября 622 г. по юлианскому календарю), а первый день мухаррама — первого месяца того же года (16 июля 622 г.). В мусульманском лунном календаре 12 месяцев по 30 и 29 дней, что составляет 354 дня. Почти каждый третий год — високосный (355 дней). Лишний день прибавляется к последнему месяцу зу-ль-хиджжа. Поскольку лунный год короче солнечного на 10–12 дней, все праздники и памятные даты ислама являются переходными. Для перевода дат по хиджре на григорианский календарь существуют специальные таблицы. После правления Праведных халифов наступила эпоха халифов из рода Омейя (661–750). Политический центр Омейядского халифата переместился из Аравии в Сирию, столицей стал Дамаск. Немногим больше чем за сто лет, прошедших после смерти Мухаммада, арабы овладели огромными территориями в Азии, Африке и Европе. Держава Омейядских халифов стала одним из самых могущественных средневековых государств. На волне народных восстаний на смену Омейядам пришли Аббасиды (750–1258) — прямые потомки ал-Аббаса — дяди Пророка. В халифате Аббасидов арабы
утратили свое привилегированное положение, усилилась роль мусульман разного этнического происхождения. К Х в. в провинциях и областях утвердились местные династии, лишь номинально признававшие верховенство халифа. После распада Арабского халифата в XIII в. титул халифа, как верховного духовного авторитета в мире ислама, был присвоен турецкими султанами. В результате свержения монархии в Турции в 1924 г. титул халифа был упразднен.

Коран — священная книга мусульман, главный источник вероучения. Слово Коран является производным от глагола «караа» («читать») и в литературе обычно переводится как «чтение». По мнению некоторых исламоведов, наиболее точным является перевод — «чтение вслух речитативом мусульманского Священного Писания». Коран стал первым арабским текстом, зафиксированным в виде рукописной книги, и представляет собой запись проповедей Мухаммада, обращенных к его последователям от имени Бога. Мусульмане считают Коран предвечной книгой, никем не сотворенной, написанной на Скрижали огромной величины, хранимой у престола Аллаха. Содержание Корана, согласно учению ислама, Аллах передавал Мухаммаду в течение почти 23 лет при посредничестве ангела Джибрила. Проповеди Пророка, составляющие Коран, были зафиксированы письменно лишь в виде отдельных фрагментов, остальные хранились в памяти и передавались из уст в уста. После смерти Пророка стало очевидным, что при отсутствии письменного текста Слово Божье может быть искажено. Первый сводный текст Корана был составлен при халифе Абу Бакре бывшим секретарем Мухаммада Зайдом ибн Сабитом, собравшим все откровения, как записанные, так и хранившиеся в памяти.

























Глава II Основные направления и течения в Исламе



Бо́льшая часть мусульман, как в прошлом, так и в настоящее время, являются суннитами, то есть «людьми Сунны и согласия общины» при решении вопросов ее жизни (ахл ал-Сунна ва-л-джамаа). После смерти Мухаммада, когда политическая и духовная власть перешла к халифам, на общину возлагалась ответственность за выбор человека, наиболее подходящего для соблюдения установлений Корана и Сунны. Сунниты настаивают на праве общины избирать верховного правителя, признают законность избрания четырех Праведных халифов, считают достоверными шесть сборников хадисов и следуют предписаниям одного из четырех религиозно-правовых толков (мазхабов). В середине XVIII в. в суннитском исламе возникло радикальнотрадиционалистское движение на основе учения ибн Абд ал-Ваххаба (1703–1792), ныне широко известное как «ваххабизм». Ваххабиты проповедовали возвращение к «чистому» исламу времен Мухаммада, требовали строгого соблюдения принципа единобожия, который, по их мнению, нарушается «нововведениями» (бида), культом святых. Наименование направления, известного как шиизм, происходит от слова «аш-шиа» («группировка», «партия»). Так стали называть сторонников Али ибн Абу Талиба (двоюродного брата и зятя Мухаммада), отстаивавших его единоличное право на халифат как ближайшего родственника Пророка. Эта группировка возникла сразу после смерти Мухаммада при выборах халифа Абу Бакра. В правление халифа Османа движение приобрело форму «партии» (шиат). В 656 г. после избрания Али ибн Абу Талиба халифом в борьбу за верховную власть вступил наместник Сирии Муавийа из рода Омейя, объявивший себя халифом. Между соперниками началась затяжная война. Во время битвы при Сиффине (657 г.), когда Али не довел сражение до победного конца, а согласился на третейский суд, в лагере его сторонников произошел раскол. От Али отошла наиболее радикальная часть общины. Их стали называть хариджитами («вышедшими»). Девизом хариджитов был лозунг равенства всех мусульман. Они считали возможным избрание халифом любого человека, не обязательно курайшита, даже негра-раба, лишь бы он хорошо знал Коран и отличался благочестием. Халифа, не радеющего об интересах общины и идущего против нее, по убеждению хариджитов, можно сместить и даже убить.

Хариджиты отрицали некоторые догмы ислама, не придерживались строжайшего исполнения религиозно-бытовых предписаний. Непримиримость и крайняя нетерпимость хариджитов привела в дальнейшем к беспощадной вооруженной борьбе против этого направления. В современном мусульманском мире сохранилось лишь немногочисленное ответвление хариджизма — ибадиты в Омане и некоторых странах Северной Африки. После убийства Али в 661 г. шииты выработали религиозную доктрину верховной власти (имамата), кардинально отличавшуюся от суннитского представления о природе власти. Для суннитов имам (халиф) — духовный и светский глава, избираемый или назначаемый людьми; для шиитов — носитель «божественной благодати», передаваемой по наследству в «семье Пророка». Трех первых халифов шииты считают незаконно захватившими власть. По легенде, сам Пророк при жизни объявил Али своим преемником. Шиитская традиция утверждает, что Мухаммад, Али, Фатима — дочь Пророка и жена Али, внуки Мухаммада — Хасан и Хусайн — созданы Аллахом из божественного света. Учение шиитов, признавая святость Корана, пророческую миссию Мухаммада и пророков-предшественников, догматику и традиционную обрядность (с незначительными изменениями), добавляет к догматам суннизма веру в имамов, считая их избранными Богом непогрешимыми учителями, ведущими людей к вечному блаженству. Шииты имеют свою Сунну, в которую входят только те хадисы, которые передаются со слов членов «семьи Пророка», и добавляют к ним свои собственные ахбары («известия»).

Наиболее многочисленная ветвь шиитского ислама — имамиты (другие названия — исна-ашариты, «двунадесятники») — признают право на власть за 12 имамами — потомками Али. Последний имам Мухаммад ибн Хасан, согласно учению имамитов, исчез примерно в 878 г. и находится в «скрытом состоянии». С его грядущим появлением имамиты связывают надежды на установление царства справедливости. Все остальные имамы считаются мучениками, погибшими насильственной смертью в результате происков враждебных сил. Культ мученичества — одна из отличительных черт этой ветви шиизма — сложился на основе реальных исторических событий, произошедших в ходе междоусобной борьбы за главенство в халифате. После смерти Али его старший сын Хасан не стал бороться с Муавийей (661– 680), получил отступные и вскоре умер. Шииты возлагали надежды на младшего сына — Хусайна. Когда Муавийа умер, жители иракского города Куфа подняли восстание против нового халифа Йазида и намеревались провозгласить халифом Хусайна. По их просьбе Хусайн с небольшим отрядом воинов и родственников направился в Куфу, где к тому времени восстание шиитов фактически было подавлено. Войско Йазида окружило лагерь Хусайна в местечке Кербела, отрезав путь к воде. Аббас — брат Хусайна по отцу — пытался достать воду для страдавших от жажды женщин и детей. Предание говорит, что враги отрубили ему руки, но Аббас не сдавался и продолжал сражаться, держа меч в зубах, пока не был убит. В неравном бою погибли все мужчины. Имам Хусайн пал, получив множество ран. В память о трагической гибели Хусайна и его сподвижников в течение первых десяти дней месяца мухаррам — время Ашуры («быть десятым») — проводятся траурные церемонии. Кульминация траура приходится на 10 мухаррама, день смерти Хусайна: в шествиях и представлениях принимает участие множество людей, некоторые бьют себя по плечам и спине металлическими цепями. Кроме имамитов в шиитском направлении имеются и другие ответвления. Наиболее значительные — зайдиты и исмаилиты. Зайдитское (от имени Зайда ибн Али, внука Хусайна) ответвление образовалось в VIII — начале IХ вв. Зайдиты признают право на имамат только за потомками Али, но отрицают его божественную природу. Возникновение исмаилизма, сыгравшего значительную роль в истории стран мусульманского Востока, относится к середине VIII в. Большинство шиитов признало преемником шестого имама Джафара ас-Садика (ок. 700–765) его четвертого сына Мусу ал-Казима (умер в 799 г.). Однако часть шиитов стала считать наследником другого сына — Исмаила, но он умер раньше отца. После смерти Джафара эта группа шиитов объявила седьмым имамом сына Исмаила — Мухаммада. Исмаилиты выработали свою идеологическую систему, состоящую из «внешней» доктрины, доступной для всех, почти не отличающейся от учения имамитов, и «внутренней» — тайной, эзотерической, предназначенной только посвященным. «Внутренняя» доктрина включает аллегорическое толкование Корана и философско-богословское учение о Боге-абсолюте, мировом разуме, мировой душе, совершенном человеке, адаптировавшее идеи Платона, Аристотеля и неоплатоников. Исмаилиты образовали в отдельных частях халифата обособленные религиозные общины, известные под разными названиями. Некоторые из них, например, карматы, фатимидские исмаилиты давно стали достоянием истории, другие — друзы, низариты, мусталиты — сохранились до настоящего времени.


Суфизм (ат-тасаввуф) — сложное, многоплановое религиозное мировоззрение, относительно которого в науке еще не сложилось единого суждения. Чаще всего его характеризуют как мистико-аскетическое направление в рамках ислама, или исламский мистицизм. Наиболее известное название этого направления — суфизм, также как и ат-тасаввуф, восходит, по мнению многих ученых, к слову «суф» («шерсть»), поскольку аскеты-отшельники, мистики носили грубое шерстяное одеяние. Последователи суфизма считают возможным непосредственное духовное общение (соединение) человека с божеством. Достигнуть состояния близости к Аллаху, согласно учению суфиев, может человек, идущий по «пути» к Богу с любовью к нему в сердце, путем экстаза или внутреннего озарения. В основу суфийских концепций мистического «пути» была положена идея нравствен ного очищения и совершенствования человека. Этапы мистического пути к Богу начинаются с благочестивой жизни согласно общим законам ислама — шариата. Второй этап — тарикат — путь овладения сводом морально-этических положений и психологических приемов для приближения к Аллаху. Духовный опыт суфии приобретают, последовательно вырабатывая у себя такие качества, как терпение, воздержание, богобоязненность, стремление к бедности. Достижение каждого качества является ступенью на пути приближения к божеству. Переходить к следующей ступени можно только после выполнения всех требований, предъявляемых к предыдущей стадии. Суфии разработали теорию устойчивых (макамат) и кратковременных, возникающих спонтанно (хал) психических состояний, которые приближают их к Истине (Богу). Третья и высшая стадия постижения Истины — хакикат («истина») предполагает духовное растворение в Боге. Достижение мистического экстаза на пути к Богу осуществляется через ритуал зикра («упоминание») — многократного повторения имен Бога вслух или про себя. В общем «громком зикре» для вхождения в транс используются пение, музыка, танец со сменой частоты ритма и дыхания. Благодаря близким и понятным народу морально-этическим идеалам социальной справедливости и равенства людей перед Богом идеи суфизма в середине XI в. распространились по всему мусульманскому миру.

Шариат («прямой, правильный путь») — совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада, общий идейный источник, религиозно-этическая основа мусульманского права (ал-фикх). Большинство богословов считает, что поскольку в основу шариата легли положения, закрепленные Кораном и Сунной, то шариат также является божественным, данным раз и навсегда. Нормами шариата регулируется вся жизнь мусульманской общины: определяются правила выполнения религиозных обрядов и правила ведения хозяйства, налогообложения, аренды, торговли, охоты и рыболовства, условия заключения и расторжения брака, нормы морали и этики, запреты и меры наказания и пр. Понятия «шариат», «законы шариата» не имеют юридического смысла и используются для характеристики такого обобщающего понятия, как мусульманский образ жизни. Шариат предписывает всем совершеннолетним дееспособным мусульманам соблюдение целого ряда предписаний и запретов. Мусульманское право и правоведение (ал-фикх) является составной частью шариата. На начальном этапе истории мусульманской общины не существовало никакой системы судопроизводства. Мухаммад лично решал судебные вопросы и выносил приговоры. Первые упоминания о назначении специальных судей (кади), которым халиф передоверял свои функции, относятся ко времени халифа Омара. Выполнение обязанностей судьи рассматривалось как религиозный долг по отношению к мусульманской общине. В теории кади не должны были получать жалования, но фактически жили на пенсии, выделяемые из доходов с имуществ, переданных в распоряжение культовых учреждений в благотворительных целях (вакф). Единственным источником вероучения и права первоначально признавался только Коран. При Омейядах вторым источником были признаны хадисы. Однако и хадисы не могли ответить на все практические запросы, возникавшие в развивавшемся феодальном обществе. Постепенно был выработан комплекс правовых норм (ал-фикх), получивших религиозную санкцию.

Глава III Распространение и развитие Ислама в разных странах




В настоящее время, по мнению многих специалистов, можно наблюдать явления, которые условно называют исламским ренессансом. Во всем мире увеличивается интерес к этой религии, растет число приверженцев ислама, причем не только в традиционных для мусульманского мира странах Востока, но и в Западной и Центральной Европе. На процесс быстрого распространения ислама влияют характерные особенности этой религии:

А) Ислам возник значительно позже других религий, отсюда его активная роль в современном мире. Многие исследователи полагают, что ислам еще далеко не исчерпал своих возможностей, пребывает в расцвете сил.

Б) Отсутствие четкой иерархии духовенства. Отсюда происходит гибкость ислама как религиозной системы.

В) Догматы ислама по сравнению с некоторыми другими религиями (например, с буддизмом) относительно несложны и доступны пониманию малообразованных людей.

Г) Ислам, в отличие от многих других религий (в том числе и монотеистических, таких как, например, христианство), в крайне широкой степени охватывает все сферы жизни и деятельности верующих.

В современном мире ислам в наибольшей степени распространен на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, в Центральной Азии, частично – в Закавказье (Азербайджан), в России (на Северном Кавказе, в Поволжье и Приуралье). Крупные мусульманские общины находятся в ряде стран Западной и Южной Европы, в Северной Америке, а также в Тропической и Южной Африке. В 28 государствах ислам признан государственной или официальной религией. Наибольшее количество мусульман проживает в настоящее время в Западной, Южной, ЮгоВосточной Азии и Северной Африке.

Сунниты в основном сосредоточены на Ближнем Востоке (Аравийский полуостров, Сирия и др.), в Южной Азии (Индия, Пакистан, Индонезия и др.), в Центральной Азии, в странах Магриба, в Судане, Турции.

Шииты преимущественно населяют Иран, Ирак, Ливан, Йемен, Бахрейн и Азербайджан. Кроме того, незначительные группы шиитов живут в Афганистане, Пакистане, Индии, Сирии и Таджикистане. Различные мусульманские страны в современных условиях развиваются по-разному. Так, в Египте и Турции, несмотря на определенное усиление фундаментализма, все же в большей степени возобладали тенденции развития по еврокапиталистическому пути с неизбежным изменением традиционных устоев.