Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иные государства, прежде всего монархии Аравийского полуострова, сохраняют глубокую приверженность традиционным нормам ислама. Есть и третий, наиболее жесткий вариант. Его сторонники полностью отрицают все, что несет с собой влияние Запада. Подобным образом развивается ситуация на значительной части Ирака и Сирии (контролируемых террористическими исламистскими организациями), в Афганистане.
Среди прочих мусульманских стран некоторым особняком стоит Иран, населенный в основном мусульманами-шиитами. В середине ХХ в. иранский шах Реза Пехлеви начал проводить курс на европеизацию и модернизацию, но впоследствии, в 1970-х гг., эта политика привела к массовому недовольству. В итоге в Иране произошла исламская революция, государство было провозглашено Исламской республикой (1979 г.) во главе с аятоллой (шиитский религиозный титул) Хомейни и стало одним из главных оплотов фундаментализма, который, однако, не носит агрессивного характера. Наступившее столетие покажет, какой из трех путей станет оптимальным для развития мусульманских государств, что ждет их в перспективе, насколько удастся преодолеть террористический характер радикальных исламистских течений и не допустить скатывания исламского мира в пропасть.
Заключение
Завершая изложение, можно сказать об огромной роли мировых религии в человеческой истории. Они в значительной степени определяли и определяют векторы социальной динамики, глубину культурного освоения мира. Мировые религии отличаются высокой степенью концептуального, догматического выражения. Тщательная и разносторонняя разработка религиозных представлений обеспечивается в них теоретической, метафизической оснащенностью. Так обеспечивается необходимый универсализм мировых религий. Кроме того, они обладают полиформизмом догматики, что позволяет верифицировать различные мировоззренческие положения, давать разные трактовки священных текстов, разнообразить исповедания и религиозную практику. В связи с этим представитель любой культуры, любой социальной идентичности может стать последователем этих религий. Мировые религии также серьезно откликаются на общественную жизнь, на проблемы, волнующие людей в их повседневности. Они предполагают широкое участие всех верующих в обрядовых церемониях, обращены по сути дела к каждому отдельному приверженцу этой веры. В мировых религиях также содержится указание на награду, которая задается правильным и достойным поведением верующих.
Мусульмане в основной своей массе проживают на сегодняшний день на Ближнем Востоке, Северной Африке и Азии. Разные по численности мусульманские общины существуют практически во всех государствах мира.
Список литературы
1 Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2001., с. 159-171
2 Религиоведение / Под ред. И.Р. Камилова. М.: НОРМА-М, 2002., с. 289-319
3 «Азия и Африка сегодня», М., 2008 г., №1, с. 46-51
4 Шахов А. Ислам и «Голливуд арабского Востока» //Азия и Африка сегодня. - 2000. - №1, с. 64-67
5 Марданшин М.М. История ислама (с углубленным изучением истории и культуры ислама): Учебное пособие / М.М. Марданшин. – Казань: Изд-во «ЯЗ», 2012. – 225 с.
6 Д. И. Стогов «Ислам: История и Современность»., Учебное пособие, Санкт-Петербург Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018., с. 45-46