Файл: Возникновение Ислама и характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВО РГУПС)

Филиал РГУПС в г. Воронеж

Кафедра: Социально-гуманитарные, естественно-научные и общепрофессиональные дисциплины

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«История»

на тему

«Возникновение Ислама и характеристика»



Рецензент:

Выполнил:




/

Гостева С.Р.

Студент 1 курса филиала РГУПС в г. Воронеж

(подпись)




(Ф.И.О.)


Лупандин Всеволод Владимирович










Ф.И.О. студента










шифр:
















«




»







20




г.

Воронеж, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ




Введение 4

Глава I Возникновение Ислама 7

Глава II Основные направления и течения в Исламе 14

Глава III Распространение и развитие Ислама в разных странах 20

Заключение 23

Список литературы 24


Введение



Целью религии Ислам является сделать людей счастливыми. Люди, придерживающиеся Законов Ислама, приобретут счастье в этой и в будущей жизни.

Первое, к чему стремится Ислам и что старается довести до сознания людей, – это утверждение существования Создателя этой Вселенной. Поскольку для каждой созданной вещи необходим создатель, а предметы не появились сами по себе, точно так же и эта Вселенная со всеми существующими совершенными созданиями в ней является доказательством существования Великого Создателя ― Всевышнего и Благословенного Аллаха.


Ислам стремится очистить веру в Бога от всего, что может опорочить ее из числа предрассудков и ложных представлений.

Второй задачей и целью Ислама, которую нужно довести до сознания людей после единобожия, является вера во всех посланников Аллаха, от первого и до последнего – Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Важно достичь доверия к их словам и действиям, принимать их и любить, верить в то, что все они – братья.

Также Ислам стремится к очищению души человека и её возвышению посредством поклонения своему Господу и поддержания прямой связи со своим Создателем. Людям предписано поклоняться непосредственно Аллаху без каких-либо посредников между ними и Всевышним. Мусульманин в своём поклонении обращается к своему Господу, взывает к Нему, просит Его, молит о прощении грехов. Он знает, что Аллах слышит и видит его, при этом не нуждается в каких–либо посредниках: ни в ангеле, ни в пророке и ни в ком другом.

Ислам стремится защитить права человека и оберегать его жизненно необходимые потребности, проявляя заботу о его жизни, о его здоровье, о его разуме, о его имуществе, о его чести и о его религии.

Большинство предписаний Ислама обеспечивают полную защиту этих жизненно необходимых потребностей, ведь Ислам предписывает уделять внимание тому, что является благом для человека, запрещая покушаться на это.

Также Ислам стремится воспитать образцового человека, украсив его прекрасным нравом и похвальными качествами. Эта религия побуждает людей к благонравию, предостерегает их от любого дурного нрава. Она побуждает их к терпению, перенесению невзгод, уверенности в себе, правдивости, верности, справедливости, а также к милосердию, стыдливости, благодеянию к людям, оказанию им помощи, щедрости, скромности и целомудрию.

Ислам предостерегает людей от несправедливости, зависти, мошенничества, беспомощности, лени, обмана, предательства, ругательств и оскорблений, враждебности к людям, проявления пренебрежения и издевательства над слабыми и бедными и тому подобное. И тот, кто придерживается прекрасного нрава, для того уготована великая награда.

Ислам предписал человеку соблюдать права своих родителей, детей, супруги, родственников, соседей. Более того, он установил права по отношению к животным и окружающей природе.

Ислам стремится оказать почтение женщине. В момент прихода последнего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), женщина была отвергнутым созданием. Так, в некоторых религиях она считалась разновидностью нечистот, в других же она являлась причиной изгнания человека из Рая. Ислам же повелел почитать женщину, будь она дочерью, женой, сестрой или матерью, даровав ей права, которых она была лишена прежде, оберегая её от пренебрежения и попирания ее прав, дабы не стала она дешёвым товаром, предназначенным для удовлетворения мужской похоти.



Также Ислам стремится построить общество, основанное на благодетели, любви, справедливости и взаимопомощи. Исламское общество несёт ответственность за противодействие лицам, совершающим несправедливость, наказывая их, а также за оказание помощи обиженному, возвращая ему положенное. Ислам не позволяет состоятельному человеку проявлять излишество в своём имуществе (как, например, человек мило расходует на свою собачку, в то время как его сосед умирает от голода). Также не допускает того, чтобы бедный по причине своей бедности начал прибегать к преступлениям и воровству, тем самым нарушая безопасность и спокойствие в обществе.

Ислам стремится распространить мир на Земле путём провозглашения братства в религии. Все верующие мусульмане являются братьями, они повелевают одобряемое и запрещают порицаемое, представляют собой единое целое несмотря на то, что живут в разных точках мира. Они любят друг друга так, что стираются все различия между ними, будь то разница в происхождении, цвете кожи, расе, благосостоянии или в их количестве.

Ислам стремится побудить людей к приобретению знаний как религиозных, так и светских, таких как медицина, инженерное знание, астрономия и другие, внося значительный вклад в дело прогресса.

Ислам – это религия милости, благословения и добродетели, которая побуждает своих последователей приносить пользу человеку, строить свои взаимоотношения с другими наилучшим образом, распространять дух братства, сплоченности и взаимопомощи, дабы жили все, как одна семья.

Глава I Возникновение Ислама



Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу") является одной из наиболее распространенных религий мира.

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.

Ислам возник в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникновением классового общества. В ту пору через Западную Аравию (Хиджаз) проходил караванный путь, что привело к появлению таких крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В последнем широко развернулась торговля, ремесла, и он превратился в крупный политический центр. Однако Ирану удалось захватить Йемен и установить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути, ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран. Караванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также нападения соседних государств и племен приводят к экономическому упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числа неимущих, обострению внутри общества глубоких противоречий. Потребности времени делали необходимым политическое объединение разрозненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама. Ислам возникал не сразу, его появлению предшествовали учения ханифов - ранней формы арабского монотеизма. Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен, наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, становились обязательными для менее развитых в экономическом отношении родов и племен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов, ему принадлежало древнее святилище Кааба (ар. - куб.), находящееся в Мекке, построенное задолго до появления ислама. В наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме черного камня были размещены более 300 племенных богов, поэтому она считалась центром религиозного культа для многих племен, проживающих вокруг Мекки. Племенного бога мекканских курейшитов - Аллаха (араб. "аль-Илах") сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов* На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые пережитки староарабских культов.


Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570 - 632), одного из активных мекканскйх ханифов. Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке. Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии, названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха, говорил о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы морали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благотворительной помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда не встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее - Медина, т.е. город пророка), где некоторые племена исповедовали иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой своих приверженцевмухаджиров переселился в Медину, находившуюся в сложных отношениях с Меккой и не раз вступавшую с ней в вооруженную борьбу. От этого события (ар. "Хиджра" - переселение) ведется мусульманское летоисчисление. В Медине Мухаммед стал главой объединения, в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному признаку. Предложенная Мухаммедом новая организация общины нашла отклик у мединских низов, увидевших в ней ту защиту и поддержку, которые им обеспечивали когда-то родоплеменные отношения, а воинствующий характер новой общины, направленный поначалу против мекканцев, привлек на сторону Мухаммеда и часть мединской знати. В результате была создана мусульманская община (умма), члены которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская община носила не только религиозный, но и политический характер. Между Мединой и Меккой в течение ряда лет шла ожесточенная борьба, носившая ярко выраженную религиозную окраску. Лишь в 630 г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское феодально-теократическое государство получило название Арабский Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухаммеда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства. Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением завоевательных войн, что способствовало расширению границ халифата.


Начальный этап истории ислама связан с деятельностью Пророка Мухаммада. Главным источником для биографии Пророка послужили рассказы (хадисы) о жизни, деяниях и речах Пророка, собранные почти через сто лет после его смерти мухаддисом (знатоком хадисов) Ибн Исхаком и составившие «Жизнеописание (Сира) Пророка Мухаммада», дошедшее до нас в более поздней редакции Ибн Хишама (IX в.).

Реальные факты из жизни Пророка в сочетании с легендами создают образ избранника Бога, отмеченного печатью милости Аллаха, получившего знаки благорасположения и помощь высших сил. Мухаммад родился около 570 г. в Мекке в небогатой, но знатной семье и по рождению принадлежал к клану Хашим племени Курайш. Рано оставшись сиротой, Мухаммад воспитывался дедом, а затем дядей. После женитьбы на богатой вдове Хадидже стал заниматься караванной торговлей. Уже в зрелом возрасте у него появилась склонность к размышлениям, он любил уединяться в окрестных горах, иногда проводя там по нескольку дней. В один из таких моментов, примерно в 610 г., в пещере на горе Хира на Мухаммада нахлынуло видение: ему явился некий «дух», в руках он держал книгу, завернутую в парчовое покрывало. Ибн Хишам в «Жизнеописании Пророка Мухаммада» приводит рассказ о том, как «дух» приказывал Мухаммаду читать, но тот отказывался, говоря, что неграмотен. Только на третий раз он согласился и прочитал вслед за «духом»: «Читай! Во имя господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (Коран 96:1–5). Очнувшись, Мухаммад вышел из пещеры и, дойдя до середины горы, услышал голос с неба: «О Мухаммад, ты посланник Аллаха, а я Джибрил». Так, согласно преданию, началось пророческое служение Мухаммада, продолжавшееся вплоть до его смерти в 632 г. Сначала Мухаммад обращался только к родственникам и тем, кто интересовался его проповедью. Их было немного — в основном, бедняки, рабы и рабыни, видевшие в нем защитника своих интересов, и несколько богатых купцов, в том числе будущий первый Праведный халиф Абу-Бакр. Мухаммад прославлял Единого Бога, призывал отказаться от поклонения идолам, угрожал грядущим загробным наказанием. Эмоциональная и временами яростная проповедь единобожия не привлекла особого внимания мекканцев: они принимали его за прорицателя или одержимого поэта. Однако верхушка курайшитов, владевшая привилегиями и доходами от обслуживания паломников, приезжавших в Мекку для поклонения идолам, сразу восприняла проповедь Мухаммада враждебно, поскольку они видели в ней угрозу своим экономическим интересам. Последователи Мухаммада, особенно рабы и бедняки, подвергались суровым преследованиям: их связывали веревками, оставляли под палящим солнцем и даже убивали. Более состоятельные сторонники Мухаммада оказались на грани финансового краха из-за запрета, наложенного на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашима.