Файл: Министерство образования Оренбургской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 385

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Министерство образования Оренбургской области

ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука







ХХ ЗОНАЛЬНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЧНО-ЗАОЧНАЯ
НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ



«ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

НА АКТУЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ»





Бузулук,2016г.





ВЗГЛЯД

МОЛОДЫХ

ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

НА АКТУЛЬНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ


ББК 74.5

В-

Печатается по решению научно - методического совета.

Протокол № 2 от 24 ноября 2015 года.





В- Взгляд молодых исследователей на актуальные проблемы современной науки: Материалы ХХ зональной студенческой очно- заочной научно -практической конференции. - Бузулук, 2016.- с.


Издается в авторской редакции.


ББК 74.5

© Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж» г. Бузулука.
Содержание

Естественно – научные дисциплины

1. А. Булычева. Самостоятельная работа на уроках математики как средство развития математического мышления………………………………………………………………6

2. О. Вотякова. Пропаганда здоровьесбережения в образовательном пространстве как условие подготовки конкурентоспособного выпускника……………………...8

3. Н. Ишимова. Обучение школьников решению составных задач………………………….9

4. В. Лытонина. Индивидуальный подход к младшим школьникам при обучении в решении простых задач………………………………………………………………….14

5. М. Мещерякова. Развитие познавательного интереса учащихся, посредством использования занимательных задач в начальном курсе математики……………….16

6. З. Муцелханова.Развитие творческих способностей учащихся на уроке математике ..18

7. Ю. Сидельникова. Стимулирование познавательной деятельности младших школьников на уроках математики…………………………………………………….19

8. М. Советникова. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения математики……………………………………………………………………21

9. Е. Толкачева. Влияние ростактивирующих вешеств на всхожесть семян длительного хранения на примере томата………………………………………………………..….24

10. Д. Хасонова. Современные методы внеклассной работы для младших школьников по естествознанию…………………………………………………………………….…….26

11. Н. Шеханских. Методы работы с естествоведческим материалом начальных

классов……………………………………………………………………………………30

Психолого-педагогические дисциплины

1. И. Кулакова. Проблемы формирования продуктивных предметов запоминания у младших школьников……………………………………………………………………...34

2. А. Кускова. Факторы, влияющие на статус личности в коллективе…………………….37

3. О. Кучинская. Что такое ЕГЭ и как к нему подготовиться психологически?.................39

4. Л. Морозова. Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей…………….42

5. А. Рожкова. Особенности формирования мотивации достижения и успеха у младших школьников в учебном процессе…………………………………………………………44

6. Н. Чемоданова. Проблемы молодой семьи в современном обществе………...….…….47

Теория, методика и практика дошкольного и начального общего образования

  1. А. Абдрахманова. Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы при изучении глагола………………….. ....................51

  2. К. Абрамова. Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников………………………………......................... 54

  3. А. Вечеря, А. Тулубаева. Языки мира и особенности русского языка как иностранного………………………………………………………………….……... 57

  4. Е. Завалишина. Формирование познавательного интереса младших школьников по средствам обращения фактам истории языка……………………………………………61

  5. И. Захарова. Индивидуальный подход в обучении младших школьников математике…………………………………………………………………………………64

6. М. Зимина. Развитие логического мышления, одна из задач начального курса математики………………………………………………………………………….…….68

  1. Ю. Лебедева. Использование целевых прогулок со старшими дошкольниками в процессе ознакомления с объектами живой природы……………………………… ….70

  2. К. Меренкова .Театрализованная деятельность как одна из форм воспитания детей в ДОУ…………………………………………………………………………………………71

  3. З. Муцелханова. Дидактическая игра как средство развития математических способностей школьников начальных классов…………………………………………74

  4. А. Образцова. Формирование музыкальной культуры учеников начальных классов по средствам внеурочной деятельности ………………………..………………… ..76

  5. Е. Павлова. Школьные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников………………………………………………..................................79

  6. Е. Пескова. Внеурочные формы обучения обществознанию в начальных и классах и их значение в учебно-познавательном процессе …………………………......................83

  7. Л. Плужник. Музыкальные игры на уроках музыки в начальных классах………....86

  8. А. Рыбина. Интерактивные средства наглядности как средство формирования мотивации к изучению русского языка в начальной школе…………………………..88

  9. Т. Сидорова. Орфографическая работа на уроках русского языка с младшими школьниками………………………………………………………………………………90

  10. А. Солуянова. Элементарная опытная работа как средство ознакомления дошкольников с растениями, их ростом и развитием………………………………..93

  11. Н. Тихоненко. Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки…………………………………………………………………………………….96

  12. А. Тулубаева. Метод проектов как средство развития  исследовательской деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром……………………………………………………………………………………… 99

18. А. Тупикова. Развитие познавательной активности у младших школьников посредством беседы на уроках математики……………………………………..……103

19. В. Тутаева. Повышение педагогической культуры родителей посредством разнообразный форм и методов работы семьей…………………………………..108

20. Н. Щеханских. Характеристика процесса обучения в русских и английских идиомах………………………………………………………………………………….111

21. П. Эпова. Ознакомление детей дошкольного возраста с домашними животными..113

Социальные и культурологические дисциплины

1. А. Андреева. Страницы русской истории в отечественном искусстве: кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский»…………………………………………….……...117

2. Е. Васильева. Особенности системы образования в Финляндии……………...…..….119

3. А. Вечеря. Моя семья в годы Великой Отечественной войны…………………..……121

4. А. Гафаров. Информационная война против Российской Федерации…….. …126

5. Е. Дедловская. Благотворительность в России: вчера, сегодня, завтра?....................128

6. Е. Зотов. Пепел Чернобыля стучит в моем сердце…………………………...……....130

7. А. Кузнецова. Великая Отечественная война в истории моей семьи…………….….. 132

8. И. Потапова. Роль философии в формировании культуры личности……...…….....134

9.И. Рогодев. Проблемы терроризма и пути их решения………………………………137

10. А. Рожкова. Современная цивилизация и психическое здоровье личности...…..…141

11. В. Самчеляева, Е. Выдренкова. Насилие в семье, насилие в обществе…………..…144

12. М. Тимофеева. Трудоустройство в период экономического кризиса: миф или реальность? ………………………………………………………………………………146

13. Д. Щербакова. Культурно-познавательный туризм в системе духовно-патриотического воспитания педагогического колледжа……………………………..… 148

.




Естественно – научные

дисциплины

Самостоятельная работа на уроках математики как средство

развития математического мышления

Булычева А.

Научный руководитель: Постникова О.И., преподаватель

ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Урок является основной формой организации учебного процесса. Оттого, насколько творчески он построен, зависят результаты учеников. На уроках математики закладываются основы вычислительных навыков, развивается логическое мышление, происходит своеобразный диалог учителя с каждым учеником. Практика показывает, что главное- развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью. Самостоятельная работа-это метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Самостоятельная работа всегда завершается каким-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. Успех самостоятельной работы зависит от содержания и формы задания, от того, как задание сформулировано и как предъявляется учащимся на уроке, будет видно, какого типа познавательную деятельность оно активизирует, будет понятно как учащиеся должны организовать свою работу. Работая самостоятельно, ученик проявляет инициативу, его темп работы зависит от его работоспособности, склонностей, учебных возможностей, подготовленности. Учащихся необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предложения, догадки, учить делать обобщения изучаемых фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Конкретные вопросы развития математического мышления непосредственно связаны с развитием умственной деятельности школьников. В педагогической психологии многие исследователи пришли к заключению, что основа этой деятельности - приемы и способы, с помощью которых умственная деятельность совершается (Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер, и др.) Овладение умственной деятельностью проходит путем смены способов менее целесообразных и эффективных на более рациональные и совершенные. Задача любого обучения состоит в сокращении этого пути. Очевидно, что развитие форм мышления должно служить достижению данной цели.

Под математическим развитием ребёнка младшего школьного возраста будем понимать целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных (базовых) свойств и качеств математического мышления ребёнка и его способностей к математическому познанию действительности. Эффективность и качество обучения математике определяются не только глубиной и прочностью овладения школьниками системой математических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и уровнем их математического развития, степенью подготовки к самостоятельному овладению знаниями. Таким образом, у школьников должны быть сформированы определённые качества мышления, твёрдые навыки рационального учебного труда, развит познавательный интерес. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Математическое мышление является одним из важнейших компонентов процесса познавательной деятельности учащихся, без целенаправленного развития которого невозможно достичь эффективных результатов в овладении школьниками системой математических знаний, умений и навыков. Формирование математического мышления младших школьников предполагает целенаправленное развитие на предмете математики всех качеств, присущих естественно-научному мышлению, комплекса мыслительных умений, лежащих в основе методов научного познания, в органическом единстве с формами проявления мышления, обусловленными спецификой самой математики, с постоянным акцентом на развитие научно-теоретического мышления.

Одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности учащегося, является самостоятельная работа. Самостоятельная работа-это метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.

Самостоятельность учащихся развивается и тогда, когда им разрешается спорить, предлагать свои оригинальные решения.

1.Тесты с выбором ответа
2.Карточки-задания
3. Математические диктанты
.

Работа парами положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои мысли. Дети чувствуют себя свободнее, так как поиск решения не контролируется учителем. Учащиеся в процессе общения обсуждают полученные результаты, подводят итоги, оказывают помощь друг-другу в поиске ошибок. Все это превращает учение не только в усвоение готовых знаний, но и в процесс познания. При организации с/р. необходимо продумать, как будет вестись контроль за работой учащихся, и оказываться нужная помощь. С этой целью полезно заготовить карточки с образцами решения заданий, предлагаемых ученику. После выполнения задания ученик может самостоятельно его проверить по образцу. Если ответ не совпадает с ответом образца, ученик не может самостоятельно найти ошибку и правильное решение, то на помощь приходит учитель. Для удобства учителю необходимо познакомить учащихся с установкой:

1. старайся решить сам задание;

2. приступай к решению сразу же, как только догадался, как его нужно решить;

3. сообщи учителю о том, что можешь решить задание сам;

4. решив основные задания, не дожидайся решения учителя, при ступай к выполнению дополнительных заданий.

Рассмотрев в теоретической части самостоятельную работу как метод обучения, определили его значимость в развитии и воспитании младших школьников. При формировании навыков самостоятельной работы учитель использует различные виды работ: фронтальную, индивидуальную, групповые. Но только при правильной организации возможно активизация умственной деятельности детей.


Пропаганда здоровьесбережения в образовательном пространстве как условие подготовки конкурентоспособного выпускника

Вотякова О.
Научный руководитель: О.А. Кирильчук, преподаватель

ГАПОУ «Педколледж» г. Бугуруслана

Следует отметить, что между уровнем здоровья учеников и уровнем подготовленности учителя по проблемам здоровья существует четкая зависимость, детерминируемая качеством профессиональной подготовки педагога к работе с учащимися на основе здоровьесберегающих принципов.

Поэтому учебно-воспитательный процесс в педагогическом колледже должен быть направлен, прежде всего, на формирование у будущего педагога осознанного понимания ценности здоровья, что послужит стимулом личной потребности в З.О.Ж.

Исходя из необходимости работы учителя в режиме обеспечения здоровья школьников и в соответствии с требованиями государственного стандарта к выпускнику и с целью повышения валеологической культуры наших студентов, в колледже осуществляет свою деятельность кружок «Педагогической валеология». Опытом работы кружка мы хотели бы поделиться в этом Проекте.

Цель Проекта: создание условий для развития валеологического сознания и валеологической культуры как путей формирования мотивации студентов на здоровый образ жизни; для формирования профессиональной готовности к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.

Содержание (направления) Проекта:

- «Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного»,

- «Психофизиологические основы эффективной организации учебного

процесса»,

- «Теоретические основы здоровьесбережения».

1. Направление «Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного».

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему»(1).

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий.

Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя:

-основу телесной вертикали и телесно-моторную активность,

-использование конторок,

-режим смены динамических поз,

-реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление (3).
2. Направление «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса».

Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет.

Снижение физиологической и психологической цены обучения и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации трех основных принципов:

-рациональная организации учебных занятий;

- соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;

-адекватность требований школы психофизиологическим возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.
3. Направление «Теоретические основы здоровьесбережения».

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение (2).
Список литературы

1. АгоджанянН.А.Экология и здоровье человека.//Вестник новых медицинских технологий № 2. - Тула, 2006.

2. Агоджанян Н. А. Познай себя, человек.- М.: Астрахань, 2005.

3. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 2007.

Обучение школьников решению составных задач

Ишимова Н.Г.
Научный руководитель :Радцева С.В. , преподаватель

ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решение задач способствует формированию у детей полноценных знаний, определяемых программой. Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

Возникает необходимость учить детей не только составлять задачи по выражению, по краткой записи и т.д., но и преобразовывать задачи. В свою очередь необходимо отметить важность данного вида работы над задачами, в особенности это касается составных задач, решение которых детям не всегда дается просто. Отсюда вытекает тема исследования: «Обучение школьников решению составных задач».

Объект исследования: процесс обучения решению задач младших школьников на уроках математики.

Предметом исследования является методика эффективного обучения решению составных задач на уроках математики в начальной школе.

Цель исследования: изучить специфические особенности и пути усовершенствования процесса обучения младших школьников решению составных задач.

Гипотеза исследования: если на уроках математики в начальной школе использовать различные методические приёмы работы над текстовой задачей, то это будет эффективным средством повышения общего уровня умения решать составные задачи по математике.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы были обозначены следующие задачи:

- Изучить общую характеристику текстовой задачи и методику работы над ней;

- Рассмотреть методику обучения решению составных задач на нахождение четвертого пропорционального;

- Обобщить особенности составных задач с величинами.

Краткие выдержки.


Глава 1. Рассмотрим общую характеристику текстовой задачи

Важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, о её структуре, умел решать такие задачи различными способами.

Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения слайд.

Решение задач – это работа несколько необычная, а именно умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.

Математическая задача – это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии [22].

Рассматривая задачу в узком смысле этого понятия, в ней можно выделить следующие составные элементы:

- Словесное изложение сюжета, в котором явно или в завуалированной форме указана функциональная зависимость между величинами, числовые значения которые входят в задачу.

- Числовые значения величин или числовые данные, о которых говорится в тексте задачи.

- Задание, обычно сформулированное в виде вопроса, в котором предлагается узнать неизвестные значения одной или нескольких величин. Эти значения называют искомыми.

Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни.

Задачи выполняют очень важную функцию в начальном курсе математики – они являются полезным средством развития у детей логического мышления, умения проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми явлениями.

1.1.Рассмотрим виды и способы решения текстовых задач.

В начальном курсе математики рассматриваются простые задачи и составные преимущественно в 2-4 действия.

На первом этапе знакомства детей с простой задачей перед учителем возникает одновременно несколько довольно сложных проблем:

- Нужно, чтобы в сознание детей вошли и укрепились вторичные сигналы к определенным понятиям, связанным с задачей;



- Выработать умение видеть в задаче данные числа и искомое число;

- Научить сознательно выбирать действия и определять компоненты этих действий [11].

Для решения составной задачи надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия.

В решении составной задачи появляется существенно новое, сравнительно с решением простой задачи: здесь устанавливается не одна связь, а несколько, в соответствии с которым вырабатываются арифметические действия.

Общепризнанно, что для выработки у учащихся умения решать задачи, важна всесторонняя работа над одной задачей, в частности, и решение её различными способами.

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

В качестве основных в математике различают арифметический и алгебраический способы решения задач. При арифметическом способе ответ на вопрос задачи находится в результате выполнения арифметических действий над числами.

При алгебраическом способе ответ на вопрос задачи находится в результате составления и решения уравнения.

Графический способ даёт возможность более тесно установить связь между арифметическим и геометрическим материалами, развить функциональное мышление детей.

Решение задач различными способами – дело непростое, требующее глубоких математических знаний и умения отыскивать наиболее рациональные решения, что определенно влияет на общий уровень развития младшего школьника.

Учитель должен предусмотреть в методике обучения решению задач такие ступени:

- Подготовительную работу к решению задач;

- Ознакомление с решением задач;

- Закрепление умения решать задачи.

Одним из важных условий для правильного обобщения младшими школьниками способа решения задач определенного вида является решение достаточного числа их.

Выработке умения решать задачи рассматриваемого вида помогают так называемые упражнения творческого характера.

решение задач повышенной трудности, решение задач несколькими способами, решение задач с недостающими и лишними данными, решение задач, имеющих несколько решений, а так же упражнения в составлении и преобразовании задач.

Проведя теоретический анализ методической литературы по изучаемой нами проблеме, необходимо сделать следующие выводы.

Выступая в роли конкретного материала для формирования знаний, задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни.


Правильно организованная работа по изучению элементарных понятий, необходимых для решения простых задач, станут в последующем гарантом успешной деятельности по работе над составными задачами.

Специфика работы над составной задачей.

Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению.

Для построения наиболее эффективного процесса работы над составными задачами можно порекомендовать использовать с учениками определенный алгоритм, составленный в виде памятки

Процесс решения составной задачи проходит в несколько этапов: эти этапы представлены следующим образом.

- ознакомление с содержанием задачи,

- анализ условия задачи,

- поиск плана решения задачи,

- составление плана решения задачи,

- запись решения и ответа,

- работа над задачей после ее решения [9].

Анализируя специальную литературу различных авторов, удалось выделить следующие методические приемы формирования умения решать задачи:

-фронтальная беседа;

-преобразование простой задачи в составную;

-составление условия по данному решению;

-решение задач с недостающими и избыточными условиями;

-изменение одного из данных задачи;

-интерпретация задачи в виде схемы или таблицы и др.

Методика обучения решению составных задач на нахождение четвертого пропорционального.

Задача на нахождение четвертого пропорционального – это задача, в которой даны три величины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна постоянная, при этом известны два значения одной переменной величины и одно из соответствующих значений другой переменной величины, а второе значение этой величины является искомым [6].

Основным способом решения задач такого вида в начальной школе – арифметический (нахождение значения постоянной величины и нахождением отношения двух значений одной величины), также практикуется и алгебраический способ решения (уравнением),рассматривают преимущественно задачи с прямо пропорциональной зависимостью с такими группами величин [10]:

- цена, количество, стоимость;

- масса одного предмета, число предметов, общая масса;

- емкость одного сосуда, число сосудов, общая емкость;


- выработка (производительность) в единицу времени, время работы, общая выработка;

- расход материи на одну вещь, число вещей, общий расход материи.

Рассмотрим виды задач с пропорциональными величинами.

Задача на пропорциональное деление включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и сумма соответствующих значений другой переменной, слагаемые этой суммы являются искомыми [10].

При ознакомлении с задачами на пропорциональное деление следует получить задачи этого вида путем совместной с учащимися работы по преобразованию задач на нахождение четвертого пропорционального в задачи нового вида.

Методика обучения решению составных задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

Задача на нахождение неизвестного по двум разностям включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и разность соответствующих значений другой переменной, а сами значения этой переменной являются искомыми [9].

При ознакомлении с задачами на нахождение неизвестного по двум разностям следует учитывать опыт учащихся, полученный в процессе решения задач на пропорциональное деление. Задачи нового типа могут быть получены из решенных задач на пропорциональное деление.

Задача на движение включает три величины: скорость, время, расстояние, которые связаны пропорциональной зависимостью.

Различают простые и составные задачи на движение. Составные задачи на движение подразделяют на задачи на движение в одном направлении, задачи на сближение объектов, задачи на удаление объектов, задачи на движение по реке.

Перед решением таких задач следует проиллюстрировать на схеме и в инсценировке, что «встречное движение» – тоже движение в «противоположных направлениях», что после встречи, если скорости тел не изменились, они будут «удаляться» друг от друга с той же скоростью, с какой «сближались». Поэтому скорость удаления тоже равна сумме скоростей движущихся тел.

Таким образом, рассмотрев основные положения методики работы над составными задачами в школе, приходим к следующим выводам.