Файл: Министерство образования Оренбургской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При ознакомлении с составными задачами важно:

  1. уяснить основное отличие составной задачи от простой;

  2. установить соответствующую систему связей между данными и искомым;

3) использовать схемы, чертежи и другие виды моделирования;

4) использовать занимательные задачи и задачи развивающего характера.

При обучении младших школьников решению составных задач возникают объективные и субъективные причины, влияющие на уровень понимания особенностей таких задач. Учителю необходимо формировать у школьников знания о задачах, методах и способах решения, о процессе решения, этапах этого процесса, о содержании и целях каждого этапа; вырабатывать умения разбиения задачи на составные части, использовать различные методы решения, применять разнообразные приемы, помогающие понять задачу, формировать умения решать задачи последовательно.

Математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения.
Индивидуальный подход к младшим школьникам при обучении в решении простых задач

Лытонина В.
Научный руководитель:Радцева С.В., преподаватель

ГАПОУ «Педколледж»г. Бузулука
Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности?

Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливать к каждому отдельному ученику.

Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени.

Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика.


1.Теоретические аспекты индивидуального способа к младшим школьникам.

Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей.Настойчивыми пропагандистами вдумчивого изучения индивидуальности детей были Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский Индивидуальные различия младших школьников были предметом специального изучения ряда советских психологов.

Подобно тому как дети различают по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда.

Л. К. Назарова показала, что ученики,находясь в среде с более подготовленными при правильной организации учебной работы получают полезные знания и умения, потому что вся деятельность в классе происходит на высоком уровне трудности.

Практика показывает, что наблюдательный и опытный учитель может определить типологические особенности учеников, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств – в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее воспитание, чем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к дисциплине, труду, поведению в обществе.

2. Индивидуализация в обучении младших школьников решению простых задач.

(Слайд 6) С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами.

Любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нём условие, т.е. ту часть, где содержатся сведения об известных и неизвестных значениях величин, об отношениях между ними, и требование – все неизвестные величины или отношения между ними, которые надо найти.

В каждой задаче можно выделить:

Текстовые задачи имеют и другие названия: практические, аналитические, арифметические и др.Л.М. Фридман называет такие задачи сюжетными. И понимает под этим словом задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений.



Вопрос о том, как научить детей устанавливать связи между данными и искомыми в текстовой задаче и в соответствии с этим выбрать, а затем выполнить арифметические действия, решается в методической науке по-разному.

Тем не менее, все многообразие методических рекомендаций, связанных с обучением младших школьников решению задач, целесообразно рассматривать с точки зрения двух принципиально отличающихся друг от друга подходов.

При одном подходе дети сначала учатся решать простые задачи, а затем составленные, включающие в себя различные сочетания простых задач.

В связи с этим, в зависимости от тех понятий, которые рассматриваются в курсе математики начальных классов, простые задачи делятся на три группы.

Процесс решения текстовой задачи предполагает прежде всего анализ ее текста. Целью анализа является выделение условия, вопроса, неизвестных, выявление отношений между ними и выбор арифметического действия, выполнение которого позволит ответить на вопрос задачи.

Чтобы научить ребенка работе над текстовой задачей, учитель может использовать различные приемы обучения, соответствующие совершенствованию логического мышления и творческих способностей детей.

Рассмотрим несколько конкретных примеров работы над задачей.

Учитель дает учащимся следующие команды:

- Выберите слова, характеризующие сюжет задачи.

- Соотнесите предложенные объекты со схемой, указав количественные характеристики.

- Сформулируйте текст задачи.

- О какой величине говорится в задаче?

- Как иначе можно сформулировать требование?

Далее учитель предлагает ученикам самостоятельно решить эту задачу.

Данный прием развивает коммуникативные способности ребенка, способность неординарно мыслить, и рассчитан на учащихся не младше второго класса. (слайд 13, п.2)

Цель данного приема состоит в том, чтобы учить школьников выделять основные структурные компоненты задачи (условие и требование). Подобрав специальным образом численные данные, учитель может использовать этот прием в любом классе начальной школы.

Учитель дает следующие команды детям:

- Прочитайте задачи.

- Что общего в данных задачах? (Сюжет, требование).

- Что можно сказать об объектах и количественных характеристиках задач? (Часть объектов и их количественные характеристики в первой и второй задачах, а также во второй и третьей задачах одинаковые).


- Сформулируйте текст одной задачи, используя все объекты и их количественные характеристики.

Цель данного приема состоит в том, чтобы учить детей соотносить текстовую задачу с предложенным решением.

- Составьте задачу по первому равенству.

- Составьте задачу по второму равенству.

- Сформулируйте текст задачи, опираясь на два действия.

Цель данного приема состоит в том, чтобы учить детей находить математические модели в реальной ситуации, учить переводить сюжетную ситуацию на математический язык.

Рассмотренные приемы работы над текстовой задачей достаточно разнообразны, однако, они рассчитаны в основном на учащихся с уровнем знаний выше среднего. У учеников, которые обладают низким или средним уровнем, эти приемы работы над текстовой задачей позволяют, с помощью учителя или других учащихся, повысить уровень их обученности.

Итак, работая над данной темой можно установить, что в арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Поэтому учителю в обязательном порядке необходимо знать причины неуспеваемости младших школьников, индивидуальные особенности этих детей, а также учитель должен знать, как организовывать свою работу с детьми, имеющими индивидуальные особенности, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен.


Развитие познавательного интереса учащихся, посредством использования занимательных задач в начальном курсе математики

Мещерякова М.
Научный руководитель: Постникова О.И.,преподаватель

ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Основная цель, которая определяет направление всего процесса обучения математики, - Развитие познавательного интереса учащихся, посредством использования занимательных задач в начальном курсе математики. Работа по развитию познавательного интереса осуществляется на любом занятии, и все-таки урокам математике принадлежит ведущая роль.

Основу начального курса математики составляет всестороннее развитие познавательного интереса в начальном курсе математики.

Следовательно, развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики является актуальной проблемой.

Из вышесказанного следует, что тема является актуальной.

Для современной школы исключительно важной проблемой является развитие познавательного интереса, посредством использования занимательных задач. В настоящее время всем очевидна необходимость использования занимательных задач для развития познавательного интереса обучающегося. Развитие познавательного интереса обучающегося важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование познавательного интереса, посредством занимательных задач в младшем школьном возрасте.

Каждый возрастной период имеет свой ведущий вид деятельности:

-в дошкольном возрасте - игра,

-в младшем школьном - учение, в среднем школьном - общественно полезная деятельность -во всех ее вариантах (учебная, трудовая, художественная, спортивная),

-в старшем школьном возрасте - особая форма учебной деятельности, которая имеет проф- ориентационный характер.

Предпосылками учебной деятельности учащегося является наличие цели, физиологическая и психологическая готовность к обучению, желание учиться, сосредоточение внимания на учебной деятельности и надлежащий уровень развития. Существуют два основных варианта учебной деятельности учащихся под руководством учителя и самостоятельная.

Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается

 и формируется в  деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов: