Файл: Министерство образования Оренбургской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 389

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;

б) определенная организация  познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые  знания о мире.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово "занимательный” как "способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания стал более продуктивным.

Существует четыре уровня развития познавательного интереса.

Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.

При включении занимательных задач в учебный процесс нужно помнить, что они не должны выступать прямым стимулом при обучении данной (да и любой другой) дисциплины. Иногда имеет смысл использовать занимательные задачи для эмоциональной разгрузки, но нельзя акцентировать на этом внимание обучаемых.

Приемы занимательности часто связаны с общими проблемами обучения: развитием приемов мышления, обще учебных умений и навыков и т.д.

Значит, кроме прироста математических знаний, умений и навыков, математические задания часто выполняют и другие, не менее важные цели: развитие мышления и способностей ученика.


Развитие творческих способностей учащихся на уроке математике в начальной школе

Муцелханова З.
Научный руководитель: Постникова О.И., преподаватель

ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых.

Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творчества в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка.


Творчество – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности.

Творчество является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Творчество порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Творчество человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития творчества.

Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творчества в младшем школьном возрасте.

В начальных классах, особенно в первом, только начинает формировать способы учебной работы. Поэтому необходима непрерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности.

Можно выделить принципы, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творчество:

1. Внимательное отношение к необычным вопросам.

2. Уважительное отношение к необычным идеям.

3. Показать детям, что их идеи имеют ценность.

4. Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.

Мы использовали следующие методы и приемы:

1.Дидактические игры

2.Создание проблемных ситуаций

3.Эвристические задачи

Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что способствует повышению интереса к уроку, занимательности самих уроков.

Таким образом, мы привели неполный перечень продуктивных методов и приемов. Эти и другие методы и приемы способствуют развитию интеллектуальных способностей младших школьников.

Развитие творчества на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.


Стимулирование познавательной деятельности на уроках математики

Сидельникова Ю.
Научный руководитель: Постникова О.И., преподаватель

ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Современное российское образование направлено «на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора, освоение профессиональных образовательных программ».Актуальность данной работы основана на противоречии между высокими требованиями к повышению качества знаний учеников и их уровнем развития познавательной деятельности.

Основные цели начального курса математики – обеспечить числовую грамотность учащихся и умение производить все арифметические действия в области неотрицательных целых чисел; способствовать начальному математическому развитию, включающему в себя умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, проводить простейшие обобщения и объяснять их на новых конкретных примерах, а также развитию математической памяти и речи.

Тормозит познавательную активность однообразная деятельность на уроке. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок

Развитие интереса к предмету реализуется в учебниках через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексных характер, т.е. требующие применение знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы.


В своей практике мы использовали различные ситуации стимулирования познавательной деятельности. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Если ученик  выполняет посильные для него задания, то он  работает на уроке с интересом.

Одной из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может.

Педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал. 

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

.       Стимулирование познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Группу методов стимулирования можно условно подразделить на большие подгруппы.

Также пробуждает познавательную деятельность использование наглядного и дидактического материала.Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям.

Задания, способствующие стимулированию познавательной деятельности учащихся при обучении математике.
На уроке знакомства с прибавлением числа к сумме можно предложить учащимся такую последовательность упражнений.

Для уроков математики можно подобрать много занимательных задач, которые дети очень любят решать. Вот отрывок из стихотворения С.Маршака «Почта».

Представлены задания для самостоятельной работы в форме тестирования.


Знание таблицы умножения можно проверить в процессе фронтальной работы с использованием сигнальных карточек и игр.

ИГРА «Да» и «Нет»

Используются сигнальные карточки, представляющие собой прямоугольник, окрашенный с одной стороны в зелёный цвет «Да» , с другой в красный цвет «Нет»; цифры.

Учитель задаёт вопросы:

- Можно ли умножить число 7 само на себя? (Да).

- Чему равно произведение? (49).

- Можно ли число умножить на 0? (Да).

- Чему равна сумма, если одно из слагаемых равно 0? (Второму слагаемому). Будет ли сумма равна 0 ? (Нет).

На занятиях учащиеся выполняют математические задания, чередуя их с некоторой информацией о животных и событиях в форме беседы, что даёт возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.

Эффективность применения указанных приёмов стимулирования возможна, если их использование будет в системе, соответственно поставленной цели.

Все описанные мною виды работ стимулируют деятельность учащихся.

Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно – учиться легко, учиться хочется.

Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий.

Таким образом, поддерживать и формировать интерес к учению помогают игры, наблюдения, применение занимательности, использование природных задатков и творческих способностей детей, а также положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий.
Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения математики

Советникова М.
Научный руководитель: Постникова О. И, преподаватель

ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности.

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся, где ставится ориентир на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Осуществить эти задачи можно только через развивающее обучение.