Файл: Методы решений актуальных проблем жил ком хозяйства города.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• износ жилищного фонда (медленное расселение аварийного фонда, отсутствие системы регулярного капитального ремонта домов);
• рост коммунальных платежей (в 2013 г. при уровне инфляции в 6,45 %, рост платежей превысил 12 %).
Выполненный анализ функционирования ЖКХ Санкт-Петербурга за период пятого этапа развития ЖКХ (по периодизации, который начался 01.11.2013 г. с момента образования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ) показал, что основными проблемами являются8:
• высокая степень износа основных фондов и инженерных систем и сетей;
• угрожающее нарастание объемов аварийного жилого фонда;
• низкая энергоэффективность жилого фонда;
• технологическое отставание систем и объектов коммунальной инфраструктуры;
• неэффективная деятельность ресурсоснабжающих организаций в связи с отсутствием конкуренции, отсутствие экономических стимулов для снижения издержек на производство и поставку коммунальных ресурсов;
•невысокий уровень инвестиций в техническую модернизацию коммунальных сетей и объектов коммунального хозяйства (по разным причинам инвестиции невыгодны как естественным монополиям, так и частным инвесторам);
• отсутствие системного комплексного подхода к модернизации коммунальной инфраструктуры;
• низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов отрасли;
• отсутствие законодательно урегулированного единого порядка взаимодействия всех участников реализации проектов жилищного строительства - государственных и муниципальных регулирующих и надзорных органов, ресурсоснабжающих организаций, предприятий строительного комплекса, организаций сферы ЖКХ, конечных потребителей (граждан РФ).
В соответствии со «Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года», приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:
• повышение комфортности условий проживания;
• модернизация и повышение энергоэффективности объектов ЖКХ;
• переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры жилищного фонда.
Для реализации этих стратегических приоритетов необходимо применять инновационные решения, внедрять инновационные проекты и осуществлять программы инновационного развития ЖКХ, т. е. повышать инновационную активность субъектов хозяйствования отрасли.
По мнению некоторых исследователей, инновации в сфере ЖКХ подразделяются следующим образом9:
• инновации в жилищные услуги - содержание и уборка мест общего пользования; уборка придомовой территории; текущий ремонт; техническое обслуживание инженерных систем и сетей; вывоз мусора, сбор и сортировка, переработка и утилизация мусора (в ближайшее время переводится из жилищных в коммунальные услуги); лифтовое хозяйство; услуги консьержа; домофон, видеонаблюдение, системы контроля доступа и т. д.;
• инновации в коммунальные услуги - горячее водоснабжение; холодное водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; отопление;
• инновации в прочие услуги - общественный транспорт; уличное освещение; контроль за текущим состоянием улиц; уличный ремонт дорог; благоустройство, озеленение и др.
По нашему мнению, наиболее актуальной классификацией инноваций в ЖКХ для разработки и реализации управленческих решений инновационного характера является их группировка не по виду услуг (жилищные, коммунальные, прочие), а на основании трех ключевых признаков: вид; содержание; уровень принятия решения10.
Примерами институциональных инноваций являются: «Жилищный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»11, запускающий механизм государственно-частного партнерства в инфраструктурных отраслях. Примером управленческих инноваций является, например, проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на основе стандартов управления12, а примером технологических инноваций - технология «умный дом» и информационная модель «умный город»1314.
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство РФ находится в кризисном состоянии, которое характеризуется дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 2010 году составил 600 млрд. рублей.
Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60 % , около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий возросло за 10 лет примерно в 5 раз.
Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10–15 %, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4–6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 % от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65–80 млн. тонн условного топлива в год.
Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки и плохого процесса горения составляет более 12,5 %.
КПД таких котельных колеблется в пределах 20-40 %.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5–3 раза выше, затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения России питьевой водой нормального качества и в достаточном объеме. Без ее кардинального решения невозможно сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Более 40 % подаваемой в сеть питьевой воды не соответствуют требованиям санитарных правил и норм.
Срочной модернизации требуют около 30 % мощностей водопровода — 27,0 млн. куб. м и 16 % водопроводных сетей — 73,6 тыс. км.
Мощность очистных сооружений канализации составляет 56,1 млн. куб. м в сутки. Протяженность канализационных сетей населенных пунктов достигла 115, 9 тыс. км, из которых 19,7 тыс. км (17 %) нуждается в срочной замене.
Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60 % перегружены, 38 % сооружений эксплуатируются 25–30 и более и требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей канализационных очистных сооружений достигает около 9 млн. куб. м в сутки.
Утечка и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по России 15 % (3339,2 млн. куб. м воды) от всей подачи воды в год, а в ряде городов утечки достигают 30 %.
Более 50 млн. кв. м жилья жилищного фонда находятся в ветхом состоянии. В этом фонде проживает около 2 млн. человек.
В этих условиях жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов.
В итоге затраты, например, электроэнергии на производство и реализацию 1 куб.м воды на 30 % выше среднеевропейского уровня. Численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5 «раза выше, чем в аналогичных европейских предприятиях. Удельное потребление воды на одного жителя в 1,5–2 раза выше, чем в западноевропейских странах.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли межотраслевом характере возникших проблем, для преодоления которых требуется взаимосвязанная по направлениям и по уровням программа действий. Началу разрешения этого кризиса положила Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, согласно которой реформирование ЖКХ должно было проводиться в период 1997–2003 г. г., однако жизнь внесла коррективы и реформирование продлевается до 2008 г. Федеральная целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации в составе Федеральной целевой программы «Жилище» (Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. М., 2001) содержит потребность в объемах работ и затратах на модернизацию систем жизнеобеспечения ЖКХ на период 2002–2010 гг.15
РАЗДЕЛ II. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЖКХ
Для комплексного реформирования жилищно-коммунальной отрасли России необходимо реализовать системный подход к разработке стратегических документов - «Концепции развития законодательства жилищной сферы» (с учетом имеющихся противоречий в действующем законодательстве), «Концепции государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (с определением четких приоритетов, не декларативных, а конкретных целей и задач).
В рамках вышеуказанных концепций следует:
1) разработать и внедрить работающие механизмы государственной поддержки инвестиций и инноваций со стороны бизнеса в сферу ЖКХ, государственно-частного партнерства. Это могут быть как способы косвенной поддержки (налоговые стимулы), так и прямая финансовая поддержка (субсидии, гранты, кредиты, государственные кредитные гарантии, программы венчурного инвестирования).
2) повышать «прозрачность» деятельности ресурсоснабжающих организаций и добиваться экономической обоснованности принятия тарифных решений путем закрепления в законодательстве обязанности по принятию тарифных решений с использованием информационных технологий, установлению и раскрытию информации по каждому этапу прохождения тарифной заявки от ее поступления до принятия и публикации тарифного решения;
3) унифицировать и систематизировать стандарты раскрытия информации, предусмотреть установление единообразных механизмов и форм раскрытия информации в целях обеспечения понятности и прозрачности деятельности регулируемых организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также открытости данных о деятельности таких организаций;
4) внедрять «эталонный» подход для ресурсоснабжающих организаций - нормирование затрат организаций теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, основанное на определении эталонных расходов регулируемых организаций исходя из операционных затрат, которые не включают в себя инвестиционные расходы и расходы на капитальные вложения.
5) популяризировать сферу ЖКХ, улучшать имидж отрасли, проводить просвещение потребителей жилищно-коммунальных услуг, несмотря на социальную ориентацию отрасли и политизацию отдельных направлений;
6) улучшать качество и престиж образования специалистов, в том числе в сферах строительства и эксплуатации, внедрять профессиональные стандарты, разрабатывать новые учебные курсы в профильных вузах;
7) изучать опыт стран с развитой экономикой, различные подходы к модернизации сферы, внедрять современный научный подход к инвестиционной и инновационной деятельности;
8) стимулировать предприятия сферы ЖКХ разрабатывать и внедрять новые информационные технологии, а потребителей жилищно-коммунальных услуг - активно их использовать.
Активизация инновационного процесса в сфере ЖКХ предполагает совершенствование методов оценки экономической эффективности инновационной деятельности в отрасли. В настоящее время отсутствует единая методика оценки экономической эффективности результатов инновационной деятельности в сфере ЖКХ, что связано как с многообразием объектов оценки (инновационное решение, инновационный проект, программа инновационного развития), так и содержанием самих инноваций (институциональные, управленческие, технологические).
Ввиду важности обозначенной проблемы считаем, что задача совершенствования методов оценки экономической эффективности инновационной деятельности в сфере ЖКХ является одной их приоритетных16.
Кроме того, основными способами решения жилищной проблемы являются:
- поиск и привлечение централизованных и нецентрализованных источников финансирования строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья (государственные и муниципальные жилищные программы, городские фонды строительства, реконструкции и ремонт жилищного фонда, привлечение средств инвесторов, строительство жилых домов на паевых основах, концентрации средств в конкретных проектах);