Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
гражданина – обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистральный путь развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.


Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие принципы организации и деятельности механизма государства, выраженные в Кнституции РФ, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы или конкретизированы следующие принципы:

  • верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

  • равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

  • обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;

  • профессионализм и компетентность госслужащих;

  • гласность в осуществлении государственной службы; ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

  • внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

  • и некоторые другие.


К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной, службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорогостоящего управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.


  1. Организация деятельности законодательной власти в России.

Органы законодательной власти в России (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (Государственных Дум краев, областей, городов федерального значения и т.п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.п. органов на уровне сельских и городских районов).

Принципы:

  1. Формирование законодательных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти- Ст. 3 Конституции РФ.

  2. Самостоятельность органов законодательной власти. По Конституции РФ (ст. 10)- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, т е законодат власть не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для нее Конституцией другими законами.

  3. Принцип территориальной организации законодательной власти вытекает из федеративного устройства России, т е в субъектах формируются свои законодат органы гос власти, и существует разграничение полномочий между федеральными зак органами и зак органами субъектов.

  4. Принцип законности в деятельности зак органов государственной власти означает строгое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого государственного органа в целом и любого его должностного лица.

  5. Осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина.

  6. Реализация принципа употребления в зак. органах государственной власти национальных языков, наряду с русским, предопределяется конституционной нормой (ст. 26 п. 2) о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.





  1. Организация деятельности исполнительной власти в России.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглав­ляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство — это не вся система исполнительной власти, а только ее вершина. Россия пошла по пути развитых госу­дарств, в которых состав самого правительства — малочисленный (обычно не более 20 человек — Председатель Правительства РФ, заместители и министры). В то же время существует большое количество федеральных органов исполнительной власти, которые выполняют основной объем работы по осуществлению исполнительной власти и деятельность которых координируется и контролируется Правительством РФ, но сами эти органы в состав Правительства РФ не входят.

В состав Правительства РФ входят:

• Председатель Правительства РФ;

• 2 Первых заместителя Председателя Правительства РФ;

• заместители Председателя Правительства РФ — министр обо­роны;

• федеральные министры.

Общее руководство деятельностью Правительства РФ осущест­вляет Президент РФ.

Непосредственный руководитель Правительства РФ — Предсе­датель Правительства РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий (общих полно­мочий):

организует реализацию внутренней и внешней политики Рос­сийской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Рос­сийской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной ини­циативы.

Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Конституция РФ определяет круг исключительных (специальных) полномочий Правительства РФ. Это:

-разработка и представление Госдуме проекта федерального бюд­жета и обеспечение его исполнения (после принятия); представ­ление отчета об исполнении бюджета;

-управление государственной собственностью;

-обеспечение:

• единой финансовой, кредитной и денежной политики в РФ;

• единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспе­чения, экологии;


• обороны страны, государственной безопасности, реализации

внешней политики РФ;

• законности, прав и свобод граждан; охрана собственности и общественного порядка; борьба с преступностью;

• иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Акты Правительства РФ - постановления и распоряжения, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ.

Общее руководство деятельностью Правительства РФ осущест­вляет Президент РФ.

Непосредственный руководитель Правительства РФ — Председатель Правительства РФ, который:

утверждается Госдумой ФС РФ;

большинством голосов от общего числа депутатов;

по предложению Президента РФ.

Максимальные сроки внесения предложения по кандидатуре Председателя Правительства РФ:

две недели после вступления вновь избранного Президента РФ в должность или отставки предыдущего состава правительства;

одна неделя после отклонения кандидатуры на должность Пред­седателя Правительства РФ.

В случае трехкратного отклонения Госдумой кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Президент РФ: назначает Председателя Правительства РФ своим указом и распускает Госдуму.

Председатель Правительства РФ в недельный срок после утвер­ждения представляет Президенту РФ для назначения на долж­ности кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия до окон­чания срока работы Президента РФ. Возможно и досрочное сложение полномочий Правительством РФ:

по воле Президента РФ; в случае вынесения вотума недоверия Правительству РФ Гос­думой при согласии Президента РФ; по собственной инициативе Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ вырабатывает основные направ­ления деятельности правительства и организовывает его работу.

Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ.

Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ сла­гает свои полномочия.

Федеральный орган исполнительной власти - государственный орган, который осуществляет полномочия Российской Федерации в определенных специальных сферах государственного