Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
гражданина – обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистральный путь развития России.
Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.
Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.
Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.
Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.
Рассмотренные общие принципы организации и деятельности механизма государства, выраженные в Кнституции РФ, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы или конкретизированы следующие принципы:
К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной, службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорогостоящего управленческого аппарата.
Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
Органы законодательной власти в России (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (Государственных Дум краев, областей, городов федерального значения и т.п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.п. органов на уровне сельских и городских районов).
Принципы:
Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство — это не вся система исполнительной власти, а только ее вершина. Россия пошла по пути развитых государств, в которых состав самого правительства — малочисленный (обычно не более 20 человек — Председатель Правительства РФ, заместители и министры). В то же время существует большое количество федеральных органов исполнительной власти, которые выполняют основной объем работы по осуществлению исполнительной власти и деятельность которых координируется и контролируется Правительством РФ, но сами эти органы в состав Правительства РФ не входят.
В состав Правительства РФ входят:
• Председатель Правительства РФ;
• 2 Первых заместителя Председателя Правительства РФ;
• заместители Председателя Правительства РФ — министр обороны;
• федеральные министры.
Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуществляет Президент РФ.
Непосредственный руководитель Правительства РФ — Председатель Правительства РФ.
Правительство РФ в пределах своих полномочий (общих полномочий):
организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Конституция РФ определяет круг исключительных (специальных) полномочий Правительства РФ. Это:
-разработка и представление Госдуме проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения (после принятия); представление отчета об исполнении бюджета;
-управление государственной собственностью;
-обеспечение:
• единой финансовой, кредитной и денежной политики в РФ;
• единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
• обороны страны, государственной безопасности, реализации
внешней политики РФ;
• законности, прав и свобод граждан; охрана собственности и общественного порядка; борьба с преступностью;
• иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Акты Правительства РФ - постановления и распоряжения, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ.
Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуществляет Президент РФ.
Непосредственный руководитель Правительства РФ — Председатель Правительства РФ, который:
утверждается Госдумой ФС РФ;
большинством голосов от общего числа депутатов;
по предложению Президента РФ.
Максимальные сроки внесения предложения по кандидатуре Председателя Правительства РФ:
две недели после вступления вновь избранного Президента РФ в должность или отставки предыдущего состава правительства;
одна неделя после отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.
В случае трехкратного отклонения Госдумой кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Президент РФ: назначает Председателя Правительства РФ своим указом и распускает Госдуму.
Председатель Правительства РФ в недельный срок после утверждения представляет Президенту РФ для назначения на должности кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия до окончания срока работы Президента РФ. Возможно и досрочное сложение полномочий Правительством РФ:
по воле Президента РФ; в случае вынесения вотума недоверия Правительству РФ Госдумой при согласии Президента РФ; по собственной инициативе Правительства РФ.
Председатель Правительства РФ вырабатывает основные направления деятельности правительства и организовывает его работу.
Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ.
Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.
Федеральный орган исполнительной власти - государственный орган, который осуществляет полномочия Российской Федерации в определенных специальных сферах государственного
Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.
Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.
Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.
Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.
Рассмотренные общие принципы организации и деятельности механизма государства, выраженные в Кнституции РФ, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы или конкретизированы следующие принципы:
-
верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; -
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; -
равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; -
обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации; -
профессионализм и компетентность госслужащих; -
гласность в осуществлении государственной службы; ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; -
внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; -
и некоторые другие.
К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной, службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорогостоящего управленческого аппарата.
Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
-
Организация деятельности законодательной власти в России.
Органы законодательной власти в России (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (Государственных Дум краев, областей, городов федерального значения и т.п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.п. органов на уровне сельских и городских районов).
Принципы:
-
Формирование законодательных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти- Ст. 3 Конституции РФ. -
Самостоятельность органов законодательной власти. По Конституции РФ (ст. 10)- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, т е законодат власть не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для нее Конституцией другими законами. -
Принцип территориальной организации законодательной власти вытекает из федеративного устройства России, т е в субъектах формируются свои законодат органы гос власти, и существует разграничение полномочий между федеральными зак органами и зак органами субъектов. -
Принцип законности в деятельности зак органов государственной власти означает строгое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого государственного органа в целом и любого его должностного лица. -
Осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина. -
Реализация принципа употребления в зак. органах государственной власти национальных языков, наряду с русским, предопределяется конституционной нормой (ст. 26 п. 2) о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.
-
Организация деятельности исполнительной власти в России.
Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство — это не вся система исполнительной власти, а только ее вершина. Россия пошла по пути развитых государств, в которых состав самого правительства — малочисленный (обычно не более 20 человек — Председатель Правительства РФ, заместители и министры). В то же время существует большое количество федеральных органов исполнительной власти, которые выполняют основной объем работы по осуществлению исполнительной власти и деятельность которых координируется и контролируется Правительством РФ, но сами эти органы в состав Правительства РФ не входят.
В состав Правительства РФ входят:
• Председатель Правительства РФ;
• 2 Первых заместителя Председателя Правительства РФ;
• заместители Председателя Правительства РФ — министр обороны;
• федеральные министры.
Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуществляет Президент РФ.
Непосредственный руководитель Правительства РФ — Председатель Правительства РФ.
Правительство РФ в пределах своих полномочий (общих полномочий):
организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Конституция РФ определяет круг исключительных (специальных) полномочий Правительства РФ. Это:
-разработка и представление Госдуме проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения (после принятия); представление отчета об исполнении бюджета;
-управление государственной собственностью;
-обеспечение:
• единой финансовой, кредитной и денежной политики в РФ;
• единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
• обороны страны, государственной безопасности, реализации
внешней политики РФ;
• законности, прав и свобод граждан; охрана собственности и общественного порядка; борьба с преступностью;
• иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Акты Правительства РФ - постановления и распоряжения, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ.
Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуществляет Президент РФ.
Непосредственный руководитель Правительства РФ — Председатель Правительства РФ, который:
утверждается Госдумой ФС РФ;
большинством голосов от общего числа депутатов;
по предложению Президента РФ.
Максимальные сроки внесения предложения по кандидатуре Председателя Правительства РФ:
две недели после вступления вновь избранного Президента РФ в должность или отставки предыдущего состава правительства;
одна неделя после отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.
В случае трехкратного отклонения Госдумой кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Президент РФ: назначает Председателя Правительства РФ своим указом и распускает Госдуму.
Председатель Правительства РФ в недельный срок после утверждения представляет Президенту РФ для назначения на должности кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия до окончания срока работы Президента РФ. Возможно и досрочное сложение полномочий Правительством РФ:
по воле Президента РФ; в случае вынесения вотума недоверия Правительству РФ Госдумой при согласии Президента РФ; по собственной инициативе Правительства РФ.
Председатель Правительства РФ вырабатывает основные направления деятельности правительства и организовывает его работу.
Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ.
Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.
Федеральный орган исполнительной власти - государственный орган, который осуществляет полномочия Российской Федерации в определенных специальных сферах государственного