Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие и признаки государства.
Государство – это суверенная политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. Признаки государства: неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие с правом, которое придает государству легитимный характер; наличие у государства публичной (политической) власти, которую осуществляет слой профессионально подготовленных чиновников (государственный аппарат); государственный суверенитет, т.е. верховенство на своей территории и независимость государственной власти; государство – это территориальная организация населения, имеющая строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть; государство обладает исключительной прерогативой правотворчества, т.е. государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права; система налогов, платежей, сборов, займов. Различают налоги: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов и имущества гра- 41 ждан. Косвенные включаются в стоимость произведенной продукции или прибавляются к цене товара.
-
Общество и государство. Виды самостоятельности государства от общества.
Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием и представляет собой непосредственную основу его деятельности, активности и воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства выражает прежде всего зависимость государства от внешних факторов: экономики, политики, идеологии. Степень самостоятельности – это переменная величина, зависящая от условий, места и времени взаимодействия предметов. Принято разделять обычную и чрезмерную (исключительную) самостоятельность государства. Чрезмерная самостоятельность наблюдается там, где государство настолько поднимается над экономикой, что оказывается способным тормозить экономическое развитие и разрушать производительные силы. Обычная самостоятельность это деятельность государства, которая соответствует экономическим потребностям развития общества. Относительная самостоятельность государства по отношению к обществу: государство может стимулировать развитие общества (обычная самостоятельность); государство может тормозить развитие общества (чрезмерная самостоятельность); государство может в одних направлениях стимулировать развитие общества, а в других тормозить развитие общества.
-
Легитимность и легальность государственной власти. Узурпация власти.
Легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Следует отличать: легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Легальность – это юридическое выражение легитимности власти, означающее ее нормативность, т.е. способность воплощаться в нормах права. Легальность власти – это ее юридическая характеристика, а легитимность – ее нравственная оценка. Известный социолог М. Вебер выделял три идеальных типа легитимности власти, которые определял термином «господство»: традиционное господство (использует ритуалы, традиции, обычаи, присущие данному обществу); 42 легальное господство (опирается на законы и нормы права); харизматическое господство (реализуется за счет особого положения лидера, отличающегося особыми качествами – харизмой). Нелегитимная власть признается узурпаторской. Узурпация это насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Конституции Российской Федерации гласит (п. 4 ст. 3): «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Нужно показать, насколько важной для России является легальность и стабильность государственной власти, каковы перспективы легитимации институтов власти и государственности в целом.
-
Понятие, значение и задачи типологии государств.
Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.
Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.
Значение типологии состоит в глубоком познании сущностно-содержательных признаков и закономерностей развития государств.
Использование типологии позволяет все существовавшие и существующие государства дифференцировать на определенные группы (типы) и на основе этого познать сущность, социальную направленность, степень прогрессивности конкретных государств, определить стоящие у власти социальные группы, элиты, круг социальных интересов, защищаемых властью, установить тип социальной организации общества, уровень духовно-культурного развития и т.д.
Типология государств – это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев – типу. Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляют собой объективно необходимые, закономерные методы познания процесса развития государства и права. Основные подходы к типологии государств: формационный, цивилизационный. Формационный подход основан на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства и права. Основным критерием типологии государств и правовых систем при формационном подходе является общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и выступающий как ступень развития человечества. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения. Для определения типа государства необходимо выяснить: 1. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство? 2. Орудием какого класса оно является? 3. Каково социальное назначение данного государства? Исторические типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Цивилизационный подход объясняет тип государства определенной стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения (цивилизацией). Направления цивилизационного подхода: Теория стадий экономического роста – эволюция общества определяется развитием техники (Уолт Ростоу). Теория круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций (Арнолд Тойнби).
-
Формационный подход к типологии государств.
Формационный подход основан на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства и права. Основным критерием типологии государств и правовых систем при формационном подходе является общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и выступающий как ступень развития человечества. Формационный подход основан на марксистском учении о сущности государства и теорию общественных формаций (К. Маркс и Ф. Энгельс). Общество, согласно формационному подходу, в истории своего развития проходит три стадии, три макроформации – архаичная (догосударственная), экономическая (включающая три формации, определяемые типом производства, классом, которому принадлежит право собственности на средства производства, и соответственно, тем, какому классу служит государство) и коммунистическая (в которой, собственно, и начинается настоящая история человечества, государство на этой стадии отмирает, в силу отсутствии классовой структуры общества). В дальнейшем, при развитии формационного учения в экономическую макроформацию был включён четвёртый тип государства – социалистический. Рабовладельческое государство, это первый исторически сложившийся тип государства, возникновение которого закономерный процесс экономического развития, т.к. экономический базис рабовладельческого государства составляет частная собственность классово-господствующих рабовладельцев, в виде средств и работников (рабов) производства. Феодальное государство, это следующий тип государства, зарождавший политическое господство военного класса (рыцарства), организованного в иерархию, связанную отношениями личного служения и покровительства. Экономической основой является собственность феодалов на землю и отсутствие собственность на землю у крестьян. Производственные отношения феодальной эпохи характеризуются неполной собственностью феодала на работника, а также собственность крестьян и ремесленников на некоторые орудия труда. Буржуазное государство, это третий тип государства, возникший в результате буржуазно-демократических революций, положивших начало капитализму. Четвертым типом явилось социалистическое государство – последний исторический тип государства, государство «диктатуры пролетариата», как переходный этап к безгосударственному обществу.
-
Цивилизационный подход к типологии государств, его направления.
Цивилизационная типология позволяет учесть все богатство и разнообразие цивилизаций не только в историческом аспекте, но и различные критерии к определению цивилизации: универсалистский и социокультурный. Универсалистский подход рассматривает историческую эволюцию государств как единообразный процесс, подчинённый общим закономерностям, в качестве критерия классификации использован политико-правовой аспект жизни социума. Изначально А. Дж. Тойнби, Н.Я. Данилевский и другие исследователи рассматривали два основных вида цивилизаций – аграрная (где государственная и общественная сфера составляют единую неразделённую систему и, сверх того, общественная жизнь не разделена на политическую, экономическую, социальную и духовную сферы, что было свойственно государствам античности, Древнему Египту, Вавилону, Индии, Китаю и государствам Средневековья)и техногенная (отличается динамичностью развития общества и государства, сложностью социальных связей; стремительное развитие новых технологий порождает новые типы мышления, включая политико-правовое, предлагает новые типы государственного устройства, соотношения общества и государства). В XX веке О. Тоффлер, И. Валлерстайн предлагают третий этап цивилизационного развития – постиндустриальная цивилизация, где главной ценностью становится информация, труд приобретает творческий характер, государства, включаясь в процессы глобализации, начинают приобретать условный характер.
Цивилизационный подход объясняет тип государства определенной стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения (цивилизацией). Направления цивилизационного подхода: Теория стадий экономического роста – эволюция общества определяется развитием техники (Уолт Ростоу). Теория круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций (Арнолд Тойнби).
-
Социальное государство: понятие, признаки и функции.
Социальное государство (государство социальной демократии) – это государство, которое имеет самодостаточную экономическую и социальную основу, обеспечивает реализацию прав и свобод человека, поддерживает политическую жизнь общества в состоянии согласия и равновесия. Понятие «социальное государство» – новое для российского законодательства. Впервые употреблено в Конституции РФ 1993 г., где в ст. 7 закреплено, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Признаки социального государства: высокий уровень экономического развития страны; социально ориентированная структура экономики; формирование гражданского общества; разработка государством разнообразных социальных программ; развитое социальное законодательство; утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные
стартовые условия для самореализации личности; социальная ответственность государства перед гражданами. Функции социального государства: 1. Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); 2. Охрана труда и здоровья людей; 3. Поддержка семьи, материнства и детства; 4. Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов; 5. Поощрение благотворительной деятельности; 6. Финансовая поддержка образовательных и культурных программ; 7. Борьба с безработицей
-
Гражданское общество: понятие и принципы.
Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, возможность достижения благополучия и реализации прав человека, обеспечивающее эффективный общественный контроль за деятельностью государства. Гражданское общество – это условное наименование того способа современной жизни, с которым неразрывно связаны важнейшие условия, в совокупности определяющие тип цивилизации – рыночную экономику и демократию. По Гегелю, гражданское общество – это система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Принципы гражданского общества: экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; принцип приоритета права; правовая защищенность человека и гражданина; легитимность и демократический характер власти; правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Регулирующая роль государства в гражданском обществе: охрана правопорядка; 51 борьба с преступностью; создание нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников; возможность реализации гражданами своих прав и свобод. Структура гражданского общества: социальная система (совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними); экономическая система (совокупность экономических институтов и отношений по производству, распределению, обмену и потреблению общественного продукта); политическая система (государство, политические партии, общественно-политические движения и отношения между ними); духовно-культурная система (отношения между людьми и их объединениями по поводу духовно-культурных благ); информационная система (результат общения людей непосредственно и через средства массовой информации). Основные признаки гражданского общества: гражданское общество – это сообщество свободных собственников; гражданское общество – открытое социальное образование; гражданское общество – плюралистическая система (многообразие общественных форм и институтов, партий, объединений, форм собственности); гражданское общество – саморазвивающаяся и самоуправляемая система; гражданское общество – правовое демократическое общество. В то же время гражданское общество и правовое государство – взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые систем