Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Функции государства: понятие, содержание и признаки.

Функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются его сущность, социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом посредством соответствующих форм и методов. Функции современного цивилизованного государства направлены на организацию нормальной жизни и развитие общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов населяющих его граждан и народов, на решение споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Функции государства – это то, что кроме него никто в обществе исполнять либо не должен, либо не способен, либо ему этого делать нельзя. Всё, что не входит в круг обязательной деятельности государства, не является его функцией. Признаки функций государства: 1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его сущность. 54 2. Функции государства – основные направления его деятельности, без которых государство не может обойтись (это необходимая, устойчивая, предметная деятельность государства в той или иной сфере – экономике, политике и др.). 3. Функции государства носят управленческий характер, возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. 4. Функции государства носят объективный характер. 5. В функциях проявляется деятельная целенаправленность государства. 6. Каждая функция имеет свой объект воздействия и свое содержание. 7. Функции государства следует отличать от функций его отдельных органов. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства и не могут им противоречить. Деятельность всех государственных органов осуществляется в полном соответствии с функциями государства. Содержание функций государства учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества. Сущность государства имеет две основные стороны – общесоциальную («общие дела») и классовую, подверженную постепенным изменениям). Содержание любой функции государства составляют следующие взаимодействующие элементы:  предмет функции;  цели функции;  формы и методы осуществления функции. Предметом функции государства являются те общественные отношения, которые охватываются определенным направлением деятельности государства (экономические, идеологические отношения, отношения в сфере охраны порядка, обороны и др.). Целями функции государства выступают результаты, которые должны быть получены в процессе осуществления функции. Формы осуществления функций государства представляют собой способы правового регулирования общественных отношений. Функции государства классифицируют по направленности:  внутренние,  внешние. По значимости функции государства различают:  основные;  неосновные. Классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима, так как в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности не равнозначны.


  1. Виды функций государства.

Функции государства классифицируют по направленности:  внутренние,  внешние. По значимости функции государства различают:  основные;  неосновные. Классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима, так как в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности не равнозначны. 55 Классификация функций по степени их социальной значимости и важности на основные и неосновные объективно необходима для их дифференцированного, а, следовательно, и для их более глубокого и разностороннего познания, способствует развитию и совершенствованию не только теории их изучения, но и практики их применения 1 . Основные функции «охватывают множество неосновных функций, представляющих направления деятельности государства по осуществлению задач в какой-то определенной области или сфере общественной жизни…»2 . Основные функции – это наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений деятельности государства (неосновных функций), в которых выражаются его социальная сущность, цели, задачи и содержание. Неосновные функции – это более узкие направления деятельности государства, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны и отражают степень воздействия государства на общество. Основные внутренние функции государства:  экономическая,  социальная,  политическая,  охраны правопорядка и всех форм собственности,  правозащитная,  экологическая,  информационная. Экономическая функция направлена на создание социально ориентированной рыночной экономики, общества цивилизованных собственников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством. Социальная функция ориентируется на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также создание форм социальной помощи нуждающимся в государственной поддержке. Политическая функция направлена на обеспечение политической стабильности, эффективного функционирования властных полномочий; выработку политического курса в соответствии с потребностями государства. Функция охраны правопорядка и всех форм собственности направлена на обеспечение урегулированности (упорядоченности) общественных отношений в соответствии с действующим законодательством. Правозащитная функция направлена на юридическую защиту, охрану и развитие разносторонних прав и свобод граждан. Экологическая функция связана с охраной природы и необходимостью рационального использования природных ресурсов. Информационная функция направлена на развитие информатизации общества, создание информационных систем, формирование информационного пространства. Конкретизируя субординационный ряд внутренних функций, Г.А. Борисов в одной из своих предыдущих работ представляет их следующим образом: функция всемерного обеспечения реализации основных прав и свобод человека и гражданина; социальная функция; экономическая функция; функция упрочения законности и охраны правопорядка; функция экологической безопасности; демографическая функция1 . Внешние функции направлены на обеспечение безопасности страны от внешних угроз, установление и развитие дипломатических и торговоэкономических отношений с другими странами. Основные внешние функции государства:  оборона страны,  сотрудничество с другими государствами мирового сообщества,  обеспечение мира и поддержания мирового порядка,  интеграция в мировую экономику. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами в целях обеспечения внешней безопасности, суверенитета, неприкосновенности государственных границ. Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка направлена на недопущение новой глобальной войны, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, военно-техническое сотрудничество с другими странами. Содержание функции обеспечения мира и поддержания мирового порядка:  деятельность по разоружению,

ликвидации оружия массового поражения;  сотрудничество с другими государствами в борьбе с контрабандой оружия, незаконным оборотом наркотиков, международным терроризмом;  регулирование межнациональных и религиозных конфликтов. Функция интеграции в мировую экономику направлена на эффективную реализацию интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами, на взаимовыгодных условиях. По времени действия функции государства различают:  постоянные;  временные;  дискретные. Постоянные функции – это направления деятельности государства, которые обусловлены его социальным назначением и осуществляются на всех этапах его развития. В соответствии с господствовавшей ранее в нашей стране идеологической доктриной Н.В. Черноголовкин утверждал, что «в системе внутренних функций только одна может быть названа временной, т. е. действующей на определенных, ограниченных во времени этапах». Такой функцией он называл функцию «подавления сопротивления эксплуататорских классов»1 . Временными функциями называются такие направления деятельности государства, которые осуществляются только на определенном этапе или этапах его развития. В то время ряд серьезных проблем современного общества (коррупция, терроризм, наркотизация и др.) носили локальный характер и не претендовали на статус общегосударственных. Учитывая кардинально изменившиеся обстоятельства и их особую значимость в современный период, ряд указанных направлений деятельности государства целесообразно рассматривать в качестве дискретных функций2 . Дискретные функции – это направления деятельности государства, которые возникают в период проявления особых обстоятельств на уровне угрозы национальной безопасности и развиваются в зависимости от успешности противодействия негативным факторам.

  1. Внешние функции государства.

Внешние функции направлены на обеспечение безопасности страны от внешних угроз, установление и развитие дипломатических и торговоэкономических отношений с другими странами. Основные внешние функции государства:  оборона страны,  сотрудничество с другими государствами мирового сообщества,  обеспечение мира и поддержания мирового порядка,  интеграция в мировую экономику. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами в целях обеспечения внешней безопасности, суверенитета, неприкосновенности государственных границ. Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка направлена на недопущение новой глобальной войны, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, военно-техническое сотрудничество с другими странами. Содержание функции обеспечения мира и поддержания мирового порядка:  деятельность по разоружению, ликвидации оружия массового поражения;  сотрудничество с другими государствами в борьбе с контрабандой оружия, незаконным оборотом наркотиков, международным терроризмом;  регулирование межнациональных и религиозных конфликтов. Функция интеграции в мировую экономику направлена на эффективную реализацию интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами, на взаимовыгодных условиях. По времени действия функции государства различают:  постоянные;  временные;  дискретные. Постоянные функции – это направления деятельности государства, которые обусловлены его социальным назначением и осуществляются на всех этапах его развития. В соответствии с господствовавшей ранее в нашей стране идеологической доктриной Н.В. Черноголовкин утверждал, что «в системе внутренних функций только одна может быть названа временной, т. е. действующей на определенных, ограниченных во времени этапах». Такой функцией он называл функцию «подавления сопротивления эксплуататорских классов»1 . Временными функциями называются такие направления деятельности государства, которые осуществляются только на определенном этапе или этапах его развития. В то время ряд серьезных проблем современного общества (коррупция, терроризм, наркотизация и др.) носили локальный характер и не претендовали на статус общегосударственных. Учитывая кардинально изменившиеся обстоятельства и их особую значимость в современный период, ряд указанных направлений деятельности государства целесообразно рассматривать в качестве дискретных функций2 . Дискретные функции – это направления деятельности государства, которые возникают в период проявления особых обстоятельств на уровне угрозы национальной безопасности и развиваются в зависимости от успешности противодействия негативным факторам.


  1. Внутренние функции государства.

1 Внутренние функции гос-ва - направлены на решение внутренних задач страны и отражают степень воздействия г-ва на общество.

А)основные-наиболее важные направления его дея-ности охватывающие ряд отдельн однородных направл дея-ности гос-ва

Б)неосновные – относительно более узкие направления деят-ти гос-ва, входящие в состав осн функций как элемент их внут струк-ры

В) функции гос органов

основные внут ф-ции гос-ва

1.экономич-направлена на создание социально ориентированной рыночной экономики, общества цивилизационноых собственников, экономической свободы человека,портнерских отношений между гражданином и гос-вом

2.политическая-ориентирована на обеспечение политической стабильности, эффективного функционирования властных полномочий;выработку политического курса в соответствии с потребностями широких слоев населения.

3. экологич -связана с охраной природы и необходимостью рационального использования природных ресурсов.4.информац -направлена на развитие информатизации общества,создание информационных систем, формирование информационного пространства.

5.социальная- ориентируется на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

6. правозащитая- осуществление правозащитной функции,развитие и поощрение институтов гражданского общества-одна из главных обязанностей социального г-ва

7 .охрана порядка и всех форм собственности.-Правопорядок-необходимое условие существования любого общества,состояние урегулированности общественных отношений


  1. Формы осуществления функций государства: общая характеристика.

Формы осуществления функций государства – это однородные по своим внешним признакам направления деятельности государства по осуществлению им своих функций. Под формами осуществления функций понимается их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления. Формы осуществления функций государства различают:  юридические (правовые);  неюридические (неправовые). Юридические формы государственной деятельности являются внешним выражением процесса осуществления функций государства, органично связаны между собой и составляют содержание государственной деятельности. Юридическая форма государственной деятельности – это комплексная юридическая категория, которая:  основана на предписаниях права;  подразумевает наступление определенных юридических последствий;  характеризуется упорядоченной деятельностью субъектов правоотношений с соблюдением установленных законом правил и процедур. Признаки юридических форм государственной деятельности:  властно-организационный характер деятельности;  осуществление деятельности на основании полномочий и в рамках юридических ограничений;  разрешение юридических дел путем подведения жизненной ситуации под действие нормативных требований;  регулирование порядка осуществления полномочий нормами процессуального права;  результатом деятельности является принятие правового акта;  использование приемов и правил юридической техники.



  1. Юридическая форма государственной деятельности: понятие, содержание и признаки.

Юр формы гос-ной деят-ти, яв¬ляясь внешним выражением процесса осуществления функций гос-ва, органично связаны между собой и составляют содержание гос-ой деят-ти.

Признаки юр форм гос-ной деят-ти:

-властно-организационный характер деят-ти;

-осуществление деят-ти на основании полномочий и в рамках юр ограничений;

-разрешение юрдел путем подведения жизненной ситуации под действие нормативных требований;

-регулирование порядка осуществления полномочий нормами процессуального права;

-результатом деят-ти явл принятие правового акта;

-использование приемов и правил юр техники.
Юридическая форма государственной деятельности соответствует способу правоприменения, виду юридического процесса и характеризует процессуальное урегулирование властной деятельности субъектов. Юридические формы государственной деятельности:  правотворческая,  правоуправленческая,  правоохранительная,  контрольная1 . Правотворческая форма государственной деятельности – это способ осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Правотворческий процесс – это строго регламентированная процедура осуществления права законодательной инициативы, рассмотрения, принятия, подписания, официального опубликования и вступления в силу законов и иных нормативно-правовых актов. Правоуправленческая форма – это способ осуществления государственной деятельности по оказанию населению государственных услуг в сферах экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка, обороны страны и т.д. в соответствии с установленными административными процедурами и регламентами. Правоуправленческая форма осуществления функций государства своим содержанием охватывает комплекс задач, решаемых в процессе правоисполнительной и организационно-распорядительной деятельности. Правоохранительная форма государственной деятельности – это властный оперативный и правоприменительный процесс охраны правопорядка, реальной защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, создания необходимых и достаточных условий для доступа населения к правосудию. Реализация задач правоохранительной деятельности должна осуществляться в неразрывной связи с правозащитной функцией, включающей комплекс мер по защите прав и свобод человека и гражданина, установлению фактического, а не декларативного конституционного правопорядка. Судебные органы являются ведущим субъектом правоохранительной деятельности. Контрольная форма государственной деятельности – это способ выражения законных действий компетентных государственных органов по установлению отклонений (ошибок, нарушений) в исполнении государственными органами, общественными объединениями и негосударственными структурами требований нормативных правовых актов, а также принятие мер по устранению и предупреждению установленных в ходе контроля отклонений в будущем. Контрольная форма государственной деятельности отражает совокупность взаимодействующих элементов:  субъект контроля, наделенный государством соответствующими полномочиями;  объект контроля, на который направлена деятельность субъекта контроля; Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законов в целях обеспечения верховенства закона и единства законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Поэтому надзор, на наш взгляд, по своему содержанию более узкое понятие, чем контроль и является его разновидностью. Контроль в виде надзора ведется специальными государственными органами, в чью компетенцию входит осуществление надзора. Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от других видов контроля, например, проверки, инспектирования. Цель надзора – выявление нарушений законности, требований нормативных правовых актов.