Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Неюридические формы государственной деятельности, их виды.
Неюридические формы включают в себя ту часть государственной деятельности, которая не связана с созданием, применением норм права и не порождает в результате юридических последствий. К неюридическим формам осуществления функций государства можно отнести организационную, воспитательную, культурно-просветительную, технико-исполнительную деятельность государства.
-
Форма государства: понятие и содержание.
Форма государства – это организация государственной власти, выраженная в форме правления, форме государственного устройства и форме государственно-правового (политического) режима. Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Форма государства отражает: на каких принципах и как территориально построена государственная власть; как создаются высшие органы государства; как они взаимодействуют между собой и населением; какими методами осуществляется государственная власть. Структура формы государства: организация верховной государственной власти, источники ее образования, принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением, территориальная организация государственной власти, соотношение государства с его составными частями. Форма государства определяется компонентами: формой правления; формой государственного устройства; государственно-правовым (политическим) режимом. Форма государства определяется следующими факторами: конкретно-исторические условия возникновения и развития; соотношение классовых сил; социальное представительство лиц, стоящих у власти; национальный состав населения; уровень культуры; традиции, которые сложились в стране; особенности географического положения. влияние международных связей.
-
Факторы, характеризующие форму государства.
Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:
1. особенности исторического развития государства;
2. исторические традиции;
3. различные политико-правовые идеи;
4. национальный состав населения;
5. внешние факторы (международное положение и т. д.).
Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.
-
Форма правления: понятие и виды.
Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.
В настоящее время наука разделила формы правления на два основных ее вида: монархию и республику.
Монархия1 – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и передается по наследству.
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
-
Существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью (царь, король, император, фараон); -
Наследственный порядок преемственности верховной власти; -
Представительство государства монархом по своему усмотрению; -
Юридическая безответственность и независимость монарха. Юридическую безответственность монарха подчеркивает институт контрасигнатуры – порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже – одного из министров), ответственного за исполнение данного закона. -
Монарх не избирается народом; -
Монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота).
Виды монархий:
Абсолютная монархия – такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.
По Законнику Хаммурапи вся власть – законодательная, судебная и исполнительная – принадлежала царю, который являлся наследником и служителем Бога на земле. По Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, которому никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса, федерального собрания или генеральных штатов), ограничивающие полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона. Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, и наличие постоянной армии во главе с монархом.
Ограниченная (конституционная) монархия
– форма монархии, при которой власть монарха значительно ограничена представительными органами.
В Англии власть монарха ограничена Парламентом, во Франции – Национальным собранием. При такой форме правления возникает двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.
Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентарная (конституционная) монархия и дуалистическая, так же можно выделить несколько нетрадиционных видов монархии.
Дуалистическая монархия – переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области.
Это промежуточный, переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. В дуалистической власти монарх лишен только законодательной власти. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»).
Парламентарная (конституционная) монархия – форма монархии, при которой власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством (монарх царствует, но не управляет).
В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю (Испания, 1981 г.). эта форма монархии также называется конституционной, потому что власть монарха может быть ограничена конституцией. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства.
В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король избирается на пять лет из числа наследственных султанов девяти штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде (король по существу является вождем племени); монархии Британского Содружества – Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является британская королева, представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством).
Особо следует отметить теократию – такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).
Таблица по признакам различных видов монархии
| Абсолютная | Дуалистическая | Парламентарная |
Принадлежность законодательной власти | Монарху | Власть разделена между монархом и парламентом | Парламенту |
Осуществление исполнительной власти | Монархом | Формально – монархом, фактически – правительством | |
Назначение главы правительства | Монархом | Формально – монархом, но с учетом итогов парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | ------------- (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право veto монарха на решения парламента | ------------ | Абсолютное veto | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные страны | Средний Восток: Саудовская Аравия, Оман | Иордания, Кувейт, Германия (1871-1918), Кувейт, Ирак | Англия, Япония, Испания, Швеция, Бельгия, Норвегия |
Республика2 – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. По Конституции США 1787 года (ст.2 р.1 п.4) президентом не может быть «ни одно лицо, не являющееся по рождению гражданином или не состоящее в гражданстве Соединенных штатов во время утверждения этой Конституции, не может быть избрано на должность Президента; равным образом не подлежит избранию на эту должность лицо, не достигшее 35-летнего возраста и не прожившее 14 лет в пределах Соединенных Штатов». По Конституции Республики Казахстана (ст.41) президентом может быть избран «гражданин Республики по рождению, не моложе 35 лет и не старше 65 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет». Таким образом, в разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странах президент выбирается народом.
Можно выделить следующие основные признаки республики:
-
Источником власти признается народ; -
Существует единоличный или коллегиальный глава государства; -
Все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности); -
Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11