Файл: Пояснительная записка Русский язык 2 класс умк Перспектива.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).
Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.
Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.
Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.
Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.
Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.
Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).
Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.
Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.
Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.
Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.
Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.
Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.
Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).
Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.
Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.
Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.
Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.
Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.
Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является
подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.
Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).
Требования к результатам
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Учебно-тематический план
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Учебный материал распределён по разделам:
Итоговая таблица по четвертям
Тематическое планирование по русскому языку
УМК «Перспектива»
2 класс (136 часов)
Программно-методическое обеспечение
Методические пособия для учащихся, учебники
1. Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Учебник. М., Просвещение, 2017.
Методические пособия для учителя
1) Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М., Просвещение, 2017.
2) Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» (CD)
3) Василенко Т.В.«Толковый словарь для начальных классов».-М: «Грамотей», 2004 г.
4) Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. « Секреты орфографии» - М.: Просвещение, 1991 г.
5) Гуров И., Ладанникова Е., Лобова Н. «Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка» - С-Пб.: издательский дом Громова, 2002 г.
6) Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам чистописания. 2 класс» - М. Просвещение, 2010 г.
7) Соловейчик М.В. «Я иду на урок в начальную школу: Русский язык» - М.: Первое сентября, 2000 г.
8) Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р.Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М., 2002.
9) Журнал «Начальная школа».
10) Л. И. Тикунова, В. П. Канакина «Сборник диктантов и творческих работ». Москва «Просвещение», 1992г.
11) Опорные таблицы.
Технические средства обучения
Классная доска
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Экранно-звуковые пособия
CD «Русский язык» . 2 класс. Электронное приложение к УМК «Перспектива»
Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.
Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.
Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.
Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.
Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.
Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).
Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.
Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.
Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.
Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.
Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.
Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.
Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).
Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.
Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.
Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.
Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.
Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.
Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является
подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.
Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).
Требования к результатам
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
-
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; -
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; -
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; -
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; -
использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации; -
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме; -
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям; -
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; -
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; -
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; -
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
-
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; -
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; -
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; -
владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; -
осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; -
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. -
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Учебно-тематический план
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Учебный материал распределён по разделам:
Тема | Кол-во часов | Вид контроля | ||||||
Контрольная работа | Проверочная работа | Контрольный диктант | Контрольное списывание | Изложение | Сочинение | Словарный диктант | ||
Мир общения | 12 | 1 | - | 1 | - | - | - | 1 |
Звуки и буквы. Слог. Ударение. | 55 | 2 | - | 2 | 1 | 2 | - | 3 |
Слово и его значение. | 15 | - | 1 | - | - | - | - | 1 |
Состав слова. | 15 | 2 | - | - | - | - | - | - |
Части речи | 24 | 1 | 2 | 1 | | | 1 | 2 |
Предложение. Текст. | 9 | 1 | - | 1 | 1 | - | - | 1 |
Обобщение знаний. | 6 | | | 1 | - | | | |
Итого | 136 | 7 | 3 | 6 | 2 | 2 | 1 | 8 |
Итоговая таблица по четвертям
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Контрольный диктант | 2 | 2 | 2 | 4 | 10 |
Контрольный словарный диктант | - | 1 | 1 | 1 | 3 |
Контрольное списывание | - | 1 | - | 1 | 2 |
Контрольная работа | 1 | 2 | 3 | 2 | 8 |
Контрольное тестирование | - | - | 1 | - | 1 |
Изложение | 1 | 1 | - | - | 2 |
Сочинение | - | - | 1 | - | 1 |
Проверочная работа | - | - | 2 | - | 2 |
Тематическое планирование по русскому языку
УМК «Перспектива»
2 класс (136 часов)
Название раздела, темы раздела | Характеристика деятельности учащихся |
Мир общения (12 ч) | |
Собеседники Представление о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. Язык – самое удобное и основное средство общения. Различение устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи. Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи. Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнера, представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи. | Ориентироваться в ситуации общения выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Анализировать, сопоставлять способы решения в зависимости от ролевых отношений партнеров (взрослый – ребенок). Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Анализировать интонационно – звуковую сторону речи, устранять недочеты в произношении отдельных звуков и слов. Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Контролировать свою речь в процессе общения. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать свое мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально – этические нормы в процессе общения. Составлять диалоги на заданные темы. |
Слово, предложение и текст в речевом общении Различия функции слова и предложения. Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста ( состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Озаглавливание текста. Типы текстов: текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение. | Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учителя). Практически различать текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3 – 5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40 – 55 слов (с использованием вопросов). |
Главный помощник в общении – родной язык Основные языковые единицы, их особенности. Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие наглядно – образные модели слов и предложений. | Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Сравнивать, различать языковые единицы. Объединять в группы языковые единицы. Давать определения основным языковым единицам. |
Звуки и буквы. Слог. Ударение (55 ч) | |
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами Классификация гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов. Роль гласных и согласных звуков в речи. Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания. Понятие орфограммы. | Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно – образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков. |
Звук й и буква й Сравнение звуков и (гласного) и й (согласного). Перенос слов с буквой й в середине слова. | Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой й. |
Звук э и буква э Слова с буквой э в начале и в середине слова. | Орфографически верно писать слова с буквой э. |
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме Парные и непарные по мягкости – твердости согласные звуки. Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, ю, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука. Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. | Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, ю, я, и. |
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу– щу, чк, чн, щн Сохранение традиции в написании данных буквосочетаний. Образование слов и форм с данными буквосочетаниями. | Писать слова с орфограммами жи – ши, ча – ща, чу– щу, чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными. |
Слог. Перенос слов Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове. Правила переноса слов. | Проводить звуко – буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам. |
Ударение. Ударный слог Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. Различение слов – омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическим словарем. | Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги. Работать с орфоэпическим словарем, объяснять его назначение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить в слове и объяснять орфограмму. Использовать алгоритм проверки орфограммы. |
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове. | Подбирать проверочные слова. |
Правописание слов с непроверяемыми написаниями Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам. Развитие навыков работы с орфографическим словарем. | Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарем. |
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме Парные по звонкости – глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных в конце и в середине слова. Алгоритм проверки парных по звонкости – глухости согласных звуков. Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных звуков путем изменения слова или подбора родственных слов. | Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости – глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости – глухости согласными в коне слова. |
Слова с удвоенными согласными Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарем. Перенос слов с удвоенными согласными. | Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных).Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными. |
Непроизносимые согласные Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки. | Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание непроизносимых согласных). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными. |
Разделительный мягкий и твердый знаки (ь, ъ) Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Первичные наблюдения за употреблением разделительного твердого знака. | Наблюдать за употреблением разделительного твердого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком. |
Контрольная работа. Анализ контрольной работы. | |
Слово и его значение (15 ч) | |
Что рассказало слово Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно – семантических моделей). Обобщающее значение слова. Этимология слова (происхождение его значения). | Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко – буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко – буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым). Принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей (орфографического, толкового). |
Имена собственные и нарицательные Различение в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные). | Распознавать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям. |
Слова с несколькими значениями Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим). | Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте. |
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) | Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова. |
Слова, близкие по значению (синонимы) Синонимы, их роль в речи. | Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях. |
Слова, противоположные по значению (антонимы) Роль антонимов в речи. | Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль. |
Устойчивые сочетания слов Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи. | Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи. |
Тематические группы слов Распределение слов по тематическим группам. | Распределять слова по тематическим группам, дополнять тематические группы своими словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира. |
Контрольная работа. Анализ контрольной работы. | |
Состав слова (15 ч) | |
Как собрать и разобрать слово Слово как объединение морфем, стоящих в определенном порядке и имеющих значение. Наблюдения за строением слова на наглядно – образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание. | Наблюдать за строением слова на наглядно – образных моделях. Составлять наглядно – образные модели состава слова. Называть части слова. |
Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости. Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. Единообразное написание корня в родственных словах. Правописание безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне слова. | Находить корень слова путем сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи).Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения. |
Приставка Приставка, ее роль в слове. Значение, которое приставка придает слову. Правописание разделительного твердого знака. | Выделять в слове приставку, определять значение, которое придает слову приставка (простые случаи). Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твердый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительного мягкого и твердого знаков. |
Суффикс Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно – ласкательных, со значением действующего лица, детеныша животного и т.п.) | Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи). |
Окончание Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова. | Правильно употреблять окончание (простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании. |
Контрольная работа. Анализ контрольной работы. | |
Части речи (24 ч) | |
Что такое части речи Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединенных общим значением (предмета, признака предмета, действия). Создание представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым группам слов. | Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приемы наглядно – образного и логического мышления. |
Имя существительное Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные различия существительных собственных и нарицательных. Основные семантические группы собственных имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Варианты окончаний имен существительных во множественном числе (граммов – грамм) | Осознанно употреблять заглавную букву при написании имен собственных. Выбирать формы имен существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имен существительных. |
Глагол Глагол как часть речи. Изменение глагола по числам. Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина). Роль глаголов в речи. | Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы. |
Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по числам. Род имен прилагательных в речи. Обобщение знаний об основных частях речи. | Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именам прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением. |
Предлог Предлог, его рол в речи. Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов. | Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги согласно литературным нормам. |
Контрольная работа. Анализ контрольной работы. | |
Предложение. Текст (9 ч) | |
Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложений по интонации и по цели высказывания. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Текст, определение текста, типы текстов. Записка как один из видов текста, ее особенности. Письмо как один из видов текста, требования к его написанию. Приглашение как вид текста, его особенности. | Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами по аналогии с учебным текстом. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами. |
Контрольная работа. Анализ контрольной работы. | |
Обобщение знаний (6 ч) |
Программно-методическое обеспечение
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785) -
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020/2021 учебный год. -
Сборник программ УМК «Перспектива» - изд-во «Просвещение», 2011
Методические пособия для учащихся, учебники
1. Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Учебник. М., Просвещение, 2017.
Методические пособия для учителя
1) Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М., Просвещение, 2017.
2) Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» (CD)
3) Василенко Т.В.«Толковый словарь для начальных классов».-М: «Грамотей», 2004 г.
4) Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. « Секреты орфографии» - М.: Просвещение, 1991 г.
5) Гуров И., Ладанникова Е., Лобова Н. «Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка» - С-Пб.: издательский дом Громова, 2002 г.
6) Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам чистописания. 2 класс» - М. Просвещение, 2010 г.
7) Соловейчик М.В. «Я иду на урок в начальную школу: Русский язык» - М.: Первое сентября, 2000 г.
8) Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р.Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М., 2002.
9) Журнал «Начальная школа».
10) Л. И. Тикунова, В. П. Канакина «Сборник диктантов и творческих работ». Москва «Просвещение», 1992г.
11) Опорные таблицы.
Технические средства обучения
Классная доска
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Экранно-звуковые пособия
CD «Русский язык» . 2 класс. Электронное приложение к УМК «Перспектива»