Файл: Книга предназначается для студентов специальности Промышленное и гражданское строительстве.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По найденным моментам и RB материала можно определить размеры поперечного сечения шпунта.
Двойной шпунтовый ряд может иметь несколько распорок по высоте. В таком случае их размещают исходя из условия постоянства величин изгибающего момента в пролетах при различных усилиях в распорках или из условия одинакового усилия в распорках.
§ 3. Погружение шпунтовых свай
Для погружения деревянного шпунта на глубину до 6 м применяют вибромолоты и дизель-молоты с массой ударной части 250 и 600 кг. Устанавливают молоты на легкие копровые установки всех типов или на краны.
С целью обеспечения точности погружения и плотности заполнения стенки шпунтовые сваи забивают после устройства направляющих (8.9). Устанавливают направляющие по ранее погруженным маячным сваям. Количество и шаг маячных свай выбирают исходя из условия обеспечения точного створа шпунтовой стенки и с учетом толщины досок, применяемых в качестве направляющих. Наличие скосов в остриях шпунтовых свай обеспечивает плотное заполнение швов между шпунтинами.
Железобетонные шпунтовые сваи погружают в грунт молотами с большой энергией удара. Известно, что при погружении обычных свай вокруг тела сваи образуется уплотненная грунтовая зона, препятствующая погружению соседних свай. По этой причине минимальное расстояние между обычными сваями принимают М (d — диаметр или диагональ квадратной сваи). Железобетонные шпунтовые сваи необходимо погружать вплотную одна к другой, что весьма затруднительно. Поэтому железобетонные шпунтовые сваи применяют редко.
Во время подъема шпунта на копер необходимо следить за возможным прогибом конструкций. В тех случаях, когда прогиб возникнет, необходимо поднимать шпунты подъемным механизмом.
Металлические шпунтовые сваи погружают с применением различного типа наголовников, конструкция которых зависит от типа сваепогружаюш.их механизмов (8.10).
В практике применяют также наголовники-уловители. Шпунтовую сваю заводят в наголсвник-уловитель путем рихтовки с земли поднятой конструкции до попадания ее в щеки уловителя (). Для снижения сил трения в направляющих ранее погруженных шпунтовых свай нужно смазывать плоскость замка.
С целью снижения расхода металлопроката при устройстве шпунтовых стенок выполняется анкеровка ограждения к опорам и анкерным сваям (8.12). В качестве якорей можно использовать существующие сооружения и здания, конструкции которых могут воспринять горизонтальные нагрузки от шпунтовой стенки. При необходимости для закрепления анкерных стенок используют как анкера куски металла длиной не менее 2,5 м, железобетонные или деревянные сваи.
После погружения шпунтовых свай забивают анкерные сваи, располагаемые на расстоянии более величины призмы обрушения грунта. Вдоль ряда шпунтовых свай к ним на сварке или болтах крепят металлический пояс из швеллеров или других прокатных профилей, к которым монтируют тяги, идущие от анкерных свай. Тяги нужно делать с винтовыми приспособлениями для обеспечения равномерного натяжения анкеров от шпунтового ряда к анкерным сваям. На 8.13 и 8.14 показаны различные схемы устройства шпунтовых ограждений котлованов
§ 4. Извлечение металлических шпунтовых свай
Ограждения из шпунтовых свай после завершения строительных работ подлежат извлечению. Для извлечения шпунтовых свай применяют вибропогружатели с подрессорной пригрузкой, паровоздушные молоты двойного действия, вибромолоты и специальные, установки на базе гусеничных кранов.
Паровоздушные молоты двойного действия для извлечения шпунтовых свай устанавливают на них в опрокинутом положении; молоты жестко крепят к голове сваи стяжными болтами и тросом. Удары молота, направленные вверх, извлекают шпунтовую сваю из грунта, кран же, на котором подвешен молот, выбирает трос по мере извлечения ее.
Вибропогружатели, применяемые для извлечения шпунтовых свай, подвешивают на кранах. Грузоподъемность их должна учитывать усилия трения сваи о грунт- в процессе извлечения. В этом случае вибропогружатели используют для вибрирования свай с целью снижения усилий трения.
Усилия, передаваемые на кран при извлечении металлических шпунтовых свай с применением вибропогружателей," по данным П. А. Преображенской, составляют для отдельно стоящих шпунтовых свай 6—8 т (60—80 кН), при сопротивлении грунта и одного замка — 8—10 т, при сопротивлении грунта и двух замков— 12—14 т.
В табл. 8.3 приведены предельные величины заглубления масс шпунтовых свай, извлекаемых с применением вибропогружателей (по данным О. А. Савинова и А. Я. Лускина).
При извлечении шпунта вибромолотом наковальню закрепляют вверху с помощью шпилек с пружинами.
Крановая установка для извлечения шпунтовых свай представляет собой стрелу, подвешенную вертикально на кране и опирающуюся на грунт.
Усилием тяговой лебедки крана, через полиспаст закрепленной к шпунтовой свае, извлекают ее из грунта. Величина усилий, необходимых для извлечения шпунтовых свай, при глубине 5 м составляет 3,5 т (35 кН), 8 м —5,5, 10 м — 8,5, 12 м—12,5, 22 м — 22 т.
Проектирование работ и организация труда
§ 1. Разработка проектов организации строительства и производства работ
В составе каждого технического (технорабочего) проекта разрабатывают проекты организации строительства (ПОС), в которых. увязывают объемно-планировочные, конструктивные и технологические решения зданий и их свайных фундаментов с конкретными условиями организации строительства объекта.
В материалах ПОС объекта, как известно, должны быть обоснованы методы производства работ, приведены расчеты потребности в строительных машинах и транспорте, в рабочих кадрах, жилье, объектах культурно-бытового назначения, в складах, воде, паре, электроэнергии, газе, сжатом воздухе, во временных зданиях и сооружениях, необходимых для нужд организации на весь период строительства объекта.
Условия строительства свайных фундаментов отражают также в материалах ПОС. На стадии разработки ПОС для обеспечения качественного и своевременного выполнения свайных работ особенно важно определить объемы и перечень подготовительных работ по объекту. К. числу их следует отнести устройство опорной геодезической сети, условия освоения строительной площадки (снос неиспользуемых зданий и сооружений, расчистка территории, отключение инженерных коммуникаций), объемы инженерной подготовки площадки, обеспечение водой, электроэнергией, методы отвода грунтовых и внешних вод, организацию транспорта свай на площадке и складирование их.
Для объектов со сложными конструктивными решениями свайных фундаментов в ПОС должны быть тщательно решены вопросы оснащения строительной организации средствами механизации для производства и контроля свайных работ. До начала работ по устройству свайных фундаментов строительная организация на основе полученной технической документации и ПОС разрабатывает проект производства работ (ППР).
Разрабатывают ППР для сооружения свайных фундаментов на основе данных проектной документации, а также основных положений, изложенных в ПОС и ППР для строительства объекта в целом. В этих материалах должны быть решены вопросы последовательности работ, определены исполнители и сроки выполнения комплекса подготовительных операций, разработаны технические и организационные решения по сохранению существующих зданий, сооружений, сетей и коммуникаций, оставляемых на период строительства.
При строительстве свайных фундаментов на реконструированных предприятиях в материалах ППР предусматривают мероприятия по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности при выполнении строительных работ на данном объекте.
Строительный генеральный план, разработанный генподрядной организацией, должен определять условия строительства свайных фундаментов.
При разработке ППР по свайным работам надо применять типовые технологические карты и карты трудовых процессов, в которых применены прогрессивные технологические приемы работ, оснастка и методы организации труда.
В составе ПНР по свайным работам следует определить места размещения знаков геодезической разбивки свайного поля, разработать методы контроля положения фундамента, схемы технологической последовательности погружения свай, средства механизации работ, комплектование объекта строительными конструкциями, порядок совмещения свайных работ с подготовительными и последующими работами.
Главный инженер организации, утверждающий проект производства работ, обязан организовать контроль за его четким выполнением.
Технологические карты могут быть типовыми для конкретных типовых проектов зданий, но не привязанными к местным условиям. Рабочие технологические карты разрабатывают для конкретных объектов и с учетом местных условий.
В технологической карте должны быть приведены технологическая схема работ, график исполнения, объемы, технико-экономические показатели И указаны мероприятия по технике безопасности.
Для примера рассмотрим образец технологической карты на возведение пятиэтажного жилого дома серии ШГ-300-10. Этот дом шестисекционный, количество свай4на объекте 275, расчетная нагрузка на сваю 40 т, время погружения свай 15 мин. Погружать сваи намечено копром на тракторе С-878М или копром на базе экскаватора Э-10011. Нормативные материалы приняты по разработкам ЦНИИБ Мосстроя для московских строительных организаций.
Организация рабочего места и схема раскладки свай показаны на 9.3. Технологическая схема и схема организации погружения сваи копром на базе экскаватора приведены на 9.4, где указаны подъездные пути к котловану, площадки для складирования сваи, места установки крана, габариты котлована, которые должны быть приняты генподрядной организацией, разработавшей стройгенплан объекта. Такая же схема организации работ на площадке принята и при использовании копра на тракторе.
На 9.5 показана схема погружения сваи копром на базе экскаватора. В качестве сваепогружающего механизма принят штанговый дизель-молот С-330 с наголовником (см. 3.22).
Как видно из графикоз, применение тракторного копра по сравнению с копром на экскаваторе увеличивает затраты труда на погружении сваи на 25,63 чел-дн. и удлиняет сроки работы на 6 дней.
Технико-экономические показатели двух вариантов схем производства работы приведены в табл. 9.3 и 9.4.
Состав строительных машин для каждого варианта технологической карты различен, что связано с различной организацией подачи свай в зону погружения. В целом результаты расчетов показывают предпочтительность применения копра на базе экскаватора.
Совмещать процесс погружения сваи с другими строительными работами согласно требованиям техники безопасности можно при условии, если рабочие других профессий находятся от работающего копра на расстоянии не менее высоты копровой стрелы плюс 5 м. Это расстояние для самоходных базовых машин равно 25 м.