Файл: Сущность и классификация нематериальных активов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

1.1 Нематериальные активы как экономическая категория

1.2 Нематериальные активы как объект бухгалтерского учета

1.3 Правовое обеспечение операций с нематериальными активами

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

2.1 Организация учета нематериальных активов

2.2 Учет поступления и выбытия нематериальных активов

2.3 Амортизация и инвентаризация нематериальных активов

2.4 Международная практика учета нематериальных активов

3. особенности организации нематериальных активов в современных условиях на ОАО «Вымпел»

3.1 Оценка нематериальных активов и раскрытие информации бухгалтерской отчетности

3.2 Механизм амортизации нематериальных активов для целей налогообложения

3.3 Анализ оборачиваемости и эффективности использования нематериальных активов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ



- гудвилл

Гудвилл. С точки зрения бухгалтерского учета гудвилл представляет собой возникающую при слияниях и поглощениях компаний разницу между ценой, выплачиваемой за приобретаемую компанию, и оценочной рыночной стоимостью ее активов, выделяемые в самостоятельные учетные единицы. Гудвилл может быть установлен только при купле-продаже компании в целом, поскольку он не может быть выделен в самостоятельную учетную единицу и существует только в сочетании с другими материальными и нематериальными активами компании. Причины возникновения этого объекта разнообразны, например, эффективная рекламная политика, особо действенная система сбыта, наличие превосходящей конкурентов команды управляющих, высокий кредитный рейтинг, наличие устойчивых, эффективных связей с поставщиками, и др. То есть гудвилл существует на протяжении всей деятельности компании, но отражается в отчетности только при продаже, поскольку в этом случае появляется его оценка на основе объективной информации - цены, по которой покупается фирма. Оценка гудвилла осуществляется в несколько этапов.

Этап 1. Определение прибылей будущих периодов. В простейшем случае

для этого берется отчетность компании за последние 3-5 лет и выводится средняя арифметическая из суммы прибылей за эти периоды.

Этап 2. Определение уровня прибыльности, нормального для данной отрасли. Прибыльность определяется как отношение прибыли к балансовой стоимости активов в среднем по компаниям отрасли.

Этап 3. Определение гипотетической покупаемой фирмы при нормальном уровне прибыльности . Это осуществляется путем умножения балансовой стоимости активов на среднеотраслевой уровень прибыльности.

Этап 4. Определение превышения расчетной прибыли данной фирмы над расчетным гипотетическим уровнем ее прибыли в следующем учетном периоде. Исходя из знаний определенной на основе данных прошлых периодов доходности фирмы и стоимости ее активов, устанавливается оценочный показатель ее прибыли в следующем учетном периоде (посредством их умножения). Из этой величины вычитается гипотетический доход, полученный на этапе 3.

Этап 5. Расчет гудвилла. По сути, это является количественным отражением того обстоятельства, что определяется превышением прибыли компании наднормальным уровнем, размер которого был выявлен на этапе 4.

Данный показатель определяется длительностью действия факторов, определяющих наличие гудвилла. Зная размер превышения прибылей компании над нормальным уровнем, оценочное число лет, в
течении которых оно будет сохраняться, можно рассчитать и сам гудвилл как нынешнюю стоимость превышения прибылей над нормальным уровнем в течении нескольких периодов.

При определенных обстоятельствах гудвилл может иметь не только положительную, но и отрицательную величину. Это происходит, когда стоимость активов приобретенной фирмы превышает цену, за которую она была куплена. Учет отрицательного гудвилла осуществляется следующим образом. Его сумма распределяется пропорционально на стоимость основных средств фирмы, за исключением долгосрочных инвестиций в ценные бумаги. Если после этого стоимость основных средств снижается до нуля, а часть отрицательного гудвилла сохраняется, то эта часть должна рассматриваться в качестве кредита, перенесенного на будущие периоды, и амортизируется в течении периода его полезного использования.

В зарубежной практике учета существует четыре способа списания гудвилла:

1. Учитывается как актив и амортизируется в течении полезного срока использования. Период списания ограничен сроком 40 лет (США) и пять лет (ЕС).

2. Немедленно списывается при приобретении за счет собственного капитала и прибыли. Считается, что, согласно принципу осмотрительности, гудвилл не может считаться активом, так как находится вне контроля менеджмента, при ликвидации компании она ничего не стоит, а период полезной жизни определить практически не возможно.

3. Учитывается как “постоянный актив”, не амортизируется, списывается лишь при очевидной и существенной потере стоимости . Считается , что приобретенный гудвилл не теряет стоимости, поскольку при нормальном управлении деятельность предприятия должна поддерживаться на соответствующем уровне. Ликвидационная стоимость гудвилла (при следующей продаже) соответственно будет равна ее первоначальной стоимости, а следовательно, база для расчета амортизации отсутствует. Кроме того, расходы по поддержанию бизнеса в хорошем состоянии уже отнесены на издержки, а если будут амортизироваться, то это приведет к двойному счету.

4. Учитывается как “висящий” дебет (контрсчет) к собственному капиталу

Считается, что гудвилл не является активом в обычном смысле, не имеет объективной стоимости, и такой подход позволяет, с одной стороны, отразить ее специфику, а с другой - дает возможность пользователю самостоятельно трактовать понятие “гудвилл”.

Таким образом, единообразного подхода к учету и списанию стоимости гудвилла не выработано. Каждый из выше перечисленных методов имеет свои плюсы и минусы, и применение того или иного метода регламентируется национальными стандартами учета.



К НМА относят затраты на НИОКР, если результаты такой деятельности

планируется использовать в деятельности самой организации. МСФО № 9 четко разделяет затраты по НИОКР на две группы :

- затраты на научные исследования;

- затраты на опытно-конструкторские работы.

Причем затраты на научные исследования относят на расходы отчетного периода, а затраты на опытно-конструкторские работы учитывают в составе НМА.

Что касается оценки, то первоначальная стоимость нематериальных активов равна стоимости их приобретения. Расходы компаний на разработку не материальных активов списываются как расходы текущего периода. Стоимость приобретения включает все затраты на приобретение нематериального актива и приведение его в состояние, готовое к использованию, а именно: покупную цену, юридические сборы и другие необходимые расходы.

Нематериальные активы амортизируются путем периодического отнесения на расходы периода части их стоимости в течение срока полезного использования.

Срок полезного использования нематериальных активов определяется предприятием самостоятельно, однако, согласно американским стандартам, он не должен превышать 40 лет. В России, срок списания нематериальных активов при невозможности четкого определения срока их полезного использования составляет 20 лет, хотя максимального верхнего предела не существует.

Амортизация нематериальных активов обычно производится методом прямолинейного списания : равными долями в течение срока полезного использования. Этот же метод используется и при расчете прибыли для целей налогообложения, поэтому его применение удобно для компаний. Метод и период амортизации должны быть раскрыты в финансовой отчетности.

Существует два варианта начисления амортизационных отчислений :

1. прямое списание со счета нематериальных активов:

Д Расходы на амортизацию (Amortization expense)

К Нематериальный актив (Intangible assent);

2. использование корректирующего счета :

Д Расходы на амортизацию

К Накопленная амортизация (Accumulated amortization).

На Западе первый вариант наиболее распространен.

Основные различия в организации учета нематериальных активов в России и за рубежом заключаются в следующем :

1. В применяемых критериях признания НМА в учете. В России, согласно

ПБУ 14/2000, ограничений для принятия объекта на учет как нематериального актива больше. Но самое главное, что в составе НМА учитываются только исключительные права. Таким образом, арендуемые объекты, а также объекты, по которым приобретены неисключительные права, не относятся к НМА.


2. Расходы по НИОКР не подразделяются на две группы, как за рубежом.

3. Не столь широко применяется в российской практике учета термин “отложенные затраты”. Не рассматриваются как НМА расходы по “долгосрочной переплате”, например, страховка, выплаченная авансом, отложенные налоги и т. д.

4. Срок амортизации НМА в России, по которым нельзя определить период полезного использования, установлен в 20 лет.

5. При организации учета поступления НМА в России затраты на приобретение и доведение до состояния пригодности к эксплуатации предварительно собираются на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы”. За рубежом практика относит аналогичные затраты непосредственно на счет “Нематериальные активы”.

Таким образом, несмотря на ориентацию российской системы учета на международные стандарты финансовой отчетности и использование зарубежного опыта, национальная методология российского учета сохраняет и присущие ей специфические черты, хотя она имеет и много схожего с соответствующими зарубежными стандартами и практикой учета.

3. особенности организации нематериальных активов в современных условиях на ОАО «Вымпел»



3.1 Оценка нематериальных активов и раскрытие информации бухгалтерской отчетности




3.1.1 Характеристика предприятия



ОАО “Вымпел” г. Омск является акционерным обществом открытого типа. Уставный капитал предприятия разделен на определенное число акций.

Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. ОАО “Вымпел” занимается продажей компьютеров, комплектующих к ним, оргтехники и расходных материалов к ней, кондиционеров, телефонов и мини АТС, а также осуществляет техническое обслуживание, сборку, установку и гарантирует ремонт данной техники.

Численность работников предприятия составляет 100 человек.

ОАО “Вымпел” является автоматизированным дилером московской фирмы “Партия”.

Организация ОАО “Вымпел” состоит из отделов: отдела продаж техники, отдела технического обслуживания сервиса, отдела маркетинга и финансово-аналитического отдела. Каждый отдел имеет своего руководителя, которые являются партнерами по бизнесу, а также бухгалтера.
Организационная структура ОАО “Вымпел” представлена на рис. 3
Генеральный директор
Технический директор Коммерческий директор Финансовый директор
Отдел Отдел Финансово-

комплектации продаж -аналитический отдел
Технический Отдел Бухгалтер

отдел маркетинга
Рис. 3 Организационная структура ОАО “Вымпел”
Нематериальные активы на рассматриваемом предприятии принимаются к учету по первоначальной стоимости.

Оценка нематериальных активов - это денежное выражение стоимости нематериальных активов, в которой они находят отражение в бухгалтерском учете.

На ОАО “Вымпел” нематериальные активы приобретаются за плату. Поэтому их первоначальная стоимость определяется как