Файл: Содержание введение глава i. Теоретическая сущность работы волонтеров с инвалидами сущность понятий инвалидность.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………....
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ С ИНВАЛИДАМИ……………………………………………..
1.1. Сущность понятий «инвалидность», «инвалиды», «реабилитация»………………………………….
-
Социально-педагогическая деятельность волонтеров по реабилитации инвалидов………………...
1.3. Модель работы волонтеров с инвалидами по их реабилитации ………………………………………………………………....
Выводы по первой главе……………………………………………..
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ВОЛОНТЕРОВ К РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ…..
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы по подготовке волонтеров к реабилитации с инвалидов…
2.2. Программа «Подготовка студентов-волонтеров по реабилитации инвалидов»
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по подготовке волонтеров к реабилитации инвалидов
Выводы по второй главе……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………
Введение
Актуальность реабилитационной работы волонтеров с инвалидами заключается в следующем: проблема реабилитации инвалидов остается одной из самых сложных, требующих от общества не только ее понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Реабилитация является не только лечением и улучшением состояния здоровья, но и процессом, направленным на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации поддержки: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности. Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах.
Для государства важно решение вопросов по социальной реабилитации инвалидов, что позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан. В связи с этим представляется необходимым, чтобы различным категориям инвалидов при выборе форм социальной защиты ориентиром было удовлетворение потребностей высшего порядка – получение образования, профессиональной подготовки, содействие в трудовом устройстве.
А в связи с тем, что с января 2005 года льготы инвалидам заменили денежной компенсацией, то вопрос о трудовой деятельности инвалидов еще более актуален, так как эти денежные средства не смогут в полной мере удовлетворить все потребности инвалида [4].
Таким образом, восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и волонтеры помогают им определить свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы:
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Основные проблемы социальной реабилитации инвалидов, которые включают в себя понятие личности, отношения общества, выходящее за рамки легитимной дискриминации, адаптация как важнейшее условие социализации, анализировались в работах А.И. Ковалевой, Т. Жулковской, В.А. Лукова, Т.В. Скляровой, Е.Р. Смирновой, В.Н. Ярской.
В исследованиях Н.К. Гусевой, В.И. Курбатова, Ю.А. Блинкова, В.С. Ткаченко, Н.П. Клушиной, Т. Жулковской рассматривалось понятие социальной реабилитации инвалидов, была предложена развернутая схема системы социальной реабилитации и определены функции социальных учреждений.
В теории и практике работы волонтера с инвалидами сложилась ситуация, которая характеризуется противоречиями: между готовностью волонтеров к реабилитации инвалидов, и не разработанностью и эффективностью методов реабилитационной работы с инвалидами.
В теории социальной работы слабо решаются эти противоречия. В практике социальной работы более эффективно раскрыты данные направления. В мире много инвалидов, которые готовы пройти социальную реабилитацию. В процессе адаптации используются коррекционные и реабилитационные мероприятия. Эти направления способствуют самореализации лиц с ограниченными возможностями.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каким должно быть содержание, формы и методы реабилитации инвалидов в социально-педагогической деятельности волонтеров.
На основании анализа актуальности, противоречия и проблемы исследования сформулирована тема: «Социально-педагогическая деятельность волонтеров по реабилитации инвалидов».
Цель исследования – выявить социально-педагогические методы в работе волонтеров по реабилитации инвалидов.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность волонтеров.
Предмет исследования – научно-методическое обеспечение социально-педагогической деятельности волонтеров по реабилитации инвалидов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, деятельность волонтеров по реабилитации инвалидов будет успешной, если:
– выявить специфику деятельности волонтеров на основании изученного опыта и обобщения практики,
– на основе системно-личностного подходов разработать модель социально педагогической деятельности волонтеров по реабилитации инвалидов и педагогические условия ее реализации.
Задачи исследования:
-
Выявить сущность понятий «инвалидность», «инвалиды» «реабилитация инвалидов»; -
Разработать модель социально-педагогической деятельности волонтеров по реабилитации инвалидов; -
Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья; -
Выяснить проблему социальной реабилитации инвалидов; -
Разработать методическое обеспечение для волонтеров;
Методы исследования – анализ научной литературы, анализ и обобщение полученного из научной литературы материала, теоретический анализ, изучение нормативно правовой базы, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемой и цитируемой литературы. В ходе подготовки данной работы были изучены нормативно-правовые документы, проанализированы учебно-методические пособия и научная литература, материалы периодической печати.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ С ИНВАЛИДАМИ
1.1. Сущность понятий «инвалидность», «инвалиды», «реабилитация»
Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями
, необходимо выяснить, каково содержание понятия «инвалидность», какими социальными, экономическими, поведенческими, эмоциональными гениями оборачиваются те или иные патологии здоровья и, естественно, что представляет собой процесс социальной реабилитации, какую цель он преследует, какие составные части или элементы в него ходят.
Согласно Российскому законодательству, инвалид – это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое по ведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [24].
Это определение сравнимо с тем, которое дается Всемирной организацией здравоохранения: люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за предрассудков общества в отношении к инвалидам. Для того чтобы снизить воздействие этих ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.
По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. По официальной статистике, в России сейчас 13 млн. инвалидов. По оценке Агентства социальной информации, их не менее 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.
В узком смысле, с точки зрения статистики, инвалидом является человек, имеющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико – социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств. Подавляющее большинство таких людей состоят на учете в органах социальной защиты или в лечебных учреждениях силовых ведомств как получатели различного рода пенсий, в том числе пенсий не по инвалидности, а по другим основаниям (чаще всего по старости).
В широком смысле в контингент инвалидов входят так же лица, подпадающие под установленное законом определение инвалидности, но в силу разных обстоятельств не обратившиеся в БМСЭ. Какие же это обстоятельства? Их можно разделить на 2 группы. Первый связан с развитием здравоохранения и медицины, в частности диагностикой заболеваний и её доступностью (например, несвоевременное выявление злокачественных новообразований). Второй – с мотивами человека в получении статуса инвалида. В настоящее время эта мотивация выше, чем в прошлом, когда ограничения для трудовой деятельности инвалидов были весьма существенны, а статус инвалида не позволял работать.
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
– По возрасту – дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.
– По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.
– По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда) [11].
– По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.
Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.
Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь [25. C.72].
Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. Такие меры включают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов, обеспечение информации и разработку учебных программ, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях.
В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо принимать специальные меры или организовывать специальные игры. Государства должны поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях. Сбор таких данных может осуществляться параллельно с проведением национальных переписей населения и обследований домашних хозяйств и, в частности, проводиться в тесном сотрудничестве с университетами, научно-исследовательскими институтами и организациями инвалидов.
Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании. Рассматривать вопрос о создании банков данных об инвалидах