Файл: Содержание введение глава i. Теоретическая сущность работы волонтеров с инвалидами сущность понятий инвалидность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задачами этого дома-интерната являются:

– создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;

– организация ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи и организация содержательного досуга;

– организация трудовой занятости инвалидов.

В соответствии с основными задачами дом-интернат осуществляет:

– активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям;

– бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

– организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;

– диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;

– обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями и кресло-колясками;

– в соответствии с медицинскими рекомендациями организацию трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни.

В домах-интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста (от 18 до 44 лет). Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них – инвалиды с детства, 27,3% – вследствие общего заболевания, 5,4% – в связи с трудовым увечьем, 2,5% – прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%) [19. C. 14].

Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% – инвалиды вследствие патологии внутренних органов.

Следствием различной степени нарушений функции опорно-двигательного аппарата является ограничение двигательной активности инвалидов. В связи с этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощью костылей или кресло – колясок и только 41,5% – самостоятельно.

Характер патологии сказывается и на способности молодых инвалидов к самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают себя частично, 55,7% – полностью [9].

Таким образом, социально-педагогическая деятельность волонтеров включает в себя:

– социальную адаптацию;

– продление активного образа жизни;

– получение образования и трудоустройство;


– реализация желаний в области досуга и спорта

В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.

В условиях дома-интерната при отсутствии в штате специальных работников и волонтеров, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9%, а получить профессию – 8,6% молодых инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно – массовой работы (у 418% молодых инвалидов).

Роль волонтера состоит в том, чтобы создать особую среду в доме – интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на «самодеятельность», самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки [7. C. 87].

Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий вне должен осуществляться волонтером. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, волонтеру необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, волонтер должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.

При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.



Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом-интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей [32. C.45].

Степень социально-психологической адаптации молодых инвалидов в домах – интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо «уходом в болезнь». Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль волонтера как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

Роль волонтера состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно – характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально – бытовую и социально-психологическую адаптацию молодых инвалидов.

При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально-психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения – вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль волонтера состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Волонтер должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.

Таким образом, участие волонтера в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.

1.3 Модель социально-педагогической деятельности волонтеров по реабилитации инвалидов


Нами была разработана модель социально-педагогической деятельности волонтеров по реабилитации инвалидов, способствующей повышению уровня подготовленности волонтеров к работе с инвалидами, а так же повешению эффективности методов работы волонтеров.

Модель состоит из следующих блоков:

– Целевой блок

– Содержательный блок

– Функциональный блок

– Оценочно-результативный блок

Основная цель модели заключается в разработке программы подготовки волонтеров и организации работы с волонтерами по повышению методов работы с инвалидами. Данная программа способствует задачам модели, которые направлены:

– Модернизацию методов работы волонтеров с инвалидами;

– Обеспечение усвоения методов работы с инвалидами у волонтеров;

– Повышению уровня подготовленности волонтеров к работе с инвалидами;

Данные задачи впоследствии помогут повысить уровень эффективности взаимодействия волонтеров и людей с ограниченными возможностями, ускорить процесс социализации инвалидов, что благоприятно отразится на их эмоциональном и социальном состоянии.

В данной модели используются научные подходы, которые направленны в основном на обучение волонтеров работе с людьми с ограниченными возможностями, такие как – системный, личностно ориентированный, социокультурный, социально – педагогический.

Системный подход – это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы, имеет универсальный характер, поэтому его следует применять всегда и везде. Объектом системного подхода является целостность (система), что означает учет:

а) ее различных элементов;

б) структуры элементов, зависящей от характера внутренних связей;

в) границ системы;

г) взаимосвязи этой системы с окружающей средой и т. д.

Автором разработки теории систем является Берталанфи. Он определил систему как совокупность элементов, находящихся во взаимосвязях и взаимообуславливающих друг друга. Разработчиком системного подхода социальной работы в России является В. В. Сериков.

Центральное понятие системного подхода – понятие «система» (от греч. System – целое, составленное из частей; соединение). Существует многообразие подходов к толкованию сущности системы (философское, социологическое, управленческое и т. д.). Из всего многообразия определений «система» возьмем самое лаконичное. Система – это комплекс взаимодействующих элементов. А элемент – это далее неразложимый компонент системы. Типология систем также не отличается однообразием. Среди видов систем называют большие, социальные, кибернетические, социальные и т. д.


Сложная система, в отличие от простой, является открытой системой, для которой характерно постоянное видоизменение, обмен информацией с другими системами. Общество и его подсистемы относятся к типу сложных открытых общественно – исторических систем и соответственно предполагают рассмотрение в динамике ее действительного существования (как процесс) и в предметном бытии, статике (состав и строение). Социальная работа относится к классу социальных систем, в которой можно выделить подсистемы меньшего уровня: социальная работа как наука; социальная работа как учебная дисциплина; социальная работа как вид деятельности.

Применение принципа системности к теории социальной работы позволяет рассматривать все компоненты научного знания во взаимосвязи и взаимозависимости, определяя специфику объекта и предмета теории социальной работы, которые, в свою очередь, влияют на содержание теории и практики социальной работы. Система социальной работы как науки проявляется в том, что она имеет междисциплинарный характер; ей присущи неотъемлемые компоненты науки, она содержит органически взаимосвязанные составные части: теоретическую и прикладную.

Личностно ориентированный подход – концентрация внимания на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. Авторами личностно ориентированного подхода являются В. Д. Шадриков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская.

Цель личностно ориентированного подхода - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование образа “Я”; ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”); автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

В личностно-ориентированном образовании обучающийся — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Сластенин В.А. дает такую характеристику: «Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент»