Файл: Содержание введение глава i. Теоретическая сущность работы волонтеров с инвалидами сущность понятий инвалидность.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ВОЛОНТЕРОВ К РАБОТЕ С ИНВАЛИДАМИ
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы по подготовке волонтеров к работе с инвалидами.
Опытно-экспериментальная работа строилась нами с учетом анализа работы М. А. Зыскина, Е. А. Романова: «Подготовка волонтеров к работе с инвалидами», 2011, г. Екатеринбурга [].
Данное учебно – методическое пособие было нами проанализировано и модернизировано.
За прошедшие несколько лет российский добровольческий сектор стремительно развивался. Сегодня добровольцы работают в крупных городах, в региональных центрах и малых городах и селах. Сферы приложения добровольческих усилий многообразны: социальная защита, экология, благоустройство, профилактика алкогольной и наркотической зависимости, правозащитная деятельность, сохранение исторического и культурного наследия и т.д.
Кроме практической волонтерской деятельности российские организации активно развивают механизм поддержки и пропаганды добровольческих инициатив. Разрабатываются и внедряются модели добровольческих центров, создаются и применяются специализированые образовательные программы, проводятся масштабные общероссийские добровольческие действия.
Современная волонтерская деятельность и добровольный труд в социальной сфере направлены как на помощь людям в трудной жизненной ситуации, так и на реализацию социальных и индивидуальных потребностей и интересов граждан.
Однако в настоящее время остаются проблемы в подготовке добровольцев к социально значимой деятельности. Данное пособие посвящено проблеме помощи учреждениям в подготовке руководителей волонтерских групп.
Волонтерскую деятельность, в соответствии с существующими в международной практике подходами, можно определить следующим образом: это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан-добровольцев.
В отличие от профессиональной подготовки и развития компетентности, личностный рост волонтера – это процесс, обладающий большей самостоятельной и внутренней мотивированностью. Главным условием полноценного личностного роста является свобода выбора, возможная только в условиях гражданского общества.
Добровольная деятельность наравне с такими важными качествами, как милосердие, ответственность за себя и порученное дело, чувство самоуважения и гуманного, толерантного отношения к другим, формирует у волонтера качества и навыки, важные для взрослой, в том числе профессиональной жизни.
Успешность формирования социально-важных качеств личности определяется следующими факторами:
– добровольным характером включения молодежи в социальные отношения;
– свободой выбора видов волонтерской деятельности;
– активным взаимодействием волонтера с другими участниками данного вида деятельности;
– признанием важности осуществляемой волонтером социально значимой деятельности на уровне государства и общества;
– осознанием собственной социальной роли в построении российского гражданского общества, участии в судьбе своей страны.
Направленность волонтерской деятельности, ее формы, методы и технологии связаны, прежде всего, с объектами этой деятельности.
Объекты волонтерской деятельности определяются актуальными потребностями местного сообщества, целями и задачами социальной политики, возможностями и способностями волонтерами.
Можно выделить ряд проблем, с которыми могут столкнуться организаторы волонтерского движения:
– мотивация молодежи к волонтерской деятельности;
– возникающие трудности с другими участниками социально-значимой деятельности;
– боязнь совершить ошибки и получить негативную оценку и др.
Таким образом, возникает необходимость в обучении молодых людей навыкам конструктивного взаимодействия в ходе волонтерской деятельности.
На основе этого авторами была разработана программа «Подготовка студентов – волонтеров к работе с инвалидами».
Цель программы – формирование у студентов представлений и знаний о волонтерской деятельности с инвалидами, а также обучение навыкам конструктивного взаимодействия с данной категорией лиц.
Задачи программы:
Достижение поставленной цели и задач через реализацию занятий и упражнений.
Формы обучения волонтеров:
– Лекции, как организационная форма обучения – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении занятия сообщает новый материал, необходимый волонтерам для работы с инвалидами;
– Семинары. Они строятся на основе живого творческого обсуждения, дискуссии по определенной тематике, такой как: инвалидность, реабилитация, особенности ограничений, формы и методы работы с инвалидами и др. Данная форма обучения позволяет закрепить полученные теоретические знания;
– Практические занятия, проводимые непосредственно с людьми имеющими ограниченные возможности, в присутствии педагога или руководителя;
– Тренинги, направленные на развитие творческих, коммуникативных и личных качеств волонтера, необходимых для данного вида социальной помощи;
– Инструктирование, проводимое непосредственно перед началом самостоятельной деятельности волонтеров с инвалида. Основная цель данной формы обучения – уточнение пройденного материала волонтерами, определение конкретных целей работы;
Методы обучения:
– Деловая игра, позволяющая развить навыки волонтера в игровой форме;
– Дискуссии, на актуальные для данного вида помощи вопросы. При проведении дискуссий каждый из волонтеров может отстаивать свою точку зрения, высказывать свое мнение по тому или иному вопросу;
– Обсуждение видеосюжетов, является ответвлением дискуссий. Данный метод строится на просмотре видеоматериалов, таких как: художественные фильмы, документальные фильмы, новостные сюжеты и т.д.;
Технологии обучения:
– проблемное обучение;
– интерактивные методики;
– технологии мастерских.
Ожидаемые результаты реализации программы включают в себя:
Критерии оценки уровня развития студенческого волонтерства:
2.2. Программа «Подготовка студентов-волонтеров к работе с инвалидами»
В данном параграфе мы рассмотрим краткое содержание занятий по программе «Подготовка студентов – волонтеров к работе с инвалидами». Программа содержит 6 занятий, каждое из которых имеет свою цель. Прохождение данной программы позволит достичь главную цель программы - формирование у студентов представлений и знаний о волонтерской деятельности с инвалидами, а также обучение навыкам конструктивного взаимодействия с данной категорией лиц.
Занятие 1. Вводное
Цель данного занятия: познакомить с основными понятиями, способствовать осмыслению, анализу студентами волонтерской деятельности.
Процедура проведения: после прочтения краткой лекции о волонтерстве ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение волонтерства. Попросите участников включить в это определение то, что является сущностью волонтерства. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выбранным определением всех участников.
После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на большом листе ватмана.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий представляет заранее заготовленные определения аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.
Обсуждение. Ведущий задает вопросы:
- Что отличает каждое определение?
- Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
- Можно ли дать одно определение понятию «волонтерство»?
Практические упражнения к Вводному занятию.
Упражнение «Здравствуй, друг!»
Цель: знакомство участников программы друг с другом, снятие тактильных барьеров.
Процедура проведения: Участники создают 2 круга (внутренний и внешний), стоя липом друг к другу. Затем одновременно говорят слова и выполняют движения:
- Здравствуй, друг! (называют свои имена и жмут друг - другу руки);
- Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу);
- Где ты был? (легонько дергают друг друга за ухо);
- Я скучал! (показывают на себя с сожалением на лице);
- Хорошо! (обнимаются).
Затем участники меняются по кругу (внешний круг влево делает один шаг, внутренний круг остается на месте).
Упражнение заканчивается, когда первые участники встречаются вновь.
Упражнение «Общий ритм».
Цель: Повышение сплоченности группы.
Необходимое время: 5 минут.
Процедура проведения: Участники стоят в кругу.
Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним следующий, и т.д. должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопнет один человек, а не все члены группы по очереди. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.
Занятие 2. Активизация личностных, и групповых качеств и способностей студентов.
Цель: сформировать у волонтеров ощущение своей сопричастности к общему делу; сформулировать общие правила работы в команде.
Процедура проведения: после прочтения краткой лекции о формировании команды волонтеров ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» правила работы в группе. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выбранными правилами всех участников.
После того, как группы представят свои правила групповой работы, ведущий знакомит с принципами групповой работы. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими принципами и правилами, а так же высказать свое отношение к ним.
Под методом групповой работы следует понимать совместную деятельность людей, которые, работая в группах по 2-10 человек над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия. Наиболее важный результат групповой работы - преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований - переосмысление жизненных ценностей.
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы по подготовке волонтеров к работе с инвалидами.
Опытно-экспериментальная работа строилась нами с учетом анализа работы М. А. Зыскина, Е. А. Романова: «Подготовка волонтеров к работе с инвалидами», 2011, г. Екатеринбурга [].
Данное учебно – методическое пособие было нами проанализировано и модернизировано.
За прошедшие несколько лет российский добровольческий сектор стремительно развивался. Сегодня добровольцы работают в крупных городах, в региональных центрах и малых городах и селах. Сферы приложения добровольческих усилий многообразны: социальная защита, экология, благоустройство, профилактика алкогольной и наркотической зависимости, правозащитная деятельность, сохранение исторического и культурного наследия и т.д.
Кроме практической волонтерской деятельности российские организации активно развивают механизм поддержки и пропаганды добровольческих инициатив. Разрабатываются и внедряются модели добровольческих центров, создаются и применяются специализированые образовательные программы, проводятся масштабные общероссийские добровольческие действия.
Современная волонтерская деятельность и добровольный труд в социальной сфере направлены как на помощь людям в трудной жизненной ситуации, так и на реализацию социальных и индивидуальных потребностей и интересов граждан.
Однако в настоящее время остаются проблемы в подготовке добровольцев к социально значимой деятельности. Данное пособие посвящено проблеме помощи учреждениям в подготовке руководителей волонтерских групп.
Волонтерскую деятельность, в соответствии с существующими в международной практике подходами, можно определить следующим образом: это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан-добровольцев.
В отличие от профессиональной подготовки и развития компетентности, личностный рост волонтера – это процесс, обладающий большей самостоятельной и внутренней мотивированностью. Главным условием полноценного личностного роста является свобода выбора, возможная только в условиях гражданского общества.
Добровольная деятельность наравне с такими важными качествами, как милосердие, ответственность за себя и порученное дело, чувство самоуважения и гуманного, толерантного отношения к другим, формирует у волонтера качества и навыки, важные для взрослой, в том числе профессиональной жизни.
Успешность формирования социально-важных качеств личности определяется следующими факторами:
– добровольным характером включения молодежи в социальные отношения;
– свободой выбора видов волонтерской деятельности;
– активным взаимодействием волонтера с другими участниками данного вида деятельности;
– признанием важности осуществляемой волонтером социально значимой деятельности на уровне государства и общества;
– осознанием собственной социальной роли в построении российского гражданского общества, участии в судьбе своей страны.
Направленность волонтерской деятельности, ее формы, методы и технологии связаны, прежде всего, с объектами этой деятельности.
Объекты волонтерской деятельности определяются актуальными потребностями местного сообщества, целями и задачами социальной политики, возможностями и способностями волонтерами.
Можно выделить ряд проблем, с которыми могут столкнуться организаторы волонтерского движения:
– мотивация молодежи к волонтерской деятельности;
– возникающие трудности с другими участниками социально-значимой деятельности;
– боязнь совершить ошибки и получить негативную оценку и др.
Таким образом, возникает необходимость в обучении молодых людей навыкам конструктивного взаимодействия в ходе волонтерской деятельности.
На основе этого авторами была разработана программа «Подготовка студентов – волонтеров к работе с инвалидами».
Цель программы – формирование у студентов представлений и знаний о волонтерской деятельности с инвалидами, а также обучение навыкам конструктивного взаимодействия с данной категорией лиц.
Задачи программы:
-
Развитие мотивации к добровольческому труду; -
Знакомство студентов с направлениями волонтерской деятельности и ее нормативной базой; -
Обучение навыкам социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями; -
Активизация и развитие личностных качеств и способностей студентов, необходимых в работе с инвалидами.
Достижение поставленной цели и задач через реализацию занятий и упражнений.
Формы обучения волонтеров:
– Лекции, как организационная форма обучения – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении занятия сообщает новый материал, необходимый волонтерам для работы с инвалидами;
– Семинары. Они строятся на основе живого творческого обсуждения, дискуссии по определенной тематике, такой как: инвалидность, реабилитация, особенности ограничений, формы и методы работы с инвалидами и др. Данная форма обучения позволяет закрепить полученные теоретические знания;
– Практические занятия, проводимые непосредственно с людьми имеющими ограниченные возможности, в присутствии педагога или руководителя;
– Тренинги, направленные на развитие творческих, коммуникативных и личных качеств волонтера, необходимых для данного вида социальной помощи;
– Инструктирование, проводимое непосредственно перед началом самостоятельной деятельности волонтеров с инвалида. Основная цель данной формы обучения – уточнение пройденного материала волонтерами, определение конкретных целей работы;
Методы обучения:
– Деловая игра, позволяющая развить навыки волонтера в игровой форме;
– Дискуссии, на актуальные для данного вида помощи вопросы. При проведении дискуссий каждый из волонтеров может отстаивать свою точку зрения, высказывать свое мнение по тому или иному вопросу;
– Обсуждение видеосюжетов, является ответвлением дискуссий. Данный метод строится на просмотре видеоматериалов, таких как: художественные фильмы, документальные фильмы, новостные сюжеты и т.д.;
Технологии обучения:
– проблемное обучение;
– интерактивные методики;
– технологии мастерских.
Ожидаемые результаты реализации программы включают в себя:
-
Повышение уровня мотивации и степени готовности молодежи к волонтерской деятельности за счет приобретение знаний, умений и навыков; -
Развитие социально-значимых личностных качеств; -
Формирование социально-ответственной личности; -
Актуализация лидерского потенциала молодежи, повышение уровня его социальной активности; -
Обогащение опыта студента, развитие его индивидуальных способностей.
Критерии оценки уровня развития студенческого волонтерства:
-
Повышение уровня мотивации на выполнение социально-значимой деятельности. -
Повышение уровня самооценки личности в связи с выполнением социально-значимой деятельности. -
Повышение способности к работе в команде.
2.2. Программа «Подготовка студентов-волонтеров к работе с инвалидами»
В данном параграфе мы рассмотрим краткое содержание занятий по программе «Подготовка студентов – волонтеров к работе с инвалидами». Программа содержит 6 занятий, каждое из которых имеет свою цель. Прохождение данной программы позволит достичь главную цель программы - формирование у студентов представлений и знаний о волонтерской деятельности с инвалидами, а также обучение навыкам конструктивного взаимодействия с данной категорией лиц.
Занятие 1. Вводное
Цель данного занятия: познакомить с основными понятиями, способствовать осмыслению, анализу студентами волонтерской деятельности.
Процедура проведения: после прочтения краткой лекции о волонтерстве ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение волонтерства. Попросите участников включить в это определение то, что является сущностью волонтерства. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выбранным определением всех участников.
После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на большом листе ватмана.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий представляет заранее заготовленные определения аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.
Обсуждение. Ведущий задает вопросы:
- Что отличает каждое определение?
- Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
- Можно ли дать одно определение понятию «волонтерство»?
Практические упражнения к Вводному занятию.
Упражнение «Здравствуй, друг!»
Цель: знакомство участников программы друг с другом, снятие тактильных барьеров.
Процедура проведения: Участники создают 2 круга (внутренний и внешний), стоя липом друг к другу. Затем одновременно говорят слова и выполняют движения:
- Здравствуй, друг! (называют свои имена и жмут друг - другу руки);
- Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу);
- Где ты был? (легонько дергают друг друга за ухо);
- Я скучал! (показывают на себя с сожалением на лице);
- Хорошо! (обнимаются).
Затем участники меняются по кругу (внешний круг влево делает один шаг, внутренний круг остается на месте).
Упражнение заканчивается, когда первые участники встречаются вновь.
Упражнение «Общий ритм».
Цель: Повышение сплоченности группы.
Необходимое время: 5 минут.
Процедура проведения: Участники стоят в кругу.
Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним следующий, и т.д. должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопнет один человек, а не все члены группы по очереди. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.
Занятие 2. Активизация личностных, и групповых качеств и способностей студентов.
Цель: сформировать у волонтеров ощущение своей сопричастности к общему делу; сформулировать общие правила работы в команде.
Процедура проведения: после прочтения краткой лекции о формировании команды волонтеров ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» правила работы в группе. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выбранными правилами всех участников.
После того, как группы представят свои правила групповой работы, ведущий знакомит с принципами групповой работы. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими принципами и правилами, а так же высказать свое отношение к ним.
Под методом групповой работы следует понимать совместную деятельность людей, которые, работая в группах по 2-10 человек над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия. Наиболее важный результат групповой работы - преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований - переосмысление жизненных ценностей.