Файл: Содержание введение глава i. Теоретическая сущность работы волонтеров с инвалидами сущность понятий инвалидность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ВОЛОНТЕРОВ К РАБОТЕ С ИНВАЛИДАМИ

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы по подготовке волонтеров к работе с инвалидами.

Опытно-экспериментальная работа строилась нами с учетом анализа работы М. А. Зыскина, Е. А. Романова: «Подготовка волонтеров к работе с инвалидами», 2011, г. Екатеринбурга [].

Данное учебно – методическое пособие было нами проанализировано и модернизировано.

За прошедшие несколько лет российский добровольческий сектор стремительно развивался. Сегодня добровольцы работают в крупных городах, в региональных центрах и малых городах и селах. Сферы приложения добровольческих усилий многообразны: социальная защита, экология, благоустройство, профилактика алкогольной и наркотической зависимости, правозащитная деятельность, сохранение исторического и культурного наследия и т.д.

Кроме практической волонтерской деятельности российские организации активно развивают механизм поддержки и пропаганды добровольческих инициатив. Разрабатываются и внедряются модели добровольческих центров, создаются и применяются специализированые образовательные программы, проводятся масштабные общероссийские добровольческие действия.

Современная волонтерская деятельность и добровольный труд в социальной сфере направлены как на помощь людям в трудной жизненной ситуации, так и на реализацию социальных и индивидуальных потребностей и интересов граждан.

Однако в настоящее время остаются проблемы в подготовке добровольцев к социально значимой деятельности. Данное пособие посвящено проблеме помощи учреждениям в подготовке руководителей волонтерских групп.

Волонтерскую деятельность, в соответствии с существующими в международной практике подходами, можно определить следующим образом: это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан-добровольцев.

В отличие от профессиональной подготовки и развития компетентности, личностный рост волонтера – это процесс, обладающий большей самостоятельной и внутренней мотивированностью. Главным условием полноценного личностного роста является свобода выбора, возможная только в условиях гражданского общества.


Добровольная деятельность наравне с такими важными качествами, как милосердие, ответственность за себя и порученное дело, чувство самоуважения и гуманного, толерантного отношения к другим, формирует у волонтера качества и навыки, важные для взрослой, в том числе профессиональной жизни.

Успешность формирования социально-важных качеств личности определяется следующими факторами:

– добровольным характером включения молодежи в социальные отношения;

– свободой выбора видов волонтерской деятельности;

– активным взаимодействием волонтера с другими участниками данного вида деятельности;

– признанием важности осуществляемой волонтером социально значимой деятельности на уровне государства и общества;

– осознанием собственной социальной роли в построении российского гражданского общества, участии в судьбе своей страны.

Направленность волонтерской деятельности, ее формы, методы и технологии связаны, прежде всего, с объектами этой деятельности.

Объекты волонтерской деятельности определяются актуальными потребностями местного сообщества, целями и задачами социальной политики, возможностями и способностями волонтерами.

Можно выделить ряд проблем, с которыми могут столкнуться организаторы волонтерского движения:

– мотивация молодежи к волонтерской деятельности;

– возникающие трудности с другими участниками социально-значимой деятельности;

– боязнь совершить ошибки и получить негативную оценку и др.

Таким образом, возникает необходимость в обучении молодых людей навыкам конструктивного взаимодействия в ходе волонтерской деятельности.

На основе этого авторами была разработана программа «Подготовка студентов – волонтеров к работе с инвалидами».

Цель программы – формирование у студентов представлений и знаний о волонтерской деятельности с инвалидами, а также обучение навыкам конструктивного взаимодействия с данной категорией лиц.

Задачи программы:

  1. Развитие мотивации к добровольческому труду;

  2. Знакомство студентов с направлениями волонтерской деятельности и ее нормативной базой;

  3. Обучение навыкам социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями;

  4. Активизация и развитие личностных качеств и способностей студентов, необходимых в работе с инвалидами.


Достижение поставленной цели и задач через реализацию занятий и упражнений.
Формы обучения волонтеров:

– Лекции, как организационная форма обучения – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении занятия сообщает новый материал, необходимый волонтерам для работы с инвалидами;

– Семинары. Они строятся на основе живого творческого обсуждения, дискуссии по определенной тематике, такой как: инвалидность, реабилитация, особенности ограничений, формы и методы работы с инвалидами и др. Данная форма обучения позволяет закрепить полученные теоретические знания;

– Практические занятия, проводимые непосредственно с людьми имеющими ограниченные возможности, в присутствии педагога или руководителя;

– Тренинги, направленные на развитие творческих, коммуникативных и личных качеств волонтера, необходимых для данного вида социальной помощи;

– Инструктирование, проводимое непосредственно перед началом самостоятельной деятельности волонтеров с инвалида. Основная цель данной формы обучения – уточнение пройденного материала волонтерами, определение конкретных целей работы;

Методы обучения:

– Деловая игра, позволяющая развить навыки волонтера в игровой форме;

– Дискуссии, на актуальные для данного вида помощи вопросы. При проведении дискуссий каждый из волонтеров может отстаивать свою точку зрения, высказывать свое мнение по тому или иному вопросу;

– Обсуждение видеосюжетов, является ответвлением дискуссий. Данный метод строится на просмотре видеоматериалов, таких как: художественные фильмы, документальные фильмы, новостные сюжеты и т.д.;
Технологии обучения:

– проблемное обучение;

– интерактивные методики;

– технологии мастерских.

Ожидаемые результаты реализации программы включают в себя:

  1. Повышение уровня мотивации и степени готовности молодежи к волонтерской деятельности за счет приобретение знаний, умений и навыков;

  2. Развитие социально-значимых личностных качеств;

  3. Формирование социально-ответственной личности;

  4. Актуализация лидерского потенциала молодежи, повышение уровня его социальной активности;

  5. Обогащение опыта студента, развитие его индивидуальных способностей.


Критерии оценки уровня развития студенческого волонтерства:


  1. Повышение уровня мотивации на выполнение социально-значимой деятельности.

  2. Повышение уровня самооценки личности в связи с выполнением социально-значимой деятельности.

  3. Повышение способности к работе в команде.


2.2. Программа «Подготовка студентов-волонтеров к работе с инвалидами»

В данном параграфе мы рассмотрим краткое содержание занятий по программе «Подготовка студентов – волонтеров к работе с инвалидами». Программа содержит 6 занятий, каждое из которых имеет свою цель. Прохождение данной программы позволит достичь главную цель программы - формирование у студентов представлений и знаний о волонтерской деятельности с инвалидами, а также обучение навыкам конструктивного взаимодействия с данной категорией лиц.

Занятие 1. Вводное

Цель данного занятия: познакомить с основными понятиями, способствовать осмыслению, анализу студентами волонтерской деятельности.

Процедура проведения: после прочтения краткой лекции о волонтерстве ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение волонтерства. Попросите участников включить в это определение то, что является сущностью волонтерства. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выбранным определением всех участников.

После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий представляет заранее заготовленные определения аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение. Ведущий задает вопросы:

- Что отличает каждое определение?

- Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

- Можно ли дать одно определение понятию «волонтерство»?

Практические упражнения к Вводному занятию.

Упражнение «Здравствуй, друг!»

Цель: знакомство участников программы друг с другом, снятие тактильных барьеров.

Процедура проведения: Участники создают 2 круга (внутренний и внешний), стоя липом друг к другу. Затем одновременно говорят слова и выполняют движения:

- Здравствуй, друг! (называют свои имена и жмут друг - другу руки);


- Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу);

- Где ты был? (легонько дергают друг друга за ухо);

- Я скучал! (показывают на себя с сожалением на лице);

- Хорошо! (обнимаются).

Затем участники меняются по кругу (внешний круг влево делает один шаг, внутренний круг остается на месте).

Упражнение заканчивается, когда первые участники встречаются вновь.

Упражнение «Общий ритм».

Цель: Повышение сплоченности группы.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения: Участники стоят в кругу.

Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним следующий, и т.д. должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопнет один человек, а не все члены группы по очереди. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

Занятие 2. Активизация личностных, и групповых качеств и способностей студентов.

Цель: сформировать у волонтеров ощущение своей сопричастности к общему делу; сформулировать общие правила работы в команде.

Процедура проведения: после прочтения краткой лекции о формировании команды волонтеров ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» правила работы в группе. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выбранными правилами всех участников.

После того, как группы представят свои правила групповой работы, ведущий знакомит с принципами групповой работы. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими принципами и правилами, а так же высказать свое отношение к ним.

Под методом групповой работы следует понимать совместную деятельность людей, которые, работая в группах по 2-10 человек над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия. Наиболее важный результат групповой работы - преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований - переосмысление жизненных ценностей.