Файл: Содержание введение глава i. Теоретическая сущность работы волонтеров с инвалидами сущность понятий инвалидность.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практические упражнения к занятию «Активизация личностных и групповых качеств и способностей студентов»
Упражнение по выработке правил группы
Цели: сформулировать общие правила групповой работы.
Необходимое время: 35 минут.
Процедура проведения: Ведущим совместно с участниками группы вырабатываются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила записываются на листе ватмана, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются вначале занятия.
Примерные правила:
– Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине,
– Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.
– Наша первая цель - установить позитивные контакты друг с другом.
Занятие 3. Волонтерство как ресурс гражданского общества.
Цель: дать возможность каждому из участников программы осознать важность заботы об обществе, в котором он живет: представить значение волонтерства для современного общества.
Современное общество характеризуется нестабильностью и большим количеством проблем, которые требуют решения, как на глобальном уровне, так и на уровне каждого человека.
Среди основных проблем, имеющихся в современном Российском обществе можно выделить:
– ухудшение экологической обстановки (загрязнение воздуха, воды, не перерабатываемые отходы)
– ухудшение демографической обстановки (старение население, высокая смертность, сиротство, инвалидность, кризис института семьи);
– экономические (бедность, безработица, экономическая нестабильность, расслоение общества)
– ухудшение здоровья нации (наркомания, алкоголизм, хронические заболевания)
– социальные (расизм, нацизм, преступность)
– психологические (стрессы, суицид)
Перечисленные проблемы - это далеко не полный перечень имеющихся проблем. Немаловажным, однако, является тог факт, что часто они идут в комплексе, являются следствием друг друга, что существенно усложняет решение проблем для каждого человека или группы.
Практические упражнения к занятию «Волонтерство как ресурс гражданского общества»
Упражнение « Учимся ценить индивидуальность»
Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга, они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем
Задание. Напишите о каких-либо трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешним вид, одежда, умения, какие- либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
Индивидуальная работа.
Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием. Если автора не удается найти, он должен назваться сам.
Занятие 4. Лица с ограниченными возможностями как объект деятельности волонтеров.
Цель: познакомить волонтеров с особенностями реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
Цели реабилитации: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта; достижение субъектом определённого уровня социального, физического, материального и духовного благополучия; повышение уровня адаптивности субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
Практические упражнения к занятию «Лица с ограниченными возможностями как объект деятельности волонтеров»
Практические упражнение к данному занятию проводятся в форме творческих мастерских по обучению волонтеров различным техникам прикладного творчества, таких как: аппликация, квилинг, торцевание, основы рисунка, тестопластика, айрис-фолдинг и др.
Занятие 5. Волонтер в благотворительном проекте.
Цель: познакомить участников программы со средствами волонтерской деятельности.
Практические упражнения к занятию «Волонтер в благотворительном проекте»
Технология деловой беседы (телефонный фандрайзинг)
1. Подготовка
– приведите в порядок информацию, которую вы хотите сообщить потенциальному спонсору (пресс-релиз акции (программы), контактные данные для уточнения информации - Ф.И.О. ответственного лица, его должность в организации, телефон для связи, спонсорский пакет);
– изучите информацию об организации (лице, учреждении), к которым вы обращаетесь - направленность деятельности, вид организации или учреждение, должность лица, примерный перечень спонсорской помощи которую можно получить от данной организации, учреждения или должностного лица;
– несколько раз проговорите вспух всю информацию, заранее приготовьте ответы на возможные вопросы;
2. Переговоры
– Перед началом общения примите удобное положение тела (не слишком расслабленное, но и не слишком напряженное), улыбнитесь, приведите в порядок одежду, положите всю имеющуюся у вас информацию так. чтобы она вся была на виду, приготовьте письменные принадлежности, откашляетесь и сделайте короткую разминку для приведении артикуляционного аппарата в тонус;
– набрав номер телефона, ждите не более 5 гудков, седи ответа не последовало - трубку лучше положить и позвонить немного попозже.
– после того как вам ответили, следует действовать но следую шей схеме:
1) Поприветствовать собеседника и представиться:
2) Сообщить цель звонка и уточнить кто в данном учреждении (организации) занимается решением вопросов спонсорства;
3) Уточнить, интересна ли данному упреждению (организации) тема акции (или программы);
4) При получении отрицательного ответа, следует извиниться за беспокойство и вежливо попрощаться. При получении положительного ответа, следует уточнить, в каком виде данному учреждению лучше всего передать информацию об акции (программе): факс, зачитать основные пункты по телефону, электронная почта, копия документов с посыльным или но почте;
5) Записать всю полученную информацию, обязательно уточняя все что является недостаточно ясным (адрес, Ф.И.О. контактного лица, способ передачи материала и т.д.);
6) Уточнить вариант дальнейшей связи - перезвонить попозже самостоятельно (обязательно уточнить, когда и кому лучше звонить, всю информацию записать) или ожидать звонка от представителя организации;
7) Поблагодарить за внимание, выразить надежду на дальнейшее сотрудничество, попрощаться.
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по подготовке волонтеров к реабилитации инвалидов
В данной опытно-экспериментальной работе нами была проанализирована и модернизирована программа по подготовке к работе с инвалидами, разработанная в 2011 году в городе Екатеринбурге, авторы-составители: М. А. Зыскина, Е. А. Романова.
В данной программе принимали участие группа студентов, состоящая из 12 человек, в возрасте от 18 до 24 лет. Дальнейший анализ работы мы будем проводить на 2 отдельных участниках данной группы:
1) Иван Лаптев, 18 лет. Студент 2 курса, специальность: врач-ветеринар.
2) Владислав Романов, 20 лет. Студент 3 курса, специальность: архитектор.
При проведении опытно-экспериментальной работы были использованы: анкета «Почему я – волонтер?», методика диагностики «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Диагностика самооценки» Дембо-Рубенштейна, а так же тестирование по методике «Оценки коммуникативных и организаторских склонностей» Б. А. Федоришин.
Анкета «Почему я – волонтер?» направленна на определение основных интересов будущих волонтеров. Анкета состоит из 9 вопросов, с некоторым количеством возможных ответов.
Таблица 1
Результаты анкеты «Почему я – волонтер?»
Вопрос | Анкетируемый №1 | Анкетируемый №2 |
Приходилось ли Вам раньше учувствовать в общественно-значимой работе? | Нет | Нет |
Какие работы представляются Вам наиболее значимыми? | Помощь пенсионерам, инвалидам; Работа в приюте, детском доме | Работа в больнице |
Что для Вас является наиболее привлекательным в подобной работе | Помощь людям | Помощь людям |
В решении каких проблем Вы лично могли бы принять участие | Помощь людям оказавшимся в трудной жизненной ситуации | Организация благотворительных праздников и концертов |
На какую «социально-слабую» группу будет ориентирована Ваша помощь? | Инвалиды | Одинокие старики |
Что стало для Вас стимулом участия в волонтерской деятельности? | Возможность принести пользу людям | Получение новых знаний, навыков, опыта |
В результате анализа данной анкеты можно заметить следующую особенность: анкетируемый №1 в большей мере имеет склонность к работе с инвалидами. Результаты второго анкетируемого хоть и меньше направлены на работу с людьми с ограниченными возможностями, но мы видим желание так же приносить пользу обществу, что немаловажно при организации волонтерской деятельности. Также хочется обратить внимание следующую особенность: стимулом для участия в волонтерской деятельности для анкетируемого стало получение новых знаний, умений и навыков, что свидетельствует о возможном расширении деятельности и более серьезных и осознанных намерениях данного человека. Результаты обоих анкетируемых позволяют сделать вывод о бескорыстном отношении к деятельности данного вида.
Описание процедуры проведения диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Особенности проведения процедуры тестирования: респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
- «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
- «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
- «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
- «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
- «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
- «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Автор методики отмечает, что обследование лучше проводить индивидуально, но не исключается также и возможность и группового тестирования.