Файл: Содержание введение глава i. Теоретическая сущность работы волонтеров с инвалидами сущность понятий инвалидность.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.
Социокультурный подход представлен в работах классиков социологии и современных исследователей А. С. Ахиезера, Ю. Р. Вишневского, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Н. И. Лапина, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, П. А. Сорокина, В. Т. Шапко и др. Социокультурный подход в социальной работе рассматривается в работах Т. Шанина.
Представляя собой один из многих способов описания феноменологической реальности, социкультурный подход опирается на актуальные принципы, которыми руководствуется исследователь, и которые являются следствием его собственного опыта и мировоззрения. Под принципом понимается исходное утверждение теоретического знания, основа категориального строя той или иной системы знания. Другими словами, введением принципов обозначается наличие ключевых утверждений относительно природы, свойств и особенностей исследуемой реальности. Принципы образуют методологический каркас, позволяющий исследователю разрешить существующие концептуальные противоречия, выбрав из существующего набора исходных теоретических постулатов, вырабатываемых при рассмотрении сложных общественных феноменов, тот, который наиболее отвечает целям и задачам исследования. Основными принципами социокультурного подхода являются следующие:
– Принцип homoactivus, согласно которому человек является био-социо-культурным существом, осознающим что его действия являются компонентом взаимодействия с другими субъектами. В отличие от объективистской парадигмы, где общество понимается как существующее и развивающееся вне зависимости от воли и действий индивида, при субъективистском подходе именно индивид как фактор социального действия является объектом изучения. Он рассматривается как некоторая первичная и самодостаточная реальность, обладающая свободной волей и в ходе своих действий влияющая на социальные нормы.
– Принцип эволюции является логическим развития предыдущего принципа. Он означает способность системы к развитию, что делает возможным утверждение о появления качественно иных по характеру социокультурных явлений в процессе развития общества. Эволюция рассматривается как в рамках классической, так и в рамках синергетической методологии. Главным же является различение принципа эволюции как линейного процесса в противовес циклической трактовке этого понятия.
– Принцип антропосоциентального взаимодействия является третьим главным принципом социокультурного подхода, позволяя определить движущие силы эволюции общества и роль homoactivus в этом процессе. Согласно этому принципу самосознание homoactivus может соответствовать или не соответствовать типу общества в котором он находится, что на определенном периоде приводит к смене социокультурной среды. В исторической ретроспективе этой выражается в революциях, бунтах, реформах и т. д. Несмотря на то, что количество принципов может варьироваться, социокультурный подход во всех его формах опирается также на принцип историзма, подразумевающий необходимость исторической ретроспективы для понимания особенностей функционирования общественных институтов.
На сегодняшний день использование социокультурного подхода позволило смоделировать три возможных варианта социокультурной динамики страны:
– Завершение процесса либерализации и построение общества рационального типа.
– Возврат к традиционной модели общества (при этом опять же не как социокультурного проекта, а как модели построенной на фундаменте «общинного идеала»).
– Продолжение существования в рамках промежуточной цивилизации или определенная последовательная смена этих вариантов (А. С. Ахиезер).
Существенно значим и весьма показателен социально-педагогический подход к обоснованию теории социальной работы.
Определяя специфику социально-педагогической модели социальной работы, следует учитывать тот факт, что социальная педагогика как наука, предмет преподавания и отрасль педагогической практики ставит перед собой задачу многоуровневой социализации подрастающего поколения, населения в целом. Но она – не только адаптация личности к условиям социальной среды, но и участие в преобразовании этой среды с учетом решения педагогических проблем.
Такой подход к социально-педагогическому осмыслению социальной работы предполагает включение в нее, как минимум, двух типов социальных педагогов. Один из них призван решать задачи социализации и ресоциализации на уровне личности, другой – на уровне влияния в этих процессах социальных компонентов среды, выделения системообразующих факторов, способствующих или препятствующих социализации и ресоциализации с учетом требований морали и социальных ценностей, потребностей практики общественного развития.
Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищенности, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами.
Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в развитии личности субъектов и объектов социальной работы.
В социальной работе объективно применяется множество педагогических принципов. Социальная работа может быть представлена как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыкам, социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения, в процесс социального научения. В процессе социального научения опытные социальные работники соблюдают принцип систематичности и последовательности в формировании знаний, умений и навыков. Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации и индивидуализации учебно-трудовой деятельности. Если следовать таким дидактическим принципам, как наглядность и практическая направленность просвещения, агитации, организации труда и общественной жизни, социальное научение становится более доступным и действенным.
При разработке модели были использованы такие принципы социальной работы, как: альтруизма, толерантности, гуманизма, личностного и индивидуального подхода, стимулирование, социально-технологической компетентности.
Принципы социальной работы – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Как следует из определения, принципы социальной работы тесно взаимосвязаны, с одной стороны, с закономерностями социальной работы, а с другой – с ее практическим опытом, дающим устойчивые результаты. Как и всякий закон природы, социальные закономерности существуют не как самостоятельное образование, а только в процессах и явлениях общественной жизни. Вследствие этого они недоступны непосредственному восприятию, а могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, анализа и синтеза проявления некоторой устойчивой тенденции.
– Принцип альтруизма, основывается на признании блага другого человека более значимым, чем интересы своего «Я»;
– Принцип гуманизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности.
– Принцип толерантности определяет терпимость к самым различным личностям и категориям населения.
– Принцип стимулирования в социальной работе предполагает:
гармоничное сочетание идейно-нравственных и материальных его форм, адекватность средств и способов стимулирования и индивидуальных профессиональных, образовательно-культурных и психологических особенностей личности, объективность и гласность оценки отношения человека к делу, к социальным ценностям его жизнедеятельности.
– Социально-технологическая компетентность – это всесторонняя осведомленность социального работника об условиях решения возникающих проблем и умение грамотно реализовать свои знания на практике. Данный принцип предполагает систематическую учебу и переподготовку кадров, четкую постановку информации, аналитическую и прогностическую деятельность во всех звеньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особенности, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб.
В данной модели рассматриваются следующие педагогические условия:
– Разработка программы подготовки волонтеров для реабилитации инвалидов. Данная программа позволит повысить уровень эффективности и подготовленности волонтеров к работе с инвалидами и успешным прохождением их реабилитации.
– Формирование комфортной среды для инвалидов. Без этого условия реабилитацию инвалидов не возможно будет успешно реализовать.
– Формирование и укрепление самостоятельности, личных качеств, творческих способностей. Эти качества являются важнейшими факторами в формировании личности человека с ограниченными возможностями.
Выводы по первой главе
В первой главе проведет теоретический анализ понятия «инвалид», «инвалидность», рассмотрена роль волонтеров с инвалидами. Также была разработана и рассмотрена модель работы волонтеров с инвалидами по обеспечению их жизнеспособности, проанализированы цели и задачи данной модели.
Инвалид – это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое по ведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».
По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. По официальной статистике, в России сейчас 13 млн. инвалидов. По оценке Агентства социальной информации, их не менее 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.
Для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.
Существуют несколько программ и проектов по повышению эффективности работы волонтеров с инвалидами. В следующей главе мы разберем один из модернизированных нами таких проектов.