Файл: Дипломная работа Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечение занятости населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1133

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. РОЛЬ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДОМОДЕДОВСКИЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

2.1. Правовое положение Государственное казенного учреждения Московской области «Домодедовский центр занятости населения»

Государственное казенное учреждение Московской области «Домодедовский центр занятости населения» (далее - Центр) осуществляет полномочия в области содействия занятости населения и переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению отдельных видов социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Основной целью Центра выступает помощь населению в трудоустройстве. Центр стремится работать не только на основе прочных деловых контактов с работодателями района, но и за счет развития индивидуальной предпринимательской деятельности в сферах сельского хозяйства, услуг, народных ремесел.

Центр занятости осуществляет следующие основные виды деятельности:

- регистрация граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан;

- оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- информирование о положении на рынке труда;

- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

- психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

- организация проведения оплачиваемых общественных работ;

- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;


- содействие самозанятости безработных граждан;

- выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников в соответствии с законодательством;

- содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости с учетом практики его применения и анализа причин нарушений;

- обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения, а также подготовка соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства;

- реализация территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы.

Государственное казенное учреждение Московской области «Домодедовский центр занятости населения» выполнял следующие функции:

- вёл учет и регистрацию граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, оказывает помощь в подборе подходящей работы;

- обеспечивал население достоверной, полной и оперативной информацией о возможности трудоустройства профессионального обучения (переподготовки);

- проводил профессиональную ориентацию населения, в том числе и молодежи;

- организовывал профессиональную подготовку (переподготовку кадров);

- организовывал на предприятиях рабочие места для временной занятости населения (оплачиваемые общественные работы);

- обеспечивал в пределах своей компетенции социальную защиту населения, включая выплату пособия по безработице и оказание материальной помощи;



- оказывал помощь гражданам в обеспечении самозанятости (предпринимательства).

- изучал рынок труда, занимается разработкой городской программы занятости и финансирования ее реализации в рамках своей компетенции.

Центр оказывает услуги не только для граждан находящихся в поиске работы, но также и для предприятий города.

Предоставляют организациям следующие услуги:

- оказывали помощь в подборе необходимых им работников;

- проводили консультирование хозяйственных руководителей по вопросам, входящим в компетенцию центра занятости;

- обеспечивали информацией состояния на рынке труда города;

- участвовали в создании дополнительных рабочих мест за счёт средств городского фонда занятости населения;

- проводили профессиональную диагностику руководителей подразделений и главных специалистов.

Задачами Центра является содействие решению проблем занятости населения, их трудоустройства и прогнозирование рабочих мест. Центр занятости играет так называемую роль посредника, между работником, и работодателем, является важной структурой в городе, отвечающей за решение вопросов трудоустройства граждан и подбора персонала для предприятий всех форм собственности. А также делает необходимые прогнозы по занятости населения, для представления реальной ситуации на рынке труда города, о возможных сокращениях на предприятиях города, или, напротив, о снижение безработицы. Роль Центра заключается также в предупреждение появления изменений на рынке труда, и мер предотвращения излишней безработицы, заготовки мест для «новоиспечённых» безработных граждан на предприятиях или организациях города.

С 2022 года в своей деятельности Домодедовский ЦЗН руководствуется действующим законодательством РФ: Трудовым кодексом, Гражданским кодексом, Налоговым кодексом, Федеральными законами, Указами Президента и Постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития, актами Федеральной службы по труду и занятости, Главного Управления Федеральной службы занятости Московской области, а также уставом ГКУ МО «Домодедовский центр занятости населения» .

Необходимую информацию об услугах, предоставляемых ГКУ МО «Домодедовский центр занятости населения» можно получить на сайте Окружного управления социального развития №14 (городского округа Домодедово)- https://domodedovo.msr.mosreg.ru/. На данном сайте можно получить информацию обо всех центрах занятости региона, статистические данные состояния рынка труда за различные периоды, аналитическую информацию. Также на сайте представлена информация для людей, ищущих работу (поиск вакансий, справочная информация), и для работодателей (отправка заявок на вакансию, различная информация). Управление Центром осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством, уставом центра занятости.


2.2 Анализ деятельности Государственного казенного учреждения Московской области «Домодедовский центр занятости населения» до 2022 г.

Персонал - наиболее ценный актив службы занятости. Человеческие ресурсы рассматриваются, как важнейший внутренний ресурс. Поэтому формирование коллектива службы и эффективное управление им имеет ключевое значение для эффективной деятельности.

Организационная структура Домодедовского центра занятости населения Московской области имеет линейный вид.

В марте 2022 г. в Московской области стартовало преобразование Центров занятости населения. В ряде городских округов ЦЗН прекратили работу на время реорганизации, территории закреплены за другими центрами.

О необходимости преобразовать центры занятости в апреле 2021 года заявлял губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв: «Очевидно, необходимо нам преобразовать центры занятости. Сегодня мы должны признать, что часто люди делают это через разные другие порталы, но не через центры занятости».

14 марта 2022 года региональное министерство социального развития опубликовало распоряжение о начале реорганизации. Согласно документу в ряде подмосковных городов Центры занятости закрыли, а с 15 марта «до завершения реорганизации» принимали граждан и оказывали государственные услуги оставшиеся Центры с закреплёнными за ними территориями. 12

Так, Домодедовский городской округ закреплён за Домодедовским территориальным отделением ЦЗН. Помимо Домодедовского городского округа, к этому ЦЗН прикреплен Ленинский городской округ.

В числе видов деятельности ЦЗН до марта 2022 года были:

- регистрация безработных граждан;

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- организация ярмарок вакансий;

- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;

- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;

- содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.


Домодедовское территориальное отделение областного Центра занятости возглавляет Директор (Дроздова Любовь Сергеевна), назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном областным законодательством. Трудовой договор с Директором Центра занятости заключается сроком на пять лет.

Сегодня в Центре занятости работают высококвалифицированные специалисты. Благодаря умению быстро реагировать на различные изменения и тенденции на рынке труда коллектив Центра занятости населения всегда справляется с поставленными перед ним задачами.

На развитие ситуации в сфере занятости Московской области в 2023 году оказывают влияние многие факторы, а именно процессы, происходящие в экономике и социальной сфере (низкая инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, уменьшение количества работодателей, зарегистрированных в Московской области, сокращение приема кадров и списочной численности работников в организациях Московской области, снижение экономической активности населения, сохранение высокого уровня общей безработицы в соответствии с критериями Международной организации труда).

В хозяйствующих субъектах Московской области в 2023 году продолжаются процессы оптимизации численности персонала, сопровождающиеся высвобождением работников, но в меньших масштабах, чем в 2022 году. Численность работников, заявленных к высвобождению в целом по Московской области на январь 2023 года, составила 1,1 тыс. человек, из которых фактически по состоянию на конец января 2022 года были высвобождены 0,2 тыс. человек (22,5 процента первоначально заявленной численности), высвобождение 0,9 тыс. человек не состоялось (в 2021 году из заявленных к высвобождению на январь 2021 года 0,6 тыс. человек фактически по состоянию на конец января 2021 года были высвобождены 0,3 тыс. человек, или 41,4 процента первоначально заявленной численности, высвобождение 0,3 тыс. человек не состоялось).13

Далее рассмотри как развивалась ситуация в Центре занятости по Домодедовскому району.

За 8 месяцев 2020 года в хозяйствующих субъектах Домодедовского района продолжались процессы оптимизации численности персонала, сопровождавшиеся высвобождением работников, число предприятий заявивших о высвобождении за январь - август 2020 года составило 13 работодателей, которые заявили о высвобождении 228 работников, фактически на 01 сентября 2020 года высвобождено 16 человек, о введении режима неполной занятости поступили сведения от 1 организации.