Файл: Дипломная работа Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечение занятости населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1135

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гражданам, признанным в установленном порядке безработными после 1 апреля 2020 года пособие по безработице: с даты регистрации до 30 июня назначается в размере 12 130 рублей, независимо от среднего заработка по последнему месту работы с увеличением пропорционально количеству детей в возрасте до 18 лет из расчета 3 000 рублей за каждого ребенка, с 01.07.2020 года в оставшийся период выплаты пособия по безработице - соответственно в размере 75% и 60% среднего заработка, но не ниже минимальной и не выше максимальной величин пособия по безработице.

Гражданам предпенсионного возраста, уволенным начиная с 1 марта 2020 года, которые в течение 12-ти месяцев до начала безработицы состояли в трудовых отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице выплачивается в течение 12 месяцев (3 месяца - 75%, 4 месяца - 60%, 5 месяцев - 45% от среднего заработка по последнему месту работы за последние три месяца работы, но не менее 1 500 и не более 12 130 рублей), при этом:

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными до 1 апреля 2020 года пособие по безработице: в марте 2020 года устанавливается в размере 75% от среднего заработка, но не ниже минимальной и не выше максимальной величин пособия по безработице, с 1 апреля до 30 июня 2020 года - в размере 12 130 рублей, независимо от среднего заработка по последнему месту работы с увеличением пропорционально количеству детей в возрасте до 18 лет из расчета 3 000 рублей за каждого ребенка, с 01.07.2020 года в оставшийся период выплаты пособия по безработице - в размере 60% и 45% от среднего заработка, но не ниже минимальной и не выше максимальной величин пособия по безработице.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными после 1 апреля пособие по безработице: с даты регистрации до 30 июня 2020 года назначается в размере 12 130 рублей, независимо от среднего заработка по предыдущему месту работы с увеличением пропорционально количеству детей в возрасте до 18 лет из расчета 3 000 рублей за каждого ребенка, с 01.07.2020 года в оставшийся период выплаты пособия по безработице - соответственно в размере 75%, 60% и 45% от среднего заработка, но не ниже минимальной и не выше максимальной величин пособия по безработице.

Гражданам, уволенным начиная с 1 марта 2020 года, которые в течение 12-ти месяцев до начала безработицы состояли в трудовых отношениях менее 26 недель, пособие выплачивается в течение 3 месяцев в минимальном размере, при этом:

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными до 1 апреля 2020 года пособие по безработице: в марте 2020 года назначается в размере 1 500 рублей, с 1 апреля до 30 июня 2020 года - в размере 12 130 рублей, независимо от среднего заработка по последнему месту работы с увеличением пропорционально количеству детей в возрасте до 18 лет из расчета 3 000 рублей за каждого ребенка.


Гражданам, признанным в установленном порядке безработными после 1 апреля 2020 года, пособие по безработице: с даты регистрации до 30 июня 2020 года назначается в размере 12 130 рублей, независимо от среднего заработка по предыдущему месту работы с увеличением пропорционально количеству детей в возрасте до 18 лет из расчета 3 000 рублей за каждого ребенка, с 01.07.2020 года в оставшийся период выплаты пособия по безработице - в размере 1 500 рублей.

Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, не превышает шести месяцев, а в отдельных случаях -- календарного года.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если:

1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

2) необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

3) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).



Гражданам, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, во время обучения выплачивается стипендия.

При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

Функционирует разветвленная образовательная сеть, насчитывающая около 3,0 тыс. учреждений профессионального образования различных типов, видов и уровней, в том числе 95 учебных центров службы занятости, представляющих на конкурсной основе и договорных условиях свои услуги по профессиональному обучению безработных граждан и незанятого населения.

Созданы и постоянно обновляются территориальные банки данных по учебно-производственным базам, учебным планам и программам, технологиям и методикам обучения. Внедрены единые требования к разработке учебно-программной документации.

За последние годы наметилась тенденция к стабилизации профессионально-квалификационной структуры профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. В результате профессиональное обучение практически осуществляется по профессиям, специальностям, роду занятий, востребованным рынком труда и насчитывающим около 800 наименований.

Совершенствуется работа органов Минтрудсоцзащиты России по вопросам занятости населения (далее - органов по вопросам занятости) по взаимодействию с органами управления образованием, учреждениями профессионального образования, работодателями и другими социальными партнерами, направленная на повышение качества и эффективности обучения, наращивание кадрового потенциала преподавателей и организаторов обучения. В органах по вопросам занятости организацией профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения занимаются квалифицированные специалисты. Действует система их подготовки и повышения квалификации.

Особенность профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения заключается в том, что, с одной стороны, это неотъемлемая составная часть всей системы непрерывного образования. Отсюда вытекает приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, свобода и плюрализм в образовании. С другой стороны, профессиональное обучение детерминировано факторами, определяющими особенности российского рынка труда, в том числе несоответствием образовательных потребностей личности спросу на рынке рабочей силы в условиях острого дефицита средств. Поэтому главной целью профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является повышение их конкурентоспособности с целью трудоустройства посредством предоставления им различных образовательных услуг на основе согласования потребностей личности, работодателей и прогнозов развития рынка труда.


Термин «общественные работы» вызывает негативную реакцию, т. к. ассоциируется с исправительными работами или же у граждан создается ложное впечатление, что общественные работы не оплачиваются. На самом деле, участие в таких работах для безработных и ищущих работу граждан - это возможность поддержать свою семью материально, имея дополнительный источник пополнения семейного бюджета, и не утратить социальную активность, уверенность в своих силах, одновременно подыскивая постоянную работу.

Общественные работы организовываются в первую очередь для временной занятости безработных граждан с целью осуществления потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный характер; предоставления гражданам материальной поддержки в виде временного заработка; сохранения мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе; предоставления возможности временного трудоустройства гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, а также не имеющим опыта работы и организовываются на срок до 3-х месяцев. Общественные работы проводятся в организациях независимо от их формы собственности и финансируются за счет средств этих организаций, а также частично за счет привлечения средств федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации.

Для участия в общественных работах не требуется наличие статуса безработного, однако регистрация в органах службы занятости в качестве ищущего работу обязательна, поскольку направляют граждан на общественные работы именно органы службы занятости.

Преимущественное право при направлении на общественные работы имеют безработные граждане и в первую очередь те из них, которые не получают пособие, а также те, кто состоит на учете в органах службы занятости свыше шесть месяцев. Услуги по направлению граждан на общественные работы органами службы занятости оказываются бесплатно.

Граждане, участвующие в общественных работах, имеют право на оплату периода временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родами, отпуск, охрану труда, соответствующие льготы и гарантии, установленные законодательством о труде и социальном страховании.

Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.


Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу. Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Безработным гражданам, для которых общественные работы не являются подходящей работой, выплачивается пособие по безработице и материальная поддержка от Центра занятости населения.

Основные выводы изучения вопросов теоретических проблем безработицы заключаются в следующем: неоспоримо, что связывание проблем занятости и безработицы находится в плоскости экономической стабилизации, в восстановлении производства и достижении его устойчивого роста, оживление инвестиционных процессов и деловой активности, совершенствовании регуляторной политики, стимулировании создания новых рабочих мест.

За время эпидемии коронавируса в 2021 году в России безработица выросла на 30%. Многие компании во время карантина сократили сотрудников или вовсе перестали существовать. Однако, рынок труда постепенно восстановился после снятия ограничительных мер, и к 2023 году уровень безработицы снизился почти на 50%.

С одновременным внедрением механизмов, направленных на повышение производительности труда, удастся преодолеть платежный кризис, будут управляемыми инфляционные процессы и много другое.

Измерить безработицу можно с помощью показателя уровня безработицы и ее продолжительности. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы. Целью борьбы с безработицей является достижение полной и эффективной занятости. Под полной занятостью понимается такое состояние экономики, при котором все желающие работать, при каком-то определенном уровне заработанной платы могли бы иметь работу.

На самом деле на рынке труда преобладает такая ситуация, что имеются свободные места, и в то же время есть безработные, которые испытывают трудности с поиском работы. Например, не каждый человек с высшим образованием, который по каким-либо причинам остался без работы, может достаточно долго искать новое место для своего трудоустройства. Вот тут можно вспомнить о естественной безработицы, которая поддерживает уровень эффективной занятости. Занятыми считаются не только граждане, работающие по договору, но также к этой категории можно отнести учащихся любых очных отделений, проходящих военную службу, занимающихся предпринимательством.