Файл: 1. 1 Основные понятия информационных технологий.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Активизация области «Почта».

Создание и отправка корреспонденции.

Получение сообщений. Ответ на сообщение.

Контроль за доставкой сообщений.

система управления веб-узлами Microsoft FrontPage – приложение, позволяющее в диалоговом режиме выполнить все необходимые действия по созданию и редактированию веб-страниц пользователю, не знакомому со специальными языками программирования для веб.

настольная издательская система Microsoft Publisher – основное предназначение этого приложения – средство для создания профессионально оформленных публикаций – брошюр, буклетов, карточек, листовок. Большое количество мастеров (специальных программных средств) позволяет автоматизировать процесс оформления документа.

система управления проектами Microsoft Project – продукт имеет удобные средства построения отчетов и ведения информации, необходимой для принятия управленческих решений, и эффективные алгоритмы ее анализа.

система подготовки диаграмм Microsoft Visio – содержит богатую библиотеку диаграмм, позволяющую построить организационные (иерархические), циклические, радиальные, пирамидальные и другие типы диаграмм любого уровня сложности.

К числу вспомогательных приложений относятся:

интерпретатор запросов к внешним базам данных Microsoft Query;

программа рисования блок-схем Microsoft Organization Chart;

программа создания диаграмм Microsoft Graph;

программа создания фигурных текстов Microsoft WordArt;

редактор математических формул Microsoft Equation;

программа распознавания текстов Microsoft Office Document Imaging;

средства рисования Microsoft Draw;

географические карты Microsoft Map;

служба индексации документов Microsoft FindFast;

коллекция картинок и клипов Microsoft ClipArt;

панель Microsoft Office.

Панель Microsoft Office является своего рода «пультом дистанционного управления» и представляет собой набор настраиваемых кнопок, расположенных вдоль одной из сторон экрана.

Дополнительные офисные программы

Одними из наиболее востребованных российскими пользователями программ являются отечественные компьютерные словари, переводчики, программы распознавания символов. Большинство таких программ дополняют работу приложений Microsoft Office и интегрированы в интерфейс его приложений:

продукт компании ABBYY Lingvo – оперативно осуществляет перевод с русского на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский и обратно.

программа FineReader – для распознавания текстов бумажных документов и их перевода в электронный вид.


программы PROMT обеспечивают быстрый перевод с соблюдением морфологических и синтаксических правил естественных языков, предлагают набор возможностей для повышения качества перевода тематических пользовательских текстов: пользователь может создавать собственные словари, подключать готовые специализированные словари, выбирать правила перевода для конкретного текста, создавать списки зарезервированных (не требующих перевода) слов и т.д. Все это позволяет «заточить» систему перевода под конкретные тексты, с которыми работает пользователь.

Альтернативные офисные пакеты

пакет WordPerfect Office (компания Corel)

пакет SmartSuite (Компания IBM)

пакет StarOffice (корпорация Sun Microsystems)

OpenOffice.org (компания Sun)

OpenOffice.org – это свободно распространяемый набор офисных программ, в состав которого входят следующие компоненты:

Writer – текстовый процессор и визуальный редактор HTML. В дополнение к обычным особенностям текстового процессора (проверка орфографии, тезаурус, расстановка переносов, автозамена, поиск и замена, автоматическое составление оглавлений и индексов, составление стандартных писем и другое), Writer обеспечивает следующие важные возможности:

Шаблоны и стили;

Мощные методы разметки страниц (включая врезки, столбцы и таблицы);

Встраивание или связывание графики, электронных таблиц и других объектов;

Встроенные средства рисования;

Главные документы, используемые для объединения набора документов в один документ;

Отслеживание изменений в версиях документов;

Интеграция с базами данных, включая базу данных библиографии;

Экспорт в формат PDF, включая закладки.

Calc (табличный процессор). Calc работает с элементами, имеющими название электронные таблицы. Электронные таблицы состоят из определенного числа листов, каждый из которых содержит блок ячеек, расположенных по строкам и столбцам.

Draw (графический редактор). Модуль Draw представляет собой инструмент рисования, использующий векторную графику. Он содержит ряд сервисов, позволяющих быстро создавать все виды рисунков. Векторная графика позволяет сохранять и отображать изображения в виде векторов (две точки и линия), а не в виде набора пикселей (точек на экране). Векторная графика упрощает сохранение и масштабирование изображений.

Модуль Draw идеально интегрирован в систему OpenOffice.org, что позволяет осуществлять обмен рисунками между любыми модулями системы очень просто. Например, если вы создаете рисунок в Draw, то легко можете использовать его в документе Writer с помощью копирования и вставки. Вы также можете работать с графикой непосредственно в модулях Writer и Impress, используя подмножество функций и инструментов из Draw.



Impress (система презентаций). Способна создавать PDF файлы из презентаций, а кроме того, экспортировать их в формат Macromedia Flash (SWF), что даёт возможность просматривать их на любом компьютере с инсталлированным Flash-проигрывателем. Может показывать, редактировать и сохранять файлы в нескольких форматах, включая формат .ppt, который используется в Microsoft PowerPoint.

Для пользователей, нуждающихся в поддержке со стороны разработчика, имеет смысл обратить внимание на StarOffice7.0, который обладает всеми возможностями OpenOffice, а также имеет дополнительные компоненты. StarOffice и OpenOffice.org работают под управлением операционных систем Solaris, Linux и Windows.

Автоматизированные рабочие места

Автоматизированные рабочие места (АРМ) – совокупность методических, языковых, аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области и позволяющих оперативно отражать его информационные и вычислительные запросы.

Создание АРМ обеспечивает:

доступ к современной электронной технике небольших предприятий, что было невозможно в условиях централизованной обработки информации;

компактность размещения,

высокую надежность,

простое техническое обслуживание и невысокие требования к условиям эксплуатации;

возможность поэтапного внедрения;

информационно-справочное обслуживание пользователя;

возможность ведения локальных и распределенных баз данных;

совместимость с другими системами.

АРМ можно классифицировать по различным признакам.

Выделяют следующие виды АРМ:

по выполняемым функциям: проблемные и технологические;

по способу организации: типовые (универсальные), специализированные и проблемно-ориентированные комплексы;

по режиму эксплуатации: индивидуальные, групповые и сетевые

При качественной оценке АРМ учитывают:

простоту использования,

совместимость АРМ-проекта с другими системами,

степень модульности и иерархичности проекта,

совместимость интерфейса с другими системами,

характер контроля данных и вычислений,

достоверность потоков данных и др.

При количественной оценке учитывают надежность и универсальность системы, ее структурно-функциональную сложность, пропускную способность и др.

Системы поддержки принятия решений (СППР)

Система поддержки принятия решений (СППР) (англ. Decision Support System, DSS) – компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.


Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы.

Это могут быть:

информационный поиск,

интеллектуальный анализ данных,

поиск знаний в базах данных,

рассуждение на основе прецедентов,

имитационное моделирование,

эволюционные вычисления и генетические алгоритмы,

нейронные сети,

ситуационный анализ,

когнитивное моделирование и др.

Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР, или ИСППР.

Электронные таблицы, базы и банки данных, их использование в информационных системах коммерческого назначения

Работа в каждой электронной таблице имеет свои особенности, можно говорить о некоторой обобщенной (усредненной) технологии работы с ней. Схема такой технологии приведена на Рисунке 3.1.

На этапе 1 формируется структура таблицы. Структура включает: определение заголовка таблицы, названий строк и столбцов, а также ввод в ячейки таблицы исходных данных, формул и функций.

На этапе 2 производится работа с данными, которая состоит в исследовании сформированной таблицы. Такое исследование может быть связано с использованием определенных математических моделей (моделированием), методов одновременной работы с несколькими таблицами и методов работы с базами данных.

Сегодня трудно себе представить сколько-нибудь значимую информационную систему, которая не имела бы в качестве основы или важной составляющей базу данных. Концепции и технологии баз данных складывались постепенно и всегда были тесно связанны с развитием систем автоматизированной обработки информации.

Широкое использование баз данных различными категориями пользователей привело, с одной стороны, к созданию интерфейсов, требующих минимум времени на освоение средств управления системой, а с другой – к построению мощных, гибких СУБД, имеющих, в том числе развитые средства защиты данных от случайного или намеренного разрушения.

Появились и средства автоматизации разработки, позволяющие создать базу данных любому пользователю, даже не владеющему основами теории БД, например в MS Access.

Проектирование базы данных достаточно трудный и кропотливый процесс, необходимо знать системы которые позволят создать базу данных для работы коммерческой организации, например, такие как Microsoft SQL Server, Oracle и другие базы данных с поддержкой интерфейсов ODBC и OLE DB.


Интегрированные информационные системы в коммерческой деятельности

Интегрированные информационные системы (ИС) управления промышленными предприятиями присутствуют на Российском рынке более 20 лет, эксперименты с внедрением данных систем на отечественных предприятиях стали проводится в основном с начала 90-х годов.

Интегрированные информационные системы автоматизации процессов управления предприятием, приобрели наименование ERP (системы Enterprise Resources Planning – Планирования Ресурсов Предприятия).

Основным назначением ERP систем является автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности предприятия и поэтому Enterprise Resources Planning systems – Системы Планирования Ресурсов Предприятия в общих чертах можно рассматривать как интегрированную совокупность следующих основных подсистем:

Управление финансами

Управление материальными потоками

Управление производством

Управление проектами

Управление сервисным обслуживанием

Управление качеством

Управление персоналом

Например, подсистема управления материальными потоками, как правило, включает в себя функционально законченный блок «Управление транспортом» для составления графиков и транспортных схем доставки, планирования и управления транспортом. В перечислении не указана подсистема информационной поддержки реинжиниринга (моделирования предприятия) и т.д.

В то же время подсистемы управления материальными потоками, производством/проектами, сервисным обслуживанием формируют в совокупности информационную логистическую систему предприятия (логистика снабжения, хранения, транспортная логистика, производственная логистика, логистика сбыта и т.д.)

Проблемно-ориентированные пакеты в коммерческой и логистической деятельности

Проблемно-ориентированные пакеты (ПОП) используются в тех предметных областях, для которых возможна типизация функций управления, структур данных и алгоритмов обработки.

Типичным примером является серия программ 1С:, позволяющая автоматизировать решение задач управления предприятием, например, 1С: Бухгалтерия, 1С: Предприятие.

В коммерческой и логистической деятельности применяются следующие программные средства:

текстовые редакторы и издательские системы: Microsoft Word, Adobe Pagemaker, Ms Publisher, Scientific Word, Ventura Publisher, Ami Pro идр.;

переводчики и словари: Promt XT Office, Stilus, Lingvo и др.;

табличные процессоры: Microsoft Excel, Quattro Pro, Lotus 1-2-3 и др.;

графические редакторы и графические системы: PaintBrush, Adobe Photoshop, CorelDraw, AutoCAD, Компас-3D LT, Bcad, Micro grafix Designer, VisioPro, 3D Studio, Picture Publisher, Microstation CAD, Silver Screen и др.;