Файл: " Бюджетный дефицит, источники финансирования бюджетного дефицита".docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВКОЙ ОБЛАСТИ (ГБПОУ МО Красногорский колледж)
.
КУРСОВАЯ РАБОТА по профессиональному модулю 01 Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации По теме: “ Бюджетный дефицит, источники финансирования бюджетного дефицита”
Специальность 38.02.06 Финансы Студент (ка) группа 28Фд-21К Гаспарян Джулиета Паргевовна Преподаватель- руководитель Белочкина Ирина Львовна
г. Красногорск 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА.
1.1 Понятие, причины и виды бюджетного дефицита.
1.2 Классификация источников финансирования дефицита бюджета.
1.3Общая характеристика источников финансирования дефицита федерального бюджета.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ дефицит и профицит федерального бюджета за 2020-20222год.
2.2 Методы уменьшения бюджетного дефицита в Российской Федерации.
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово–экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Причиной несбалансированности является и государственный долг. Обслуживание государственного долга (оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит увеличению дефицита бюджета государства.
Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита,
источников его финансирования и государственного долга как важнейших
элементов финансовой системы государства, основных их характеристик.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской
Федерации, источников его финансирования и государственного долга;
- анализ состава и динамики источников финансирования дефицита, а также
внутреннего и внешнего государственного долга;
- анализ современного состояния и проблем сбалансированности бюджета
Российской Федерации, а также определение возможных перспектив и путей
уменьшения дефицита государственного бюджета и государственного долга.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что она универсальна практически для любой страны и для любого этапа развития общества внутри государств.
Предметом исследования является проблемы финансирования бюджетного дефицита в условиях нестабильного рынка.
Объектом исследования является дефицит бюджета как экономическое явление.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА.
1.1 Понятие, причины и виды бюджетного дефицита.
Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - стал характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит бюджета - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира, при котором государственные расходы превышают доходы, и, как следствие, возникает государственный долг. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику — политику бюджетного дефицита. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
1) рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики необходимостью развития промышленности. 2) сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса. 3)чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия) 4) неэффективность финансовой системы государства. 5)политический популизм, выражающийся в росте социальных программ
, не обеспеченных финансовыми ресурсами. 6)коррупция в государственном секторе. 7)Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.
Виды дефицита государственного бюджета:
- Циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений. - Структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.
1.2 Классификация источников финансирования дефицита бюджета.
Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду нижеуказанных критериев. По характеру возникновения бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется не восполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета. По продолжительности бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит при неумелом управлении также может перерасти в хронический.
По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым (т.е предусмотренным законодательным актом о бюджете) или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов. С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит — это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга
Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:
- финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета; - государственные ценные бумаги; - бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов; - бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней; - прочие источники внутреннего финансирования; - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:
- Кредиты международных финансовых организаций. - Кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ. - Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ. - Изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте. - Прочее внешнее финансирование.
Источники внутреннего финансирования делятся на следующие группы:
- Финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета - Государственные ценные бумаги - Бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов -Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.
1.3 Общая характеристика источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Общая характеристика источников финансирования дефицита федерального бюджета заключается в том, что они могут быть комбинированы и зависят от экономической и политической ситуации в стране. Например, в условиях экономического кризиса, правительство может увеличивать заемные средства, сокращать расходы и повышать налоговые ставки. В то же время, в период экономического роста можно сокращать заемные средства и снижать налоговые ставки.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета имеют свои преимущества и недостатки. Например, привлечение заемных средств может быть выгодным в коротком и среднесрочном периодах, но на долгосрочной перспективе может создать дополнительный долг и увеличить налоговое бремя населения. Сокращение расходов может привести к сокращению важных программ и услуг, а повышение налоговых ставок может снизить налоговую базу и негативно повлиять на бизнес-среду.
Суммы источников финансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации в 2020-2022 гг. по статистическим данным Счетной палаты представлены в таблице1.
Таблица1.Источники финансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации в 2020-2022 гг. (млрд. рублей).
Показатель | 2020 | 2021 | 2022 | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение % | | ||||
2021-2020 | 2021-2022 | 2021-2020 | 2021-2022 | | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | ||
Источники финансирования дефицита | -876,1 | -612,5 | -295,0 | 263,6 | 317,5 | 69,9% | 48,1% | | ||
Источники внутреннего финансирования дефицита | -550,1 | -575,5 | -69,2 | -25,4 | 506,3 | 104,6% | 12,0% | | ||
Использование ФНБ | 4,5 | 4,3 | 4,1 | -0,2 | -0,2 | 95,5 | 95,3% | | ||
Государственные ценные бумаги | 1 740,2 | 1 549,0 | 1 825,9 | -191,2 | 276,9 | 89,0% | 117,8% | | ||
Приватизация | 11,3 | 3,6 | 3,6 | -7,7 | 0 | 31,8% | 100% | | ||
Бюджетные кредиты | 75,3 | 150,9 | 157,0 | 75,6 | 6,1 | 200,3% | 104,0% | | ||
Увеличение остатков на счете по зачислению доп. нефтегазовых доходов в ин. валюте | -2 332,9 | -2234,6 | -2 035,7 | 98,3 | 198,9 | 95,7% | 91,0% | | ||
Прочие | -48,4 | -48,8 | -24,2 | -0,4 | 24,6 | 100,8% | 49,5% | | ||
Источники внешнего финансирования | -326,0 | -37,0 | -225,7 | 289 | -188,7 | 11,3% | 610% | | ||
Заемные источники | -135,9 | 171,5 | 41,1 | 307,4 | -130,4 | -126,1% | 23,9% | | ||
Государственные кредиты | -185,4 | -205,6 | -264,2 | -20,2 | -58,6 | 110,8% | 128,5% | | ||
Прочие | -4,7 | -2,9 | -2,7 | 1,8 | 0,2 | 61,7% | 93,1% | |