Файл: " Бюджетный дефицит, источники финансирования бюджетного дефицита".docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исходя из данной таблицы можно сделать следующие выводы:
Источники финансирования дефицита 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 30.1%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 51,9%. Источники внутреннего финансирования дефицита 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 4,6%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 88%.
Использование ФНБ 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 4.5%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 4.7%.
Государственные ценные бумаги 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 11%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 17,8%.
Приватизация 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 68,2%, а 2022 по сравнению с 2021 осталось неизменно.
Бюджетные кредиты 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 100,3%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 4%.
Увеличение остатков на счете по зачислению доп. нефтегазовых доходов в ин. валюте 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 4,3%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 9%.
Прочие 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 0,8%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 50,5%.
Источники внешнего финансирования 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 88,7%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 510%.
Заемные источники 2021 года по сравнению с 2020 снизились на -226.1%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 75.1%.
Государственные кредиты 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 10.8%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 28.5%.
Прочие 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 38.3%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 6.9%.
Диаграмма1.
На диаграмме1 показана динамика изменения источников финансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации в 2020-2022 гг.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1 Анализ дефицит и профицит федерального бюджета за 2020-20222год.
Дефицит федерального бюджета – это разница между расходами и доходами бюджета за определенный период. Профицит – это ситуация, при которой доходы бюджета превышают расходы. Профицит бюджета - это ситуация, когда доходы государственного бюджета превышают соответствующие расходы. Такой излишек средств оставляет возможность для ряда мер по развитию экономики страны, инвестированию в социальные программы, науку и технологический прогресс, национальную инфраструктуру, развитие культуры и другие важные области.
Суммы доходов федерального бюджета в 2020 - 2022 гг. по статистическим данным Счетной палаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Доходы федерального бюджета в 2020 - 2022 гг.(млрд. рублей)
Показатель | 2020 | 2021 | 2022 | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение% | ||
2020-2021 | 2021-2022 | 2020-2021 | 2021-2022 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Доходы, всего | 20 379,4 | 21 246,5 | 22 058,3 | 867,1 | 811,80 | 104,2% | 103,8% |
Нефтегазовые доходы | 7 472,2 | 7 679,4 | 7 730,6 | 207,2 | 51,20 | 102,7% | 100,6% |
Базовые нефтегаз. доходы | 5 139,3 | 5 444,9 | 5 695,0 | 305,6 | 250,10 | 105,9% | 104,5% |
Дополнительные нефтегаз . доходы | 2 332,9 | 2 234,6 | 2 035,7 | -98,3 | -198,90 | 95,7% | 91,0% |
Не нефтегазовые доходы | 12 907,1 | 13 567,1 | 14 327,6 | 660 | 760,50 | 105,1% | 105,6% |
Связанные с внутренним производством | 6 678,7 | 6 964,0 | 7 302,4 | 285,3 | 338,40 | 104,2% | 104,8% |
НДС на товары, реализуемые на территории российской федерации | 4 508,5 | 4 782,1 | 5 090,0 | 273,6 | 307,90 | 106,0% | 106,4% |
Акцизы на производимые товары | 959,8 | 940,7 | 906,7 | -19,1 | -34,00 | 98,0% | 96,3% |
Налог на прибыль | 1 210,3 | 1 241,2 | 1 305,7 | 30,9 | 64,50 | 102,5% | 105,1% |
Связанные с импортом | 3 766,1 | 4 044,3 | 4 373,1 | 278,2 | 328,80 | 107,3% | 108,1% |
НДС на ввозимые товары | 2 983,9 | 3 209,1 | 3 473,5 | 225,2 | 264,40 | 107,5% | 108,2% |
Акцизы на ввозимые товары | 125,9 | 131,3 | 137,4 | 5,4 | 6,10 | 104,2% | 104,6% |
Ввозные таможенные пошлины | 656,3 | 703,9 | 762,2 | 47,6 | 58,30 | 107,2% | 108,2% |
Прочие доходы | 2 462,4 | 2 558,9 | 2 652,1 | 96,5 | 93,20 | 103,9% | 103,6% |
Исходя из данной таблицы можно сделать следующие выводы: Доходы, всего 2021 года по сравнению с 2020 увеличились 4.2%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 3.8%. Нефтегазовые доходы 2021 года по сравнению с 2020 увеличились 3.7%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 0.6%. Базовые нефтегаз. доходы 2021 года по сравнению с 2020 увеличились 5.9%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 4.5%.
Дополнительные нефтегаз. доходы 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 4.3%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 9%. Не нефтегазовые доходы 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 5.1%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились 5.6%. Связанные с внутренним производством 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 4.2%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 4.8%. НДС на товары, реализуемые на территории российской федерации 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 6%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 6.4%.
Акцизы на производимые товары 2021 года по сравнению с 2020 снизились 2%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 3.7%. Налог на прибыль 2021 года по сравнению с 2020 увеличились 2.5%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 5.1%. Связанные с импортом 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 7,3%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 8.1%. НДС на ввозимые товары 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 7.5%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 8.2%. Акцизы на ввозимые товары 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 4.2%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 4.65%. Ввозные таможенные пошлины 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 7.2%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 8.2%. Прочие доходы 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 3.9%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 3.6%.
Диаграмма2.
На диаграмме 2 показана динамика доходов федерального бюджета в 2020-2022гг.
Суммы расходов федерального бюджета в 2020 - 2022 гг. по статистическим данным Счетной палаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Расходы федерального бюджета в 2020 - 2022 гг.(млрд. рублей)
Показатель | 2020 | 2021 | 2022 | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение% | |||
2021-2020 | 2022-2021 | 2021-2020 | 2022-2021 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Всего | 19503,3 | 20634,0 | 21763,3 | 1130,70 | 1129,3 | 105,8% | 105,4% | |
Общегосударственные вопросы | 1 555,4 | 1 619,0 | 1 665,1 | 63,60 | 46,1 | 104,0% | 102,8% | |
Национальная оборона | 3 100,8 | 3 246,5 | 3 332,7 | 145,70 | 86,2 | 104,7% | 102,6% | |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2 458,2 | 2 456,0 | 2 479,9 | -2,20 | 23,9 | 99,9% | 100,9% | |
Национальная экономика | 2 638,3 | 2 842,8 | 3 246,4 | 204,50 | 403,6 | 107,7% | 114,1% | |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 251,6 | 289,6 | 386,5 | 38,00 | 96,9 | 115,1% | 133,4% | |
Охрана окружающей среды | 348,4 | 411,5 | 437,7 | 63,10 | 26,2 | 118,1% | 106,3% | |
Образование | 911,6 | 947,3 | 903,5 | 35,70 | -43,8 | 103,9% | 95,3% | |
Культура, кинематография | 138,4 | 132,9 | 124,2 | -5,50 | -8,7 | 96,0% | 93,4% | |
Здравоохранение | 1 022,1 | 961,3 | 976,2 | -60,80 | 14,9 | 94,0% | 101,5% | |
Социальная политика | 5 010,6 | 5 046,1 | 4 827,7 | 35,50 | -218,4 | 100,7% | 95,6% | |
Физическая культура и спорт | 69,9 | 61,1 | 64,2 | -8,80 | 3,1 | 87,4% | 105,0% | |
Средства массовой информации | 92,4 | 71,5 | 71,2 | -20,90 | -0,3 | 77,3% | 99,5% | |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 897,0 | 1 037,1 | 1 155,7 | 140,10 | 118,6 | 115,6% | 111,4% | |
Межбюджетные трансферты общего характера | 1 008,7 | 995,6 | 1 004,1 | -13,10 | 8,5 | 98,7% | 100,8% | |
Условно утвержденные | - | 515,9 | 1 088,2 | _ | 572,3 | -- | 210,9% |
Исходя из данной таблицы можно следующие выводы: Расходы, всего 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 5.8%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 5.4%. Общегосударственные вопросы 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 4%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 2.8%. Национальная оборона 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 4.7%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 2.6%. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 0.1%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 0.9%. Национальная экономика 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 7.7%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 14.1%. Жилищно-коммунальное хозяйство 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 15.1%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 33.4%. Охрана окружающей среды 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 18.15, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 6.3%. Образование 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 3.9%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 4.7%. Культура, кинематография 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 4%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 2.6%. Здравоохранение 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 6%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 1.5%. Социальная политика 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 0.7%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 4.45. Физическая культура и спорт 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 12.6%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 5%. Средства массовой информации 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 22.7%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 0.5%.
Обслуживание государственного и муниципального долга 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 15.6%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 11.4%.
Межбюджетные трансферты общего характера 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 1.3%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 0.8%. Условно утвержденные 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 110.9%.
Диаграмма3
На диаграмме 3 показана динамика расходов федерального бюджета в 2020-2022гг.
Суммы доходов, расходов, дефицита и профицита федерального бюджета в 2020 - 2022 гг. по статистическим данным Счетной палаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Доходы, расходы, дефицит и профицит федерального бюджета в 2020 - 2022 гг.(млрд. рублей)
Показатели | 2020 | 2021 | 2022 | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение% | |||
2021-2020 | 2022-2021 | 2021-2020 | 2022-2021 | |||||
Доходы | 20379,4 | 21246,5 | 22058,3 | 867,10 | 811,8 | 104,2% | 103,8% | |
Расходы | 19503,3 | 20634,0 | 21763,3 | 1130,70 | 1129,3 | 105,8% | 105,4% | |
Дефицит(-)/ профицит(+) | 876,10 | 612,50 | 295,00 | 263,60 | -317,5 | 69,9% | 48,1% |
Исходя из данной таблицы можно сделать следующие выводы: Доходы , всего 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 4.2%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 3.8%. Расходы, всего 2021 года по сравнению с 2020 увеличились на 5.8%, а 2022 по сравнению с 2021 увеличились на 5.4%. Профицит 2021 года по сравнению с 2020 снизились на 30.1%, а 2022 по сравнению с 2021 снизились на 51.9%.
2.2 Методы уменьшения бюджетного дефицита в Российской Федерации.
Уменьшение бюджетного дефицита является важным экономическим показателем, который носит множество положительных характеристик:
1)Уменьшение долговой нагрузки: Уменьшение бюджетного дефицита уменьшит долговую нагрузку государства и предотвратит необходимость увеличения государственного долга. Это способствует уменьшению давления на бюджетную систему и обеспечивает более устойчивый экономический курс.
2)Улучшение кредитного рейтинга: Уменьшение бюджетного дефицита улучшает финансовые показатели страны и, следовательно, ее кредитный рейтинг. Это может привести к уменьшению затрат на заем, что способствует более эффективному использованию финансовых ресурсов государства. 3)Увеличение устойчивости экономики: Уменьшение бюджетного дефицита повышает уровень устойчивости экономики, потому что государственные финансы становятся более устойчивыми. Это помогает в улучшении конъюнктуры на рынке труда и увеличении общего благосостояния.