Файл: " Бюджетный дефицит, источники финансирования бюджетного дефицита".docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4)Уменьшение инфляции: сокращение бюджетного дефицита может снизить инфляционное давление, связанное с чрезмерными расходами правительства. Это помогает улучшить экономическую стабильность и снизить социально-экономические неравенства в обществе.
Существует ряд мер по снижению бюджетного дефицита: 1) конверсия. 2) переход от финансирования к кредитованию. 3) постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям. 4) снижение расходов на управление государством. 5) изменение системы налогообложения. 6) повышение роли местных бюджетов.
Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1)выпуск госзаймов.
2)ужесточение налогообложения.
3)производство денег, или “сеньораж” , т.е. печатание денег. Однако в настоящее время “сеньораж” не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный “сеньораж” выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении анти циклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились.
Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные 'излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.
Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не анти циклическим, а про циклическим. Вторая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Например, в стране – экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла. Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит. Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Заключение
В настоящее время частым явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит. С недавнего времени дефицитным стал и федеральный бюджет российской Федерации. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Существуют различные способы финансирования бюджетного дефицита. Если оно осуществляется за счет эмиссии денег, то это приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.
Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.
Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства
, не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы.
Проблемы государственного долга следует рассматривать в совокупности с экономической политикой страны, а также прогнозированием его дальнейшего развития.
Список использованных источников
1) https://nalog.garant.ru/fns/nk/
2) Бюджетная система Российской Федерации : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Иванова [и др.] ; 3)http://pravo.gov.ru/
4)https://studfile.net/
5)https://archive.minfin.gov.ru/
6) https://www.rbc.ru/economics/16/09/2020/5f60bf3d9a79476eea6111b9
7) https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=301575