Файл: Рабочая программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум
_____________
_ В.М. Владимиров
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности»

Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии математических и общих естественно-научных дисциплин
Председатель ____________ Ю.В. Садовникова
Протокол № ___ от «___ »_______ 20____г.
Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослобоский аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
___
__________________ Т.В. Шитова
Протокол № ___ от «___»__________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Составитель: Симунин Р.А., преподаватель общеобразовательных дисциплин
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум».
Рабочая программа составлена на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»
(ФГАУ «ФИРО»).
В качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный № рецензии 371 от 23 июля 2015 года ФГАУ
«ФИРО»).

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
6
3.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
4.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
7 9
5.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
17

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплинывходит в перечень обязательных общеобразовательных учебных дисциплин (изучаемых на базовом уровне) инвариантной части Федерального компонента Базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, одобренной ФГАУ «ФИРО»
10.04.2008 г. и Департаментом государственной политики и нормативно- правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., а также в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня (Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).
1.2.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина изучается как обязательный общеобразовательный учебный базовый предмет независимо от профиля получаемого профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины «ОБЖ» обучающийся должен
знать: основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь: владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов; самостоятельной работы обучающегося 35 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа
35
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

3. Тематический план учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Коды общих
компетенций
Наименования разделов и тем рабочей программы учебной
дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)
Количество часов, отведенное на освоение учебной
дисциплины
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная
работа обучаю-
щегося
Всего,
часов
в т.ч.
лабораторные
и
практические
занятия,
часов
В .т.ч.
курсовая
работа,
часов
Всего,
часов
1
2
3
4
5
6
7
Введение
2
-
Раздел 1 Обеспечение личной безопасности и сохранения
здоровья
24
16
-
-
8
ОК 4
Тема 1.1 Здоровье и здоровый образ жизни.
6 4
-
-
2
ОК 4
Тема 1.2 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека
12 8
-
-
4
ОК 3
Тема 1.3 Правила и безопасность дорожного движения.
6 4
-
-
2
Раздел 2 Государственная система обеспечения безо-
пасности населения
24
16
-
-
8
ОК 3
Тема 2.1 Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3 2
-
-
1
ОК 4
Тема 2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
3 2
-
-
1
ОК 9
Тема 2.3 Гражданская оборона – составная часть обо- роноспособности страны
3 2
-
-
1
ОК 7
Тема 2.4 Современные средства поражения
3 2
-
-
1
ОК 5
Тема 2.5 Защитные сооружения гражданской обороны
3 2
-
-
1
ОК 5
Тема 2.6 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
3 2
-
-
1
ОК 3
Тема 2.7 Правила безопасного поведения при угрозе
3 2
-
-
1

террористического акта
ОК 8
Тема 2.8 Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан
3 2
-
-
1
Раздел 3 Основы обороны государства и воинская
обязанность
27
18
-
-
9
ОК 4
Тема 3.1 Организационная структура Вооруженных Сил
Российской Федерации
6 4
-
-
2
ОК 10
Тема 3.2 Воинская обязанность
15 10
-
-
5
ОК 3
Тема 3.3 Военнослужащий-защитник своего Отечества
3 2
-
-
1
ОК 6
Тема 3.4 Военно-патриотическое воспитание молодежи
3 2
-
-
1
Раздел 4 Основы медицинских знаний
27
18
-
-
9
ОК 3
Тема 4.1 Понятие оказания первой доврачебной помощи.
9 6
-
-
3
ОК 3
Тема 4.2 Основы оказания первой помощи.
9 6
-
-
3
ОК 3
Тема 4.3 Основные инфекционные болезни их классификация и профилактика.
9 6
-
-
3
Всего:
105
70
-
-
35

4.
Содержание обучения по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование
разделов и тем
Содержание обучения по дисциплине
Количест-
во часов
Уровень
усвоения
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
1
2
3
4
5
Раздел 1
Обеспечение лич-
ной безопасности и
сохранения
здоровья
24
Тема 1.1 Здоровье и здоровый образ жизни.
Студент должен:
знать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
уметь:
- вести правильный образ жизни без вредных привычек.
1.
Здоровье и здоровый образ жизни. Факторы, способствующие укреплению здоровья.
2.
Вредные привычки и их профилактика.
Самостоятельная работа:
1.
Токсикомания и наркомания
2 2
2 2
Тема 1.2 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека
Студент должен:
знать:
− Факторы, влияющие на здоровье;
уметь:
- анализировать влияние окружающей среды на здоровье человека.
1. Основные источники загрязнения окружающей среды.
2. Техносфера, как источник негативных факторов.
3.
Рациональное использование природных ресурсов.
4. Воспитание экологической культуры.
Предотвращение загрязнения окружающей среды.
2 2
2 2
4 2
Тема 1.3 Правила и безопасность дорожного движения.
Студент должен:
знать:
- правила дорожного движения и безопасное поведение при дорожном движении;
уметь:
1.
Правила и безопасность дорожного движения для пешеходов, велосипедистов, пассажиров.
2.
Правила и безопасность дорожного движения для водителей транспортных средств.
Самостоятельная работа
1.
Оказание первой помощи пострадавшим в
ДТП
2 2
2 2


Наименование
разделов и тем
Содержание обучения по дисциплине
Количест-
во часов
Уровень
усвоения
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
1
2
3
4
5
- пользоваться знаками дорожного движения, оказать первую помощь при ДТП.
Раздел 2
Государственная
система
обеспечения безо-
пасности населения
24
Тема 2.1 Правила поведения в усло- виях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Студент должен:
знать:
− Потенциальные опасности природного и техногенного происхождения, характерные для региона проживания;
уметь:
- владеть способами защиты населения в ЧС природного и техногенного характера.
1.
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера наиболее вероятных для данной местности.
Самостоятельная работа:
1.
Опасные факторы пожаров.
2 1
Тема 2.2 Единая государственная система предупреж- дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Студент должен:
знать:
− Предназначение, задачи, решаемые РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуациях;
уметь:
- оценивать уровень своей подготовленности по оказанию само- и взаимопомощи при чрезвычайных ситуациях.
1.
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Самостоятельная работа:
1.
Защита сельскохозяйственных животных, продуктов питания и воды от заражения.
2 1
1
Тема 2.3 Гражданс- кая оборона – составная часть обо- роноспособности страны
Студент должен:
знать:
− основные задачи государственных служб по защите населения в мирное и военное время;
уметь:
- выполнять установленные правила
1.
Основные понятия, определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления. Организация гражданской обороны в учреждении, ее предназначение.
Самостоятельная работа:
1.
Эвакуация и рассредоточение населения.
2 1
1

Наименование
разделов и тем
Содержание обучения по дисциплине
Количест-
во часов
Уровень
усвоения
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
1
2
3
4
5
поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Тема 2.4
Современные сред- ства поражения
Студент должен:
знать:
− виды современных средств поражения, характеристики оружия массового поражения;
уметь:
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения.
1.
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
Самостоятельная работа:
1.
Оповещение населения об опасностях.
2 1
1
Тема 2.5 Защитные сооружения гражданской обороны
Студент должен:
знать:
− Характеристику основных видов защитных сооружений гражданской обороны и их предназначение;
уметь:
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
1. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение. Виды защитных сооружений. Правила поведения в них.
Самостоятельная работа:
1.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
2 1
Тема 2.6 Аварийно- спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Студент должен:
знать:
− сигналы оповещения гражданской обороны, правила эвакуации населения, проведение санитарной обработки;
уметь:
- оказывать первую помощь пострадавшим, провести санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию людей после их пребывания в зонах заражения.
1.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.
Самостоятельная работа:
1.
Проведение мероприятий медицинской защиты.
2 1
1


Наименование
разделов и тем
Содержание обучения по дисциплине
Количест-
во часов
Уровень
усвоения
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
1
2
3
4
5
Тема 2.7 Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта
Студент должен:
знать:
− виды терроризма, основные характерные черты и отличительные особенности терроризма в наше время, правила поведения при захвате заложников;
уметь:
- оказать само- и взаимопомощь при совершении теракта.
1.
Правила безопасного поведения при угрозе и совершении теракта, при захвате заложников.
Безопасность населения, оказавшегося на территории военных действий.
Самостоятельная работа:
1.
Действия в случае обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов.
2 1
1
Тема 2.8 Государст- венные службы по охране здоровья и безопасности граждан
Студент должен:
знать:
− правовые основы организации защиты населения в РФ от чрезвычайных ситуаций мирного времени;
уметь:
- применять на практике полученные знания и умения.
1.
Правовые основы организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Другие государственные службы в области безопасности.
Самостоятельная работа:
1.
Организация гражданской обороны в учебном заведении.
2 1
1
Раздел 3 Основы
обороны государст-
ва и воинская
обязанность
27
Тема 3.1 Организа- ционная структура
Вооруженных Сил
РФ
Студент должен:
знать:
− историю создания Вооруженных Сил
России, их состав и предназначение, виды и рода войск, функции и задачи современных Вооруженных Сил РФ;
1.
Виды Вооруженных Сил Российской
Федерации, рода войск. Сухопутные войска,
Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской
Флот, история их создания, предназначение, структура.
2 1

Наименование
разделов и тем
Содержание обучения по дисциплине
Количест-
во часов
Уровень
усвоения
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
1
2
3
4
5
уметь:
- практически применять полученные знания и умения
2.
Функции и основные задачи современных
Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обороноспособности страны.
Самостоятельная работа:
История создания Вооруженных Сил России.
2 2
1 1
Тема 3.2 Воинская обязанность
Студент должен:
знать:
− основы российского законодательства об обороне
Государства и воинской обязанности граждан;
уметь:
- использовать свои знания и умения в развитии в себе духовных и физических качеств, необходимых для несения воинской службы.
1.
Основные понятия о воинской обязанности.
Воинский учет, его организация и предназначение. Обязанности граждан по воинскому учету.
2.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.
3.
Призыв на военную службу. Обязанности военнослужащих.
Размещение и быт военнослужащих.
4.
Прохождение военной службы по контракту. Условия, требования, сроки военной службы по контракту.
Альтернативная гражданская служба.
Условия, требования при прохождении альтернативной гражданской службы.
5.
Общие права и обязанности военнослужащих.
Ответственность военнослужащих
(дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качеством военнослужащего.
2 2
2 2
2 1
1 1
1 1