Файл: Строительство Транссибирской магистрали.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Строительство Транссибирской магистрали

Крупнейшей железнодорожной стройкой на рубеже XIX– XX вв. была Транссибирская магистраль – величайшая в мире по протяжению железная дорога.

В 80–90-х гг. XIX в. одной из основных задач стало развитие сообщений между европейской частью страны, Сибирью и Дальним Востоком. Необходимость освоения новых территорий, природных богатств Сибири, а также стремление укрепить позиций России на дальнем Востоке экономически и политически вызвали многочисленные предложения о сооружение железной дороги от Урала до Тихого океана.

В качестве возможных проектов рассматривались два конкурирующих направления строительства железной дороги – южное и северное.

Согласно первому предлагалось проложить линию Оренбург– Орск–Актюбинск–Павлодар–Бийск–Минусинск–Иркутск, далее до Владивостока.

По второму (северному) варианту магистраль должна была пройти через Златоуст, Челябинск, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск, далее варианты совпадали.

В 1887 гг. особым совещанием с участием министров путей сообщения, финансов, военного и государственного контроля был одобрен северный проект К.Н. Посьета, министра путей сообщения, и принято решение о проведении изысканий.

Значительную роль в определении стратегии строительства Транссибирской магистрали сыграл известный государственный деятель С.Ю. Витте (с февраля по 30 августа 1892 г. министр путей сообщения, с 30 августа – министр финансов). Он занимал позицию активного сторонника сооружения магистрали, проявил большую энергию и инициативу по изысканию источников финансирования, разработке порядка и способов сооружения магистрали.

Проект магистрали предусматривал строительство трех участков. К первой очереди сооружения магистрали отнесли Западно-Сибирскую, Средне-Сибирскую и Южно-Уссурийскую дороги. Вторая очередь включала Забайкальскую и Северо-Уссурийскую дороги.

В феврале 1891 г. вышел Указ Александра III о строительстве ”сплошной через всю Сибирь железной дороги” от Челябинска до Владивостока. Сооружение объявлялось “великим народным делом”. 19 мая 1891 г. во Владивостоке состоялось торжественная закладка первого камня в здание вокзала и специальной серебряной пластины, 
началось строительство Великого Сибирского пути.

В мае 1893 г. было создано Управление по сооружению Сибирской дороги и назначены начальники стройки из числа известных инженеров путей сообщения, имевших большой опыт по изысканиям и строительству железных дорог.

По быстроте сооружения (в течение 12 лет), по протяженности (7,5 тыс. км), трудностям строительства и объемам выполненных работ Транссибирская магистраль не знала себе равных в мире.

Уссурийская дорога. Строительство участка от Владивостока до Хабаровска велось в 1891–1897 гг. Прокладка дороги проходила в сложных условиях бездорожья в таёжной, болотистой и безлюдной местности. Движение по Уссурийской дороге протяжённостью 772 км было открыто в октябре 1897 г. Сооружением дороги руководил инженер О.П. Вяземский. Его именем названа одна из железнодорожных станций на этой дороге.

Западно-Сибирская дорога. Начальником изысканий и строительства был инженер К.Я. Гарин-Михайловский. Дорога от Челябинска до Новониколаевска (Новосибирск) в 1442 км строилась быстро: с осени 1892 по 1896 год. В 1894 г. открылось рабочее движение до Омска. В 1895 г. началась временная эксплуатация на всём протяжении дороги с перевалкой грузов через Иртыш. Мост через Иртыш закончили в 1896 г., через Обь – в 1897 г. Была построена соединительная линия Екатеринбург – Челябинск (226 вёрст).

Средне-Сибирская дорога от Оби до Иркутска протяженностью 1839 км строилась под руководством инженера Н.П. Меженинова. Украшением дороги стал мост через Енисей у Красноярска (проект Л.Д. Проскурякова). Мост имел длину 950 м. Здесь впервые применили метод продольной надвижки пролётных строений. Строительством моста руководил инженер Е.К. Кнорре.

В 1900 г. Западно-Сибирская и Средне-Сибирская дороги были объединены под общим названием «Сибирская железная дорога».

Забайкальская дорога от Мысовой (восточный берег о. Байкал) до Сретенска (1104 км) строилась с 1895 по 1901 год. В 1907 г. на станции Мозгон было построено здание на вечной мерзлоте, которое поставили на каменные столбы, приподняв над землёй. Летом пространство между землёй и полом закрывают, препятствуя доступу тепла, а на зиму открывают. Новый метод строительства зданий на вечной мерзлоте переняли позже все северные страны.

Линия Китайский разъезд – Манчжурия – была утверждена Комитетом Сибирской дороги в 1898 г. Первый Сибирский поезд в пределы Манчжурии вошел в феврале 1901 г.



Кругобайкальская дорога от Иркутска до Мысовой (261 км) была построена в 1904 г. Ее строительство возглавил инженер сообщения Б.У. Савримович. Большую роль в решении многих технических проблем сыграл инженер А.В. Ливеровский. На дороге было выполнено около 2,5 млн. куб. метров скальных работ, построено 39 тоннелей, 50 противообвальных галерей, около 14 км подпорных стенок.

В 1901 г. из-за сложных климатических и геологических условий на Амурском участке, а также по политическим соображениям правительство решило от Забайкалья до Владивостока идти более южным путем, через Маньчжурию. Китайско-Восточная железная дорога была введена в эксплуатацию в 1903 г. Дорога проходила по территории Маньчжурии через Харбин до станции Пограничная (Гродеково), через Уссурийск до Владивостока.

С постройкой Китайско-Восточной железной дороги установилось сообщение с Дальним Востоком на всем протяжении Великого Сибирского пути. Европа получила выход к Тихому океану.

Амурская железная дорога. Неудачный исход русско-японской войны показал, что дорога, пролегающая по чужой территории, в стратегическом отношении не может обеспечить интересы страны. Правительство России было вынуждено построить непрерывный рельсовый путь до Владивостока по территории своей страны.

31 мая 1908 г. Государственный совет принял решение о сооружении Амурской железной дороги. Строительство участка Транссиба от станции Куэнга до Хабаровска протяжением более 2000 км было начато в 1907 г., закончилось в 1915 г.В 1916 году был сдан в эксплуатацию мост через Амур в Хабаровске. Началось сквозное регулярное сообщение от С.-Петербурга до Владивостока по территории России.

Сооружение Транссиба способствовало развитию районов Сибири и Дальнего Востока.Транссибирская магистраль – одна из протяженных железных дорог в мире, является достижением мирового уровня, эпохальным событием в жизни страны