Файл: Дипломная работа антологическая лирика н. Ф. Щербины выполнила студентка 5 курса очного отделения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
филологический факультет
кафедра литературы
специальность: 050301.65 русский язык и литература
дипломная работа


АНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИРИКА

Н.Ф. ЩЕРБИНЫ

Выполнила

студентка 5 курса

очного отделения

филологического факультета
«___»____________2011 г. Рябинкина А.А.

Научный руководитель:

кандидат филологических наук

доцент

«___»____________2011 г. Балашова Е.А.

«K защите допускаю»:

зав. кафедрой литературы

доктор педагогических наук

профессор

«____» ___________ 2011 г. Хачикян Е.И.


Председатель ГАК __________

Калуга – 2011
СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………. ………………....……..2
Глава 1. Антологическая лирика. История развития и художественная специфика антологической лирики……………………………...………………......7

Глава 2. История становления антологической лирики в России……..….....32

2.1. Предпосылки возникновения антологической лирики в России......................................................................................................................32

2.2. Антологическая лирика предшественников Н.Ф. Щербины (на материале произведений Ломоносова М.В., Державина Г.Р., Батюшкова К.Н., Жуковского В.А., Дельвига А.А., Пушкина А.С., Баратынского Е.А.)…...………..………………......................................................................36
Глава 3. Щербина Н.Ф. – продолжатель традиций антологической лирики……………………………………………………………………………….....73

3.1. Становление Щербины как поэта, предпосылки возникновения его философско-эстетических взглядов…………………...……………………73

3.2. Воплощение философско-эстетического идеала красоты в антологической лирике Щербины……………………………………...………………. 77

3.2.1. Природа как источник духовной и физической гармонии…...….78

3.2.2. Пластическое искусство поэтической мысли в лирике Щербины…………………………………………………………………………..90

3.2.3. Любовь как высшая духовная ценность. Женские образы в лирике Щербины…………………………………………………………………95

Заключение ……………………………………………………………………102

Библиография………………………………………………………………....104

ВВЕДЕНИЕ

Термин «антология» в толковом словаре Ожегова И.С., Шведовой Н.Ю. определяется прежде всего как «сборник избранных художественных произведений разных авторов» [Ожегов, Шведова, 2002, с. 26]. Наряду с данным термином существует такое понятие, как «антологическая лирика», то есть «стихи, написанные в духе древнегреческой лирической поэзии» [Дарвин, 2008, c. 22]. Для того чтобы понять сущность данного явления, необходимо обратиться к различным литературным словарям и энциклопедиям.

В «Словаре литературоведческих терминов» Михайловой З.В. указывается первый составитель антологии – древнегреческий поэт Мелеагр из Гадары (конец II – начало I века до нашей эры). «В его антологии «Венок», кроме произведений самого Мелеагра, вошли стихотворения еще сорока шести поэтов» [Шталь, 1974, с. 20]. С этого момента антологическая лирика развивается, территориально распространяясь за пределами Греции. Спустя много веков антологическая лирика адаптируется и на «русской почве». Такие известные мастера русского слова, как Жуковский В.А., Батюшков К.Н., Пушкин А.С., Гнедич Н.И., Дельвиг А.А., Майков А.Н., Фет А.А., обращаются в своих стихотворных произведениях к античности как неистощимому «золотому» источнику, хранящему в себе основу развития мировой культуры. Современник Фета А.А., Майкова А.Н., малоизвестный, но не менее одаренный поэт середины XIX столетия Щербина Н.Ф., в процессе создания своих стихотворений, также обращается к античным ценностям.

Термин «античность» восходит к латинскому слову aniquitas, что означает древность. Традиционно античностью называют культуру Древней Греции и Древнего Рима, зарождение которой относят к середине 2 тысячелетия до н.э. Несмотря на то, что античная культура прекратила свое существование в 5 веке н.э., она продолжает жить в традициях мировой культуры. Белинский в своей статье «Римские элегии» рассуждает о том, что в совокупности своей все народы едины, и, называя их человечеством, утверждает, что у них – общая история. Существенную роль в развитии истории человечества Белинский отводит Греции: «греки явились полными и единственными представителями человечества» [Белинский, 1954, с. 232].

В основе системы ценностей античного мира лежит антропоцентризм. Антропоцентризм (от греческого antropos – человек и латинского centrum – центр) – это философское учение, основной ценностью которого является человек, заключающий в себе гармонию внешнего и внутреннего мира. Согласно концепции древнегреческого философа Протагора, «человек есть мера всех вещей». Сочетание физического, телесного и нравственного, душевного совершенства называют

калокагатией (от древнегреческого kalokagatia и kalos kai agato — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый»). Для древних греков внешняя красота была важным качеством в той же мере, что и внутренний мир человека. Еще одной характерной приметой не только античного искусства, но и античного мировоззрения в целом, является мифологическое мышление. Такое представление о мире нашло свое воплощение в античном искусстве, а впоследствии и в произведениях художников слова последующих эпох.
Основная цель дипломной работы – исследовать антологическую лирику как жанровую разновидность поэзии на основе произведений Щербины Н.Ф.

В соответствии с поставленной целью ставятся и конкретные задачи исследования:

– изучить понятие «антологическая лирика»; понять сущность данного явления; изучить историю развития антологической лирики; выявить специфику антологической лирики: определить основные темы, мотивы, художественные приемы антологической лирики, определить своеобразие жанровых форм, используемых авторами антологической лирики;

– рассмотреть историю возникновения и становления антологической лирики в России на материале произведений Ломоносова М.В., Державина Г.Р.;

– исследовать историю развития антологической лирики авторов-предшественников Щербины в первой трети XIX века, таких как Батюшков К.Н., Жуковский В.А., Дельвиг А.А., Пушкин А.С., Баратынский Е.А.; определить, в чем заключается своеобразие антологической лирики в творчестве каждого из этих авторов;

– изучить антологическую лирику на примере конкретных произведений Н.Ф. Щербины; определить специфику антологической лирики Н.Ф. Щербины.

Историография вопроса. Антологическую лирику Щербины не обходят вниманием в своих критических статьях Дружинин А.В., Чернышевский Н.Г., Белинский В.Г. Набольшую значимость в изучении специфики антологической лирики Щербины Н.Ф. представляет труд такого литературоведа, как Гликман И.Н. Жанровую специфику антологической лирики в своих работах рассматривают Грехнев В.А. и Козлов В. Подробное исследование развития и становления антологической лирики в России представлено обширным монографическим трудом Кибальника С.А.

Новизна исследования выражается в том, работа является целостным систематическим описанием антологической лирики, включающим рассмотрение необходимых теоретических понятий, входящих в сферу данного явления, а также специфики содержательного уровня, жанрового и ритмического своеобразия антологической лирики на материале произведений Щербины Н.Ф., а также его предшественников в этой области, таких поэтов, как Ломоносов М.В., Державин Г.Р., Батюшков К.Н., Жуковский В.А., Дельвиг А.А., Пушкин А.С., Баратынский Е.А.


Основные направления изучения антологической лирики определены необходимостью более подробного выявления специфических черт антологической лирики, присущих стилю того или иного автора. Кроме того, в исследовании предпринята попытка осмыслить антологическую лирику как самодостаточное художественное явление в мировой литературе.

Структура дипломной работы определяется обозначенными задачами и целью. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Глава первая.

АНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИРИКА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА

АНТОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИРИКИ
Антологическая лирика происходит от греческого слова antologia, буквальный перевод – «собирание цветов, цветник». В «Словаре актуальных терминов» под редакцией Тамарченко Н.Д. понятие «антологическая лирика» определяется так же, как и в словаре Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю., как «сборник лучших избранных стихотворений одного поэта, группы поэтов определенного направления или поэтов данной страны (народа)» [Дарвин, 2008, c. 22]. Наряду с данным определением, как было отмечено ранее, существует и другое, а именно «стихи, написанные в духе древнегреческой лирической поэзии» [Дарвин, 2008, c. 22].

Какова история развития антологической лирики? В греческой поэзии античного периода антологическая лирика представляла собой «собрание эпиграмм, единственного, пожалуй, жанра книжной поэзии, имевшего универсальное содержание, – от посвятительной и надгробной надписи до философского, любовного и сатирического стихотворения. Эпиграммы одного или разных авторов иногда группировались в сборники по случайным формальным признакам, а иногда создавались и вовсе без всякого видимого порядка. Названия первых сборников греческой лирики («Сноп, «Венок», «Цветник» или «Букет») буквально отражали значение слова antologia. При этом обращалось внимание и на пестроту целого, и на единство поэтической манеры различных авторов» [Дарвин, 2008, c. 22-23].

Как было отмечено ранее, первым составителем антологии является древнегреческий поэт Мелеагр из Гадары (конец II – начало I века до н.э.), а также Филипп Фессалоникский (I век н.э). В его антологии «Венок», кроме произведений самого Мелеагра, вошли стихотворения еще сорока шести поэтов. «Мелеагр «сплетает» свой «Венок» из роз Сапфо, лилий Аниты, нарциссов Меланиппида и так далее» [Дарвин, 2008, c. 23].


Для того чтобы осмыслить, понять, почувствовать всю глубину, всю прелесть, самую сущность антологических стихотворений, созданных в России в первой половине XIX века, следует обратиться к поэзии античных авторов. Рассмотрим тематику и проблематику античной лирики на примере поэтических произведений Сапфо, Анакреонта, Мелеагра и Горация.

Сапфо (Сафо) является древнегреческой поэтессой начала VI века до н.э., представительницей лессбосской мелики, то есть вокальной лирики. Её имя окружено ореолом легенд. Согласно одной из них Сапфо «бросилась со скалы в море из-за несчастной любви к красавцу Фаону» [Дератани, Тимофеева, 1965, с. 100]. Нужно отметить, что Фаон является мифическим героем из цикла об Афродите. Согласно другой легенде, «ее возлюбленными были поэты Архилох и Гиппонакс, а Алкей напрасно добивался ее расположения» [Хафнер, 1981, с.233, 234].

В лирику Сапфо входят свадебные песни, гимны и другие мелические стихотворения, в которых она обращается в основном к теме любви. Так например, в стихотворении «К Афродите» (перевод Вересаева В.В.) основной темой является тема любви: «Нет любви к тебе – и любовью вспыхнет» [Дератани, Тимофеева, 1965, с. 100], которая воплощается в призыве лирического «я» поэтессы к Афродите, богини красоты и любви, с мольбой о защите.

Пестрым троном славная Афродита,

Зевса дочь, искусная в хитрых ковах!..

Я молю тебя, не круши мне горем

Сердца, благая!

Но приди ко мне, как и раньше часто

Откликалась ты на мой зов далекий

И, дворец покинув отца всходила

На колесницу

Золотую [Дератани, Тимофеева, 1965, с. 100].

Стихотворение напоминает молитву посредством использования различных форм обращений к Афродите, а именно возвеличиванием богини с помощью субстантивных прилагательных «благая!», «блаженная» [Дератани, Тимофеева, 1965, с. 100], а также неоднократным употреблением глаголов в форме повелительного наклонения: «приди ко мне», «Я призываю», «О, приди ж ко мне и теперь от горькой / Скорби дух избавь» [Дератани, Тимофеева, 1965, с. 100, 101]. Однако лирическая героиня восходит на один уровень с Афродитой, что не является характерным для традиционных канонов молитвы: «Я хочу, сверши и союзницей верной / Будь мне, богиня» [Дератани, Тимофеева, 1965, с. 100, 101]. Слово «союзница» подразумевает именно равноправные отношения. Следовательно, образ Афродиты становится более очерченным, живым. Для греков такое отношение к богам является характерным, поскольку боги античной мифологии находились в постоянном взаимодействии с жизнью смертных людей. Прямая речь, которой Сапфо наделяет Афродиту, обращенная к лирическому «я» самой поэтессы, содержит риторические вопросы и инверсию: