Файл: Тк задание контрольной работы Модуль банковская деятельность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
включая инструктивную работу, в том числе методологическую и консультативную помощь.
Для обеспечения устойчивого функционирования кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные нормативы. Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И "Об обязательных нормативах банков" содержит методику расчета обязательных нормативов и их числовые значения. Данная инструкция устанавливает следующие основные обязательные нормативы:
• достаточности собственных средств (капитала) банка;
• ликвидности банков (этих нормативов – три);
• максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
• максимального размера крупных кредитных рисков;
• максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
• совокупной величины риска по инсайдерам банка;
• использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.
Коммерческий банк обязан соблюдать эти нормативы ежедневно. Если их несоблюдение имеет место подряд шесть и более операционных дней, Банк России имеет полномочия применить к такому банку принудительные меры воздействия.
Помимо указанных нормативов Банк России устанавливает:
• минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;
• минимальный размер собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии, а также о предоставлении разрешения на открытие филиалов и дочерних организаций за рубежом;
• предварительный размер ненадежной части уставного капитала;
• минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
• размер валютного, процентного и иных рисков.
Инспектирование кредитных организаций имеет целью определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитной организации, выявление ситуации, угрожающей интересам кредиторов и вкладчиков, проверку соблюдения кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Банка России.
Нормативная база проведения инспектирования включает Закон о Банке России, а также Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" и от 1 декабря 2003 г. № 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".
Можно выделить следующие задачи инспектирования:
• провести оценку реального финансового состояния кредитных организаций и перспектив их деятельности;
• оценить соблюдение законодательства и нормативных актов Банка России;
• проверить достоверность учета и отчетности кредитной организации;
• оценить уровень банковских рисков, качества активов кредитной организации;
• проверить соответствие требованиям величины и достаточности собственного капитала;
• провести оценку системы управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации;
• выявить факты, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков.
Проверки могут быть комплексными, когда деятельность кредитной организации проверяется в целом, и тематическими, нацеленными на проверку отдельных аспектов ее деятельности. Например, может проверяться правильность создания целевых резервов в банке или резервов, депонируемых в Банке России.
Этапы инспектирования охватывают:
• планирование проверок, они могут производиться как с уведомлением кредитной организации, так и без него;
• принятие решения о проверке и его документальное оформление, подписывают распоряжение руководитель территориального учреждения Банка России или инспектор межрегиональной инспекции;
• решение организационных вопросов, связанных с выходом инспекционных групп в кредитные организации, рабочая группа состоит из уполномоченных представителей Банка России, причем должен быть указан руководитель группы. Инспекционная группа должна иметь задание, содержащее вид проверки, проверяемый период, основные вопросы, подлежащие проверке;
• изучение инспекционной группой представленных документов кредитной организации;
• подготовку проекта акта проверки, он содержит выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки работы;
• предоставление в случае несогласия с актом проверки письменных возражений руководителем кредитной организации;
• принятие решения по акту, в том числе мер воздействия на кредитную организацию, предложенных руководителем рабочей группы;
• направление акта проверки руководству Банка России (территориального учреждения), назначившего проверку и принятие решений с учетом рекомендаций инспекционной группы;
• ознакомление руководителя кредитной организации с результатами проверки.
Контроль соблюдения кредитными организациями в определенные сроки предписаний надзорных органов по устранению обнаруженных недостатков основан на мерах воздействия на кредитные организации. Такие меры могут быть неофициальными, к которым относят, например, гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения и письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности.
Официальные меры воздействия гораздо разнообразнее, их можно разделить на предупредительные и принудительные. К предупредительным мерам относят:
• доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
• изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
• предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
• установление дополнительного контроля над деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.
Принудительные меры воздействия применяют в отношении кредитной организации в тех случаях, когда из характера допущенных нарушений вытекает, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит результата или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. При выборе вида принудительной меры воздействия Банк России основывается на результатах анализа. Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, не предоставление информации, предоставление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков).
Правовой основой применения принудительных мер является Инструкция Банка России от 31 марта 1997 г. № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности".
Принудительными мерами воздействия являются:
• штрафы;
• требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, включая требование о представлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;
• требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве кредитных организаций;
• требование о реорганизации кредитной организации, включая требование о представлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;
• ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;
• запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;
• запрет на открытие филиалов на срок до одного года;
• запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций;
• требование о замене руководителей кредитной организации;
• назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
• отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-I ФЗ «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп. от 27.12.2019) // Дом Советов РСФСР. — 1990 — ст.11–23
2. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации // Интернет ресурс: https://www.cbr.ru // дата обращения: 28.05.2023.
https://static3.banki.ru/ugc/9d/13/e5/a2/infog-002-otzyvy.png
1 См. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора за ...... (последний) год; Годовой отчёт Банка России за ....... (последний) год; Бюллетень банковской статистики за выбранный период.
Для обеспечения устойчивого функционирования кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные нормативы. Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И "Об обязательных нормативах банков" содержит методику расчета обязательных нормативов и их числовые значения. Данная инструкция устанавливает следующие основные обязательные нормативы:
• достаточности собственных средств (капитала) банка;
• ликвидности банков (этих нормативов – три);
• максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
• максимального размера крупных кредитных рисков;
• максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
• совокупной величины риска по инсайдерам банка;
• использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.
Коммерческий банк обязан соблюдать эти нормативы ежедневно. Если их несоблюдение имеет место подряд шесть и более операционных дней, Банк России имеет полномочия применить к такому банку принудительные меры воздействия.
Помимо указанных нормативов Банк России устанавливает:
• минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;
• минимальный размер собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии, а также о предоставлении разрешения на открытие филиалов и дочерних организаций за рубежом;
• предварительный размер ненадежной части уставного капитала;
• минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
• размер валютного, процентного и иных рисков.
Инспектирование кредитных организаций имеет целью определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитной организации, выявление ситуации, угрожающей интересам кредиторов и вкладчиков, проверку соблюдения кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Банка России.
Нормативная база проведения инспектирования включает Закон о Банке России, а также Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" и от 1 декабря 2003 г. № 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".
Можно выделить следующие задачи инспектирования:
• провести оценку реального финансового состояния кредитных организаций и перспектив их деятельности;
• оценить соблюдение законодательства и нормативных актов Банка России;
• проверить достоверность учета и отчетности кредитной организации;
• оценить уровень банковских рисков, качества активов кредитной организации;
• проверить соответствие требованиям величины и достаточности собственного капитала;
• провести оценку системы управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации;
• выявить факты, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков.
Проверки могут быть комплексными, когда деятельность кредитной организации проверяется в целом, и тематическими, нацеленными на проверку отдельных аспектов ее деятельности. Например, может проверяться правильность создания целевых резервов в банке или резервов, депонируемых в Банке России.
Этапы инспектирования охватывают:
• планирование проверок, они могут производиться как с уведомлением кредитной организации, так и без него;
• принятие решения о проверке и его документальное оформление, подписывают распоряжение руководитель территориального учреждения Банка России или инспектор межрегиональной инспекции;
• решение организационных вопросов, связанных с выходом инспекционных групп в кредитные организации, рабочая группа состоит из уполномоченных представителей Банка России, причем должен быть указан руководитель группы. Инспекционная группа должна иметь задание, содержащее вид проверки, проверяемый период, основные вопросы, подлежащие проверке;
• изучение инспекционной группой представленных документов кредитной организации;
• подготовку проекта акта проверки, он содержит выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки работы;
• предоставление в случае несогласия с актом проверки письменных возражений руководителем кредитной организации;
• принятие решения по акту, в том числе мер воздействия на кредитную организацию, предложенных руководителем рабочей группы;
• направление акта проверки руководству Банка России (территориального учреждения), назначившего проверку и принятие решений с учетом рекомендаций инспекционной группы;
• ознакомление руководителя кредитной организации с результатами проверки.
Контроль соблюдения кредитными организациями в определенные сроки предписаний надзорных органов по устранению обнаруженных недостатков основан на мерах воздействия на кредитные организации. Такие меры могут быть неофициальными, к которым относят, например, гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения и письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности.
Официальные меры воздействия гораздо разнообразнее, их можно разделить на предупредительные и принудительные. К предупредительным мерам относят:
• доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
• изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
• предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
• установление дополнительного контроля над деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.
Принудительные меры воздействия применяют в отношении кредитной организации в тех случаях, когда из характера допущенных нарушений вытекает, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит результата или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. При выборе вида принудительной меры воздействия Банк России основывается на результатах анализа. Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, не предоставление информации, предоставление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков).
Правовой основой применения принудительных мер является Инструкция Банка России от 31 марта 1997 г. № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности".
Принудительными мерами воздействия являются:
• штрафы;
• требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, включая требование о представлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;
• требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве кредитных организаций;
• требование о реорганизации кредитной организации, включая требование о представлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;
• ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;
• запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;
• запрет на открытие филиалов на срок до одного года;
• запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций;
• требование о замене руководителей кредитной организации;
• назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
• отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-I ФЗ «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп. от 27.12.2019) // Дом Советов РСФСР. — 1990 — ст.11–23
2. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации // Интернет ресурс: https://www.cbr.ru // дата обращения: 28.05.2023.
https://static3.banki.ru/ugc/9d/13/e5/a2/infog-002-otzyvy.png
1 См. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора за ...... (последний) год; Годовой отчёт Банка России за ....... (последний) год; Бюллетень банковской статистики за выбранный период.