ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6 Философские труды Блеза Паскаля
Блез Паскаль оставил след в истории как математик и физик, однако мало кто знает, что Паскаль отстранился от научной деятельности, отдав предпочтение философии.
Дело в том, что в 1654 году Блез Паскаль, который планировал написать трактат «Математика случая», решил отстраниться от светской жизни из-за озарения, случившегося в половину двенадцатого вечера. После бессознательного потока мысли пришедший в чувство Блез начал записывать на первом попавшемся кусочке пергамента свои идеи, зашив этот черновик в подкладку одежды. Эта запись, названная «Мемориалом» и изменившая судьбу ученого, была обнаружена только после смерти Паскаля.
Блез решил покинуть столицу Франции и сделаться духовником в монастыре Пор-Рояль, приравняв все светские связи, которые ранее давали ему надежду на счастливую жизнь, к греху. Паскаль был принят в обитель и стал придерживаться сурового образа жизни. Несмотря на тяжелый распорядок дня, малое количество сна и постоянные молитвы, ученый почувствовал улучшение здоровья и возвышение духа.
Помимо прочего, Блез Паскаль, после дискуссии с янсенистами и иезуитами, которые в духе рационализма излагали пропаганду моральных ценностей, создал «Письма к провинциалу». Трактат Паскаля, опубликованный под псевдонимом и осуждающий казуистику, вызвал скандал в общественности, поэтому ученый, рискуя попасть за решетку, вынужден был некоторое время скрываться и жить под чужой фамилией.
Основное философское произведение Блеза Паскаля носит название «Мысли» (рисунок 9) и представляет собой собрание коротких заметок и афоризмов, в которых он выразил свое отношение к природе и сущности человека.
Рисунок 9 – Книга «Мысли»
Однако этот знаменитый труд был издан только спустя несколько десятилетий после смерти автора, так как власть ранее вынесла приговор осуждения предыдущей книге Паскаля, направленной против иезуитов. Книга была публично сожжена, и это негативно отразилось на восприятии творчества Паскаля современниками. Этот факт позволил Ницше в середине XIX века писать о том, как христианство порой было жестоко по отношению к гениальным людям.
Для философии Паскаля наиболее характерным мотивом является стремление поставить в центр человека. Его чрезвычайно занимает вопрос, как мы можем получать истинное знание об окружающей нас реальности и о самих себе. Ответом на этот вопрос он считает особую возможность познания, а именно – так называемую «интуицию сердца». Именно сердце, как считает Паскаль, чувствует первичные аксиомы и термины, при помощи которых существует знание
Интуиция сердца обладает способностью выводить человека за пределы ограниченного мира обыденности, даже за пределы его разума, проблематичного и склонного к ошибкам. У сердца свои законы, считает философ, и они не совпадают с законами разума. Этот новый вид чувственной интуиции есть исходный пункт размышления, на который следует опираться каждому, кто стремится мыслить и искать истину. Помимо интуиции сердца, для Паскаля, как человека и как философа, очень важной является эмоциональная жизнь, которая, как он считает, дает истинное знание и истинное переживание происходящего.
Здесь, в сфере размышлений, касающейся человека и его сущности, перед Паскалем встает проблема бесконечности. Бесконечное для него – это то, что не в состоянии преодолеть человеческий рассудок, то, перед чем индивид пасует, находится в состоянии растерянности и страха. И только при помощи сердца и интуиции сердца мы можем осмыслить бесконечное, проникнуть в него взором, смириться с ним. Проявлением бесконечности в реальности для Паскаля является природа во всем ее многообразии. Поэтому изучение природы и своеобразное в чувствование в нее – это важный и существенный шаг на пути познания бесконечности.
Другой стороной бесконечности является та сложность, с которой устроен каждый живой организм, каждое существо и особенно человек. Как считает Паскаль, в каждом субъекте ведут войну разум и чувства. Разум считает, что только он способен познавать истину и открывать своему обладателю – человеку – тайные стороны реальности. Однако и чувства считают аналогично, стремясь дать истинное знание из собственного опыта. На самом же деле, они не должны конфликтовать между собой, так как знание, даруемое ими, взаимодополняемо и не является полным, существуя одно без другого. Взятые же по отдельности данные чувств и разума легко могут обмануть человека, оставить его в заблуждении.
Но даже то знание, которое возникает в результате соединения данных разума и информации, получаемой чувствами, не является безусловно истинным. Это происходит потому, что окружающий нас мир бесконечен и многообразен, а человек по сравнению с ним ничтожен, подобен крохотной песчинке на берегу океана. Паскаль называет его в своей книге «мыслящим тростником», имея в виду под этими словами хрупкость человеческого существа, колышемого ветром истории. Однако несмотря на свою хрупкость, человек наделен сознанием и стремлением к истине. Его постоянный интерес к происходящему вокруг позволяет хрупкому существу выживать в суровых природных условиях и не только сохранять жизнь, но и побеждать природу, становиться ее господином и повелителем.
Поэтому при всей своей ничтожности человек в то же время велик и могуществен. Он не может знать всего, но стремится к знанию, он не может пересилить стихию, но при помощи созданных своим гением приспособлений он преодолевает ее. Величие человека состоит также в том, что в основе его стремлений всегда лежат добро, красота и любовь. Ни одному другому существу на земле не дано понимание этих трех понятий. Поэтому только человек способен воплотить в жизнь множество прекрасных проектов, изменить мир и самого себя к лучшему.
Только человек может отрешиться от самолюбия и нести любовь другим людям и живым существам. Способность к любви, как считает Паскаль, является самой важной из человеческих способностей. Именно посредством любви мы можем жить и выживать, только через нее мы порождаем новые поколения и создаем произведения искусства, которыми будут восторгаться потомки спустя сотни лет. Только любящий индивид может разглядеть красоту в некрасивом, только любящий может творить добро без корысти и тайного умысла. Именно поэтому добродетель настоящей личности для Паскаля – это ненависть к себе как ничтожному существу и уважение себя как творящего добро, создающего красоту и дарящего любовь
Паскаль был очень впечатлительным человеком, который мог после какого-нибудь события, заставившего его пережить эмоциональное потрясение, по нескольку дней пребывать в состоянии ступора, не видя ничего вокруг и не обращая внимания на людей и происходящее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из века в век математика привлекала ученых своей неестественностью, которая удивительным образом могла описать все то, что происходит в мире вокруг нас.
Имена великих математиков - это не просто перечень людей, которые увлекались своим делом, расширяя и углубляя научную базу. Это звенья, которые способны связать настоящее и будущее, показать человечеству перспективу.
Научные открытия Б. Паскаля используют и по сей день.
Приложение
Интересные факты
Теорему Евклида Паскаль доказал в возрасте десяти лет. В то время он еще даже не знал, как правильно называются геометрические фигуры;
в одиннадцать лет мальчика заинтересовала физика. Во время обеда он задел ножом фаянсовое блюдо. Раздался звук, который исчез, как только блюда коснулись рукой. Изучив природу этого звука, Блез описал его в одном из трактатов;
первая работа «Опыт о конических сечениях» была опубликована, когда Блезу было семнадцать лет;
изобретенная Паскалем первая счетная машина имела 509 вариантов; значительная часть экспериментов Паскаля была посвящена изучению физических свойств жидкостей. Ему по праву принадлежит открытие основного закона гидростатики;
Паскаль является изобретателем садовой тачки в том виде, в каком она существует сейчас – с двумя ручками и одним колесом;
в течение нескольких лет Паскаль безуспешно пытался изобрести вечный двигатель.
Память
Имя Паскаля носит единица измерения давления и напряжения (в механике) в Международной системе единиц (СИ), кратер на Луне, университет в его родном городе Клермон-Ферране, язык программирования Pascal, ежегодная французская научная премия, одна из гимназий Гомеля.
Цитаты
«Чем умнее человек, тем больше он видит разнообразия в людях. Для человека недалекого все люди одинаковы»
«О добродетели человека следует судить не по особым его подвигам, а
по обычной жизни»
«Высшее проявление разума – признать, что есть бесконечное множество вещей, его превосходящих»
«Ничего нельзя сказать определенно, кроме того, что все неопределенно»
«Нужно уметь сомневаться, где следует, быть уверенным»
«Вред приносят те, кто знают истину, но защищают ее до тех пор, пока их выгода с нею совпадает, а без этого от нее отворачиваются»
«Человек для самого себя – самый загадочный предмет во всей природе»
«И так проходит вся жизнь; люди ищут покоя, борясь с препятствиями, а когда их преодолевают, покой становится для них невыносим из-за скуки, им порождаемой»
«Чем мы мудрее, тем больше величия и тем больше низости мы видим в человеке»
«Все может стать смертоносным для нас, даже вещи, созданные для того, чтобы нам служить»
«Глупость человеческая много яснее проявляется у тех, кто о ней не подозревает, чем у тех, кто ее признает»
Список использованных источников
| 1. | Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль.– М.: Мысль, 1979. |
| 2. | Тарасов Б. Н. Паскаль.–М.: Молодая гвардия, 1979. |
| 3. | Филиппов М. М. Паскаль, его жизнь и научно-философская деятельность.– Санкт-Петербург, 1891. |
| 4. | Г. Я. Стрельцова. Паскаль // Новая философская энциклопедия: М. : Мысль, 2010. |
| 5. | Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках.–М.: МЦНМО, 2001. |
| 6. | http://kvant.mccme.ru/1973/08/blez_paskal.htmСтатья в журнале «Квант» Литература |