Файл: Сестринская помощь лицам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями).rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, если до болезни человек любил посещать бассейн или спортивный зал, работать в саду или на даче, ему может доставить удовольствие использование сохранившихся навыков. По мере прогрессирования психического заболевания способности и интересы больного могут меняться. Поэтому, осуществляя уход, важно внимательно наблюдать за больным и вносить коррективы в характер и содержание его занятий.
3.4 Помощь при психоэмоциональных переживаниях (нервная дрожь, плач, истерика, страх, апатия, ступор, катастрофическая реакция)
Помощь медицинской сестры при психоэмоциональном переживании заключается, в первую очередь, в создании условий для нервной «разрядки». Недопустимо привлекать внимание пациента к его неудачам. Проявления гнева, ожесточенности или обиды больного должны быть восприняты медицинской сестрой с пониманием их причины. Иначе возможен конфликт, который лишь ухудшит ситуацию и усилит проблему. Нужно всегда сохранять спокойствие, улыбаться и смеяться вместе с больным (но не над ним). Хороший и добрый юмор отличным образом избавляет от стресса, от любой конфликтной ситуации и переживаний.
3.4.1 Помощь при неконтролируемой нервной дрожи
Можно взять пациента за плечи и достаточно сильно и резко потрясти в течение 10-15 секунд. При этом нужно продолжать разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение. Однако не следует успокаивать пациента и говорить, чтобы он взял себя в руки. Не нужно обнимать пострадавшего или прижимать его к себе, а также укрывать чем-то теплым. После завершения реакции желательно дать больному возможность отдохнуть, либо уложить его спать.
3.4.2 Помощь при плаче
При плаче не оставлять пациента одного. Нужно установить с ним физический контакт (взять за руку, положить свою руку ему на плечо или спину, погладить по голове и т.п.). Главное дать больному почувствовать, что вы рядом, дать возможность выплакаться и выговориться, выплеснуть из себя «горе, страх, обиду». При плаче весьма эффективны приемы «активного слушания»: периодически произносить «ага», «да», кивать головой, то есть подтверждать, что слушаете и сочувствуете; повторять за пациентом отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорить о своих и его чувствах. Не надо больного успокаивать, задавать ему вопросы и что-либо советовать.
3.4.3 Помощь при истерике
Истерический припадок может продолжаться от нескольких минут до 2-3 часов. Основные признаки: 1) сохраняется сознание, 2) чрезмерное возбуждение - множество движений, театральные позы; речь быстрая и эмоционально насыщенная, крики и рыдания.
В данной ситуации нужно удалить лишних людей («зрителей»), создать спокойную обстановку. Желательно остаться с пациентом наедине, если он не представляет угрозы для обслуживающего персонала.
Можно неожиданно совершить действие, которое больного сильно удивит (хлопнуть его по щеке, облить водой, с грохотом уронить предмет, крикнуть на него и т.п.). Говорить с пациентом следует приказными короткими фразами, уверенным тоном («выпей воды», «умойся»). Нельзя потакать его желаниям.
Поскольку после истерики наступает упадок сил нужно уложить больного спать.
3.4.4 Помощь при страхе
Панический страх может побудить больного к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.
В этой ситуации можно положить руку пациента себе на запястье, чтобы он ощутил спокойствие. Предложить дышать глубоко и ровно. В разговоре с больным внимательно выслушать его, подчеркивая заинтересованность, понимание и сочувствие. Сделать легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.
3.4.5 Помощь при апатии
Апатия – это такое ощущение усталости, при которой не хочется ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом.
В душе - пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если пациента оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию. В состоянии апатии больной может находиться от нескольких часов до нескольких недель.
В данной ситуации нужно задать ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть?». Внимательно выслушать его и поговорить. Проводить к месту отдыха, помочь удобно устроиться (обязательно снять обувь). Желательно вовлечь пациента в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, послушать музыку, посмотреть видеоролик и т.п.)
3.4.6 Помощь при ступоре
Ступор (оцепенение) — это реакция организма, которая возникает после тяжелого нервного потрясения. Она может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Основными признаками ступора являются состояние полной неподвижности в определенной позе; возможно напряжение отдельных групп мышц.
В данной ситуации рекомендуется согнуть больному пальцы на обеих руках и прижать их к основанию ладони (большие пальцы должны быть, выставлены наружу). Кончиками большого и указательного пальцев массировать точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями. Говорить больному на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции. Необходимо добиться реакции пострадавшего, чтобы вывести его из оцепенения.
3.4.7 Помощь при катастрофической реакции
Катастрофическая реакция — это бурная реакция больного с деменцией в ответ на малозначимое событие. Она может возникнуть также, если кто-нибудь начнет оспаривать его заблуждение или галлюцинацию. Эта реакция порой происходит, когда такой больной плохо себя чувствует, либо когда его торопят (возможно, он не вполне понимает, о чем его просят) или он вынужден думать одновременно о многих вещах.
Помощь заключается в поддержке и сострадании. Внимание больного нужно мягко перевести на другой объект. Если он очень расстроен, важно дать ему время успокоиться перед тем, как что-то сделать или заговорить снова. При катастрофической реакции пациента нельзя осуждать, поправлять, спорить, уговаривать. Такое поведение неэффективно и вредит взаимоотношениям.
3.5 Помощь при расстройстве памяти и координации движений. Обеспечение безопасных условий и безопасной среды обитания
Потеря памяти и нарушение координации движений у больного повышают опасность получения различных травм. Для обеспечения как можно более безопасных условий необходимы следующие мероприятия.
Тщательно убирать и запирать средства, относящиеся к бытовой химии и медикаменты (опасность отравления).
Перенести хрупкие вещи: стеклянные вазы, чаши в недосягаемое место.
Убрать колющие и режущие предметы. У больных не должно быть длинных карандашей, перочинных ножей, заколок, шпилек. Бритье больных производит парикмахер в присутствии социального работника, для этого лучше пользоваться безопасной бритвой. Эти меры предосторожности необходимы потому, что бывают случаи, когда больной выхватывает бритву из рук персонала и наносит себе тяжелое повреждение. Во время еды ножи и вилки больным не выдают. Пищу приготовляют заранее таким образом, чтобы ее можно было есть, пользуясь лишь ложкой.
При выдаче лекарств нельзя отходить от больного до тех пор, пока он не примет их, так как некоторые по тем или иным мотивам не желающие лечиться (бредовое толкование, страх, негативизм), получив порошок или таблетку, выбрасывают их или накапливают, с тем, чтобы принять большую дозу одномоментно с целью самоотравления. Если возникают подобные подозрения, нужно осмотреть вещи и постель больного, что, впрочем, следует время от времени делать в отношении многих больных. Осмотр вещей, чтобы не оскорбить и не обидеть больного, надо производить в часы прогулок или во время пребывания больного в ванне.
Спрятать и не оставлять никаких опасных электрических приборов, за которые можно схватиться (кипятильник, утюг, хлеборезка, фен, тостер и т.д.).
Перекрыть подачу газа, когда больной остается один. Использовать защиту плиты и духовки (предотвращение возгорания и пожара). Установить приспособления для безопасности больного (например, микроволновая печь для приготовления пищи).
Проверить работу дверных замков, установить замки в окнах, которые не сможет открыть больной.
Проследить, чтобы зажигалки и спички не лежали в доступных местах. Внимательно следить за курящими. Больные не должны иметь при себе спичек (опасность пожара).
Не менять привычное для больного расположение мебели. В случае госпитализации медицинская сестра должна показать больному его палату, при этом несколько раз в течение дня повторить ее номер для лучшего запоминания. Нужно систематически тренировать память пациента, показывая предметы обихода и выделяя их отличительные черты.
Обеспечить хорошее общее освещение, свет на лестнице, ночники в спальне и туалете.
Предусмотреть защиту лестниц, окон и балконов, чтобы больной не мог выпасть. Поместить на лестницах поручни, предупреждающие падение.
Контролировать температурный режим в помещении, не допускать сквозняков, переохлаждения или перегрева, помогать подбирать и надевать одежду, соответствующую температурным условиям.
Следить за качеством продуктов, не допускать употребления в пищу недоброкачественных или испорченных продуктов.
Установить вспомогательные ручки и поручни в туалете, ванне или душевой кабине. Положить предохраняющую от скольжения циновку в ванне или душевой кабине на дно ванны.
Полы и материал покрытия под ногами во всех помещениях должен быть нескользкими. Удалить скользкие ковры (опасность падения).
Сделать стеклянную часть дверей четко видимой. Все замки на дверях должны открываться снаружи.
Мебель должна быть устойчивой, стулья и кровать - достаточно высокими.
Внимательно следить за поведением больных, склонных к самоубийству, так как они иногда собирают во время прогулок в саду кусочки стекла, металла, гвозди и др. Территорию надо систематически тщательно осматривать и убирать. Во время лечебного труда необходимо также следить за тем, чтобы больные не спрятали себе иголок, крючков, ножниц или других острых предметов. При свидании родственники не должны передавать больным в руки никакие предметы и вещи.
3.6 Помощь при ограничении способности устанавливать и поддерживать контакты. Поддержка позитивного диалога
С развитием болезни общение между ухаживающим персоналом и больным может становиться все труднее. В этом случае рекомендуются следующие условия для позитивного (дружелюбного) и конструктивного диалога.
Нужно быть серьезным, вежливым, приветливым и участливым. Уважительно обращаться к больному по имени (отчеству).
Проявлять любовь и душевную теплоту, обнимая больного, если это его не стесняет. В то же время не быть чрезмерно ласковым, либо заискивающим, поскольку это может его раздражать и волновать.
Хорошо знать психическое состояние пациента на текущий день;
Проверить зрение и слух у больного, при необходимости заказать более сильные очки, заменить слуховой аппарат.
Перед тем, как заговорить, проверить, слушает ли вас больной.
Не торопить больного и дать ему время, чтобы он смог сказать все, что он хочет.
Говорить отчетливо, медленно, лицом к лицу с больным, при этом держать голову на уровне его глаз.
Пытаться установить, какие жесты и сочетания слов, слова-подсказки необходимы для эффективного поддержания общения с больным.
Использовать наглядные пособия для поддержки памяти больного. На видном месте поместить большие изображения родственников с четким указанием имен, чтобы больной мог постоянно напоминать себе, кто есть кто. Обозначить текстом или картинкой на дверях комнат их названия, обозначения сделать яркими, чтобы они больше выделялись.
Не отдавать явное предпочтение и уделять особое внимание одному из больных и пренебрежительно относиться к другим, поскольку это не остается незамеченным и вызывает справедливое недовольство.
Запрещать посторонние разговоры в присутствии больного, даже если больной полностью безучастен ко всему окружающему.
В присутствии третьих лиц не обсуждать состояние здоровья больного, говорить о его заболевании, высказывать суждение о прогнозе и т.п.;
Запрещать смеяться над больными, вести с ним беседу в ироническом, шутливом тоне и т.п.;
Избегать негативной критики, споров и конфликтов особенно с больными, которые страдают бредовыми идеями.
3.7 Помощь при дефиците желания следить за собой, при ограничении способности к самообслуживанию (посещение туалета, умывание и купание, одевание и прием пищи)
Медицинская сестра - основной куратор пациента при ограничении его способности к самообслуживанию. Особое внимание уделяется умению больного контролировать мочеиспускание и самостоятельно посещать туалет, умываться, пользоваться душем и принимать ванну, одеваться и принимать пищу. Она обучает пациента навыкам самообслуживания, а также обеспечивает атмосферу интимности для сохранения у него чувства собственного достоинства.