Файл: Дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4 Обучающийся Морозова Ирина Павловна Преподаватель Ледовская Инна Викторовна Цель занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Практическое занятие 4
Выполнил:
Обучающийся Морозова Ирина Павловна
Преподаватель:
Ледовская Инна Викторовна
Цель занятия: закрепление знаний о детской литературе с практикумом по выразительному чтению, совершенствование навыков её практического применения.
Задание 1. Максимальное количество баллов – 5
Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.
Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.
Название программы, автор | Класс | Название сказок | Классификация сказок |
1. УМК «Школа России»Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова | 1 | «Теремок», «Курочка Ряба», «Гуси-Лебеди», «Рукавичка», «Петух и Собака», «Каша из топора», «Лиса и журавль». | Сказки о животных Волшебные сказки |
2 | «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и Тетерев», «Лиса и Журавль», «Два мороза», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка». | Сказки о животных Волшебные сказки | |
3 | «Сказка о жабе и розе», «Сказка о потерянном времени», «Серебренное копытце», «Оранжевое горлышко», «Приемыш», «Малыш и Карлсон», «Маленький принц». | Сказки о животных Волшебные сказки | |
4 | «Городок в табакерке», «Аленький цветочек», «Что любит мишка», «Корзина с еловыми шишками», «Елка», «Борбос и жулька», «Выскочка». | Сказки о животных Волшебные сказки | |
2. | 1 | «Сказка о царе Салтане», «Волшебное письмо», «Томкины сны», «Пузырь соломинка и лапоть», «Лис и мышонок», «Аисты и лягушка», «Кораблик». | Сказки о животный Бытовые сказки Сказки смешанного типа |
2 | «Кот Васька», «Старый гриб», «Уж спаситель», «Плутишка кот», «Журавль и цапля», «Зимовье зверей», «Сказка про Воробья Воробеича и Урша Ершовича». | Сказки о животный Бытовые сказки Сказки смешанного типа | |
3 | «Снеговик», «Собачье счастье», «Теплый хлеб», «Кошкин дом», «Девочка на шаре», «Зимняя сказка» ,«Умная дочь крестьянина». | Сказки о животный Бытовые сказки Сказки смешанного типа | |
4 | «Конек горбунок», «Лягушка путешественница», «Дикие лебеди», «Дети года», «Спящая царевна», «Иван царевич и серый волк», «Детство Темы». | Сказки о животный Бытовые сказки Сказки смешанного типа | |
… | | | |
После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Каково назначение сказок по каждой программе?
УМК»Школа России». Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а) техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
УМК «Начальная школа XXIв.формировать представление о слове и предложении: их различие, выделении слов из предложений; характеризовать языковые единицы: предложение, слова, звуки, слоги, буквы;
научить детей читать, отрабатывать механизм чтения и осмысление текста, составлять рассказы разного вида (описание, повествование, рассуждение);
2. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?
Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).
Перед чтением сказок о животных желательно напомнить, о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.
Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.
Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных
Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.
Задание 2. Максимальное количество баллов – 5
Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. название книги, класс обучающихся;
2. смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;
3. ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);
4. ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);
5. предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.
Перечень книг для анализа по установленному плану:
- Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;
- Тургенев И. С. «Бежин луг»;
- Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;
- Куприн А. И. «Белый пудель»;
- Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;
- Свирский А. И. «Рыжик»;
- Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;
- Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;
- Олеша Ю. К. «Три толстяка»;
- Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;
- Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;
- Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».
Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
-
Катаев.В.П. «Цветик-семицветик» 4 класс -
Смысл сказки »Цветик -семицветик» заключактся в том,что люди иногда бездумно,впустую растрачивают свои возможности,У девочки был шанс чтобы принести счастье себе и другим людям,а в итоге 6 лепестков были потрачены на пустяки.Возврастная категория 8-10 лет. -
Замечательная добрая и интересная сказка.Иллюстрации яркие и милые.Текст легко читаем для детей . -
В процессе чтения и анализа с учащимися сказки «Цветик-семицветик» привести детей к пониманию вечных ценностей жизни,научить ценить простые человеческие радости.Учить сравнивать и анализировать произведения.Развивать навыки пересказа литературного текста. -
Альтернативу сказки «Цветик-семицветик» я могу предложить сказку «Старик Хоттабыч» так как сказка добрая, юморная написана простым языком ,а своим волшебством схожа со сказкой «Цветик-семицветик».
Задание 3. Максимальное количество баллов – 3
Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. общая характеристика сказки;
2. время, место написания;
3. фольклорная и литературная основа;
4. главные герои;
5. основной конфликт;
6. тема, идея сказки.
Перечень сказок для анализа по установленному плану:
- «Сказка о Мертвой царевне»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о царе Салтане...»;
- «Сказка о золотом петушке»
- «Сказка о Медведихе»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Сказка А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке - это кладезь народной мудрости. В ней представлены такие понятия, как человеческая мораль, осуждение алчности, жадности, властвования. Сказка написана 2 октября 1833 года в период Болдинской осени. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». Фольклорная основа. В сказке есть просторечие и пословицы, сказка напоминает народное творчество. Литературная основа. В сказке есть добро зло и волшебчтво. Сюжет последователен развивается вокруг главного героя.
Главные герои. Старик - положительный герой. Старуха - отрицательный герой. Золотая рыбка - волшебный герой. Основной конфликт сказки заключается в том, что желания старухи не бесконечны, последнее желание стало окончательным. Старуха осталась, как и прежде у разбитого корыта и во всем винила старика. Идея автора показать на примере сказки о том, что человеческой жадности нет предела. Человеку всегда мало, хочется больше и больше но к сожалению в жизни есть эффект бумеранга.
Задание 4. Максимальное количество баллов – 3
Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:
1. Каков характер основных событий?
2. Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?
3. Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.
4. Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?
Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
-
В основу повести легли события из жизни Николеньки Иртеньева. Мальчик 10 лет рассказывает о событиях в его жизни. -
Повесть «Детство» считается автобиографической, поскольку Толстой вложил в неё собственные детские впечатления, сумел передать атмосферу родного дома и той среды, в которой он рос. Так же, как и герой повести, Толстой в детстве лишился матери, только случилось с ним это совсем в раннем, полуторогодовалом возрасте. Он не помнил мать, однако вложил в образ свои лучшие представления о женщине-матери, её некий священный идеал. Глубокое исследование себя и окружающего мира побудило Толстого написать повесть «Детство», в которой прослеживаются различные этапы становления человека в раннюю пору его жизни, определяющие его путь и судьбу. -
Николенька Иртеньев-десятилетний мальчик, отпрыск графского рода. Он умен, раним, чувствителен, горячо привязан к матери. Не очень прилежен в учении, но склонен к рассуждениям, анализу чувств и мыслей. Детство мальчика омрачило горе (смерть матери) это привело к раннему взрослению героя. -
Нельзя недооценивать детские впечатления, потому что именно они закладывают фундамент формирования характера, индивидуальности. События раннего детства обязательно повлияют на судьбу в дальнейшем. Толстой уделяет большое внимание духовному развитию личности, так как считает, что это важнейший непрерывный процесс, который берет начало еще в нежном возрасте.
Задание 5. Максимальное количество баллов – 3
Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.
2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт.
Перечень произведений для анализа по установленному плану:
- Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;
- С. Маршак «Снег уже теперь не тот»;
- М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс» (по выбору);
- А. Фет «Весенний дождь»;
- В. Брюсов «Детская»;
- Д. Кедрин «Бабье лето»;
- Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»;
- В. Берестов «Хитрые грибы»;
- А.А. Блок «Ветхая избушка».
Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
-
Самый главный эпитет – «ветховая» вносит в образ свое особое дополнение. Сразу можно представить плачевное состояние здания и бедность его владельца. Но позитивный контекст позволяет рассмотреть и другие стороны избы. Старый дом олицетворяет деревенский уклад, семейное тепло и прошлую жизнь. Образ избушки — это составляющая картины счастливого детства. -
Эпитеты (ветхая избушка, внукам-шалунишкам, быстрых санок, резвая игра). Метафоры(избушка стоит, по калено в снегу, звонко раздаются). Олицетворение(весел бег).
Задание 6. Максимальное количество баллов – 3
Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:
1. Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?
2. Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?
3. Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом?
4. Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?
Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.