Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации фгбоу во Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Колледж бгу пенсионная реформа и пути ее реализации (реферат).docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33 Также можно выделить другие причины данной реформы:
-Изменение возраста выхода на пенсию. В 2018 году Международный валютный фонд (МВФ) заявил о том, что в России пенсионный возраст ниже, чем в других странах мира. По международным стандартам, доля пенсионеров в России высока, а взносы в пенсионный фонд невысоки. Наблюдается рост числа пенсионеров и сокращение числа работающих, что приводит к дефициту Пенсионного фонда. Если бы не было изменений в пенсионной системе, то через 7-10 лет не хватило бы денег на пенсии. Однако данная причина оспаривается многими.34 Также некоторые работодатели не вносят добровольные отчисления в негосударственные пенсионные фонды. Они отправляют пенсионные отчисления только в Пенсионный фонд для страховой пенсии, не перечисляя их на накопительную, так как накопительная пенсия формируется за счет удержанных сумм из заработной платы. Несмотря на отрицательные стороны реформы, у неё есть и свои плюсы:
1) сокращение дефицита в Пенсионном фонде РФ – с увеличением возраста выхода на пенсию вырастет количество работающих и их взносов, что сделает стабильным баланс Пенсионного Фонда.
2) Улучшается соотношение35 между пенсионерами и трудоспособными людьми, но количество пенсионеров растет быстрее, чем количество трудоспособных;
3) Размер пенсий увеличивается благодаря долгосрочному накоплению и инвестированию36, что позволяет Пенсионному фонду РФ иметь больше средств для выплат;
4) Региональные бюджеты становятся более сбалансированными, так как власти регионов могут сократить расходы на льготников. Однако, если преимущества больше связаны с государственными интересами, то граждане испытывают недостатки:
2. Уменьшение доходов населения. На данный момент множество пенсионеров работают и получают пенсионные выплаты. Однако с введением законопроекта количество работающих пенсионеров значительно сократится, что приведет к уменьшению доходов их семей.37 Таким образом, можно заметить, что пенсионная реформа не сводится только к повышению пенсионного возраста, но у населения она ассоциируется именно с этим, в то время как остальные моменты воспринимаются как несущественные.
2.2. Актуальные проблемы пенсионной системы в период ее реформирования и пути их реализации.
В настоящее время с учетом изменений пенсионного законодательства с 1 июня 2022 года и предстоящих изменений с 1 января 2023 года можно выделить следующие проблемы38:
- Изменение индексации пенсий снизилось до 8,6% в год, что связано с состоянием мировой экономики и законодательной работой России по решению экономических проблем. До 2023 года существует проблема с низким количеством пенсий, хотя расходы на выплату пенсий в последние годы выросли и пенсионный возраст тоже увеличился. Плохо то, что пенсии практически неотличимы от прожиточного минимума и далеки от средней зарплаты. Более того, такие пенсии даже не покрывают часть потерянного дохода ранее хорошо оплачиваемых работников, которые сейчас уходят на пенсию.
Несмотря на рост цен на нефть, из-за дороговизны спецопераций и отсутствия информации о том, когда они будут завершены, и вируса Covid-19. С социальной точки зрения пенсионеры представляются одной из наиболее уязвимых групп населения. С каждым годом их число увеличивается, так, по приблизительным подсчетам, пенсии получают около 42,5 млн человек (включая население Республики Крым) - основную часть составляют пенсионные выплаты - а их получает 80% населения пенсионного возраста. В то же время современные пенсионные системы оказались не в состоянии справиться с этой тенденцией, и возникающие в них дефициты становились все более очевидными. В то же время единого мнения или комплекса мер по решению проблем в пенсионной системе на федеральном уровне нет.39
Государство решило решить эту проблему за счет повышения пенсионного возраста.40 Сегодня этот возраст составляет около 55 лет для женщин и около 60 лет для мужчин, но это не меняет положения страны, где уровень жизни пенсионеров далек от уровня жизни пенсионеров в странах с развитой пенсионной системой. Образ пенсионера – человек в отпуске и путешествии. В нашей стране средняя пенсия составляет 15 431 рубль, тогда как в Исландии в 2023 году средняя пенсия в рублях составляет 93 000 рублей, а в США – 99 000 рублей, что в 6 раз выше, даже с учетом уровня цен разных стран.41 Видно, что Пенсионная система Российской Федерации нуждается в срочном совершенствовании и реформировании. С этой целью высшее руководство страны планирует повысить пенсионный возраст на 3 года, до 58 и 63 лет, более радикальный вариант – продлить действующую норму еще на 5 лет; Или ввести уравнение пенсионного возраста для мужчин и женщин на уровне 60 лет. Также, как видно из вариантов, пенсионный возраст увеличивается на 6 месяцев каждый год в течение нескольких лет. Если мы обещаем людям более высокие пенсии в этой ситуации, то это имеет смысл и я думаю, что это работает. Эти изменения были бы вполне оправданы с точки зрения их экономической эффективности. Повышение пенсионного возраста кажется реальным шансом ликвидировать дефицит бюджета государственного социального фонда, но все же не может решить проблемы российских пенсионеров или даже приблизить их к уровню жизни населения пенсионного возраста в развитых странах. страны.
42 Для дальнейшего осуществления таких преобразований сегодня существуют непреодолимые барьеры, на устранение которых могут уйти годы. Это прежде всего абсолютное неодобрение таких мер населением, что впоследствии может оказать негативное влияние на общественно-политическую сферу. И, вдобавок ко всему, у населения низкий уровень жизни и здоровья, отсутствие должных медицинских стандартов по сравнению со странами, где норма пенсионного возраста выше, чем у нас, а кроме того, проводятся специальные боевые действия, что значительно уменьшает потенциальные пенсии и количество получателей. Поэтому для реализации таких мер, как повышение пенсионного возраста, необходимо одновременно проводить достаточно важные экономические и социальные реформы, а эти реформы в нашей стране вообще продвигаются очень медленно. В связи с этим прогнозы не радуют. Ситуация усугубляется замораживанием все еще действующих пенсионных накоплений.
Значительный дефицит бюджета Российского социального фонда, является результатом не реформы пенсионной системы, а других преобразований, прежде всего налоговой политики. Кроме того, это результат действий государства по принятию на себя дополнительных социальных обязательств вне пенсионной системы, таких как выплата дополнительных ежемесячных материальных гарантий и ежемесячных денежных выплат. Но это ни в коем случае не результат части фондов пенсий, которые много раз хотят взять на себя полную ответственность за возникающий дефицит.
Так, в 2013 г. дефицит доходов пенсионного фонда, связанный с изъятием средств на формирование источников финансирования, составил 83,7 млрд руб. Поскольку государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР, этот дефицит планируется покрыть из федерального бюджета. Однако этому действию помешало обстоятельство, также связанное с образовавшимся дефицитом в том же бюджете ПФР, который почти в два раза превышал первый бюджет. Второй дефицит связан со снижением ставки страховых выплат, что привело к нехватке средств для выплаты базовой части пенсии и страховой части. Сложившаяся ситуация, вероятно, является результатом непоследовательных действий и несогласованных приоритетов различных структур исполнительной власти.
Важным условием дальнейшей эффективной трансформации российской пенсионной системы является изучение теоретико-методологических вопросов деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
На сегодняшний день проблемы в этой связи в основном связаны с неопределенностью роли субъектов негосударственного пенсионного сектора в социально-экономической сфере и недостатком информации о пенсионных реформах. К этому можно добавить существующие пробелы в пенсионном законодательстве, неясность роли государственных пенсионных фондов и государства в пенсионном обеспечении населения, несовершенство процедур обмена информацией между пенсионными фондами, необходимость максимального снижения рисков и повышения надежности гарантия НПФ, неэффективность системы налогообложения пенсий граждан. Отсутствие концепции развития дополнительного пенсионного страхования, непринятие государством мер по созданию статуса НПФ, который позволил бы гражданам видеть в нем равноправного участника пенсионного рынка, а Социальный фонд России (СФР) не допустить установления пенсионного обеспечения населения действенным механизмом, который успешно реализуется в экономически развитых регионах.
В качестве мер по совершенствованию деятельности НПФ можно дать следующие рекомендации:
- Установить в обязательном пенсионном страховании систему, гарантирующую права застрахованных при формировании и размещении пенсионных накоплений, создании и использовании пенсионных накоплений;
- Содействие выбору застрахованными лицами пенсионных схем и места формирования пенсионных накоплений, обеспечение соблюдения прав и пожеланий граждан в процессе реализации;43
2. Развитие системы ренты предприятия;
- Повысить эффективность пенсионных вложений за счет внедрения показателей оценки качества вложений и нормативов осуществления этой деятельности, разработать систему мониторинга вложений пенсионных накоплений.
3. Повышение финансовой грамотности граждан.
Разумеется, что все эти меры будут эффективны только на фоне повышения общего уровня жизни граждан, что позволит увеличить вложения в систему негосударственного пенсионного обеспечения. К тому же, стоит отметить, что предложенный комплекс мер по повышению эффективности деятельности НПФ не может быть реализован без активного участия со стороны государства. Учитывая ограниченные возможности по поддержанию относительно высокого размера государственной пенсии в перспективе, очевидно, что государство должно более активно поддерживать становление добровольного пенсионного обеспечения. С учётом бюджетных ограничений и пока скромной динамики масштабов участия в программе государственного софинансирования дополнительных пенсионных накоплений
44, представляется, что больше усилий следует сконцентрировать на развитии по-настоящему добровольных корпоративных и индивидуальных планов негосударственного пенсионного обеспечения. С точки зрения стимулирования участия работодателей и работников, речь должна идти об увеличении налоговых вычетов работодателям и гражданам. Основным ограничением для достойной пенсии является не только низкий уровень средней зарплаты, но и высокая дифференциация работников по уровню доходов. По состоянию на 2022 год на 20% высокооплачиваемых работников приходилось 53% фонда оплаты труда, а на 20% самых низкооплачиваемых – всего 3,7%, но по-прежнему остается недопустимо высокой: 20% работников с низким уровнем заработной платы располагают 5,7% фонда оплаты труда, а 20% с высоким уровнем – 47,7%. При этом половина наемных работников получают зарплату меньше 74% от средней в экономике, а 10 лет назад – меньше, чем 70% от средней зарплаты. В таких условиях чтобы заработать пенсию в размере 1,0 ПМП, самым низкооплачиваемым работникам из группы, в которой средняя зарплата составляет 14 % от средней в экономике, необходимо работать 125 лет (расчет выполнен с предположением, что все 26% тарифа страховых взносов, установленных законом, будут учитываться в пенсионных правах). В то же время для работников с зарплатой, которая составляет треть средней в экономике, необходимый стаж, чтобы заработать пенсию в размере 1,0 ПМП, должен быть 54 года. Сотрудники с зарплатой, равной средней, должны работать приблизительно 25 лет, чтобы заработать тот же 1,0 ПМП, или 50 лет – для пенсии в 2,0 ПМП и 75 лет – для пенсии в 3,0 ПМП.
Таким образом, причина низких пенсий – не низкий пенсионный возраст, а низкий уровень оплаты труда. Только при зарплате, равной и выше средней в экономике, человек может заработать себе пенсию в 1,0 ПМП за 16,4 года, чем и было обосновано внедрение нового установленного минимального стажа в 15 лет, 2,0 ПМП – за 33 года, т.е. актуальный для нынешних пенсионеров среднестатистический стаж. Однако, чтобы заработать 3,0 ПМП, придется работать уже 49 лет.45 Пока проблема низкой заработной платы не будет решена, какие-либо параметрические изменения в пенсионной системе не принесут желаемого эффекта. Немаловажным является увеличение с каждым годом численности пенсионеров. Низкий уровень рождаемости приводит к разнице между трудоспособным населением и гражданами пенсионного возраста, что приводит к старению населения, увеличению нагрузки на пенсионную систему и впоследствии – к дефициту Социального фонда России.
-Изменение возраста выхода на пенсию. В 2018 году Международный валютный фонд (МВФ) заявил о том, что в России пенсионный возраст ниже, чем в других странах мира. По международным стандартам, доля пенсионеров в России высока, а взносы в пенсионный фонд невысоки. Наблюдается рост числа пенсионеров и сокращение числа работающих, что приводит к дефициту Пенсионного фонда. Если бы не было изменений в пенсионной системе, то через 7-10 лет не хватило бы денег на пенсии. Однако данная причина оспаривается многими.34 Также некоторые работодатели не вносят добровольные отчисления в негосударственные пенсионные фонды. Они отправляют пенсионные отчисления только в Пенсионный фонд для страховой пенсии, не перечисляя их на накопительную, так как накопительная пенсия формируется за счет удержанных сумм из заработной платы. Несмотря на отрицательные стороны реформы, у неё есть и свои плюсы:
1) сокращение дефицита в Пенсионном фонде РФ – с увеличением возраста выхода на пенсию вырастет количество работающих и их взносов, что сделает стабильным баланс Пенсионного Фонда.
2) Улучшается соотношение35 между пенсионерами и трудоспособными людьми, но количество пенсионеров растет быстрее, чем количество трудоспособных;
3) Размер пенсий увеличивается благодаря долгосрочному накоплению и инвестированию36, что позволяет Пенсионному фонду РФ иметь больше средств для выплат;
4) Региональные бюджеты становятся более сбалансированными, так как власти регионов могут сократить расходы на льготников. Однако, если преимущества больше связаны с государственными интересами, то граждане испытывают недостатки:
-
Проблемы с занятостью. С одной стороны, из-за того, что государство защищает граждан, приближающихся к пенсионному возрасту, молодым специалистам трудно найти работу без опыта. А с другой стороны, людям старше 60 лет трудно найти работу, так как работодатели отдают предпочтение молодым специалистам.
2. Уменьшение доходов населения. На данный момент множество пенсионеров работают и получают пенсионные выплаты. Однако с введением законопроекта количество работающих пенсионеров значительно сократится, что приведет к уменьшению доходов их семей.37 Таким образом, можно заметить, что пенсионная реформа не сводится только к повышению пенсионного возраста, но у населения она ассоциируется именно с этим, в то время как остальные моменты воспринимаются как несущественные.
2.2. Актуальные проблемы пенсионной системы в период ее реформирования и пути их реализации.
В настоящее время с учетом изменений пенсионного законодательства с 1 июня 2022 года и предстоящих изменений с 1 января 2023 года можно выделить следующие проблемы38:
- Изменение индексации пенсий снизилось до 8,6% в год, что связано с состоянием мировой экономики и законодательной работой России по решению экономических проблем. До 2023 года существует проблема с низким количеством пенсий, хотя расходы на выплату пенсий в последние годы выросли и пенсионный возраст тоже увеличился. Плохо то, что пенсии практически неотличимы от прожиточного минимума и далеки от средней зарплаты. Более того, такие пенсии даже не покрывают часть потерянного дохода ранее хорошо оплачиваемых работников, которые сейчас уходят на пенсию.
Несмотря на рост цен на нефть, из-за дороговизны спецопераций и отсутствия информации о том, когда они будут завершены, и вируса Covid-19. С социальной точки зрения пенсионеры представляются одной из наиболее уязвимых групп населения. С каждым годом их число увеличивается, так, по приблизительным подсчетам, пенсии получают около 42,5 млн человек (включая население Республики Крым) - основную часть составляют пенсионные выплаты - а их получает 80% населения пенсионного возраста. В то же время современные пенсионные системы оказались не в состоянии справиться с этой тенденцией, и возникающие в них дефициты становились все более очевидными. В то же время единого мнения или комплекса мер по решению проблем в пенсионной системе на федеральном уровне нет.39
Государство решило решить эту проблему за счет повышения пенсионного возраста.40 Сегодня этот возраст составляет около 55 лет для женщин и около 60 лет для мужчин, но это не меняет положения страны, где уровень жизни пенсионеров далек от уровня жизни пенсионеров в странах с развитой пенсионной системой. Образ пенсионера – человек в отпуске и путешествии. В нашей стране средняя пенсия составляет 15 431 рубль, тогда как в Исландии в 2023 году средняя пенсия в рублях составляет 93 000 рублей, а в США – 99 000 рублей, что в 6 раз выше, даже с учетом уровня цен разных стран.41 Видно, что Пенсионная система Российской Федерации нуждается в срочном совершенствовании и реформировании. С этой целью высшее руководство страны планирует повысить пенсионный возраст на 3 года, до 58 и 63 лет, более радикальный вариант – продлить действующую норму еще на 5 лет; Или ввести уравнение пенсионного возраста для мужчин и женщин на уровне 60 лет. Также, как видно из вариантов, пенсионный возраст увеличивается на 6 месяцев каждый год в течение нескольких лет. Если мы обещаем людям более высокие пенсии в этой ситуации, то это имеет смысл и я думаю, что это работает. Эти изменения были бы вполне оправданы с точки зрения их экономической эффективности. Повышение пенсионного возраста кажется реальным шансом ликвидировать дефицит бюджета государственного социального фонда, но все же не может решить проблемы российских пенсионеров или даже приблизить их к уровню жизни населения пенсионного возраста в развитых странах. страны.
42 Для дальнейшего осуществления таких преобразований сегодня существуют непреодолимые барьеры, на устранение которых могут уйти годы. Это прежде всего абсолютное неодобрение таких мер населением, что впоследствии может оказать негативное влияние на общественно-политическую сферу. И, вдобавок ко всему, у населения низкий уровень жизни и здоровья, отсутствие должных медицинских стандартов по сравнению со странами, где норма пенсионного возраста выше, чем у нас, а кроме того, проводятся специальные боевые действия, что значительно уменьшает потенциальные пенсии и количество получателей. Поэтому для реализации таких мер, как повышение пенсионного возраста, необходимо одновременно проводить достаточно важные экономические и социальные реформы, а эти реформы в нашей стране вообще продвигаются очень медленно. В связи с этим прогнозы не радуют. Ситуация усугубляется замораживанием все еще действующих пенсионных накоплений.
Значительный дефицит бюджета Российского социального фонда, является результатом не реформы пенсионной системы, а других преобразований, прежде всего налоговой политики. Кроме того, это результат действий государства по принятию на себя дополнительных социальных обязательств вне пенсионной системы, таких как выплата дополнительных ежемесячных материальных гарантий и ежемесячных денежных выплат. Но это ни в коем случае не результат части фондов пенсий, которые много раз хотят взять на себя полную ответственность за возникающий дефицит.
Так, в 2013 г. дефицит доходов пенсионного фонда, связанный с изъятием средств на формирование источников финансирования, составил 83,7 млрд руб. Поскольку государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР, этот дефицит планируется покрыть из федерального бюджета. Однако этому действию помешало обстоятельство, также связанное с образовавшимся дефицитом в том же бюджете ПФР, который почти в два раза превышал первый бюджет. Второй дефицит связан со снижением ставки страховых выплат, что привело к нехватке средств для выплаты базовой части пенсии и страховой части. Сложившаяся ситуация, вероятно, является результатом непоследовательных действий и несогласованных приоритетов различных структур исполнительной власти.
Важным условием дальнейшей эффективной трансформации российской пенсионной системы является изучение теоретико-методологических вопросов деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
На сегодняшний день проблемы в этой связи в основном связаны с неопределенностью роли субъектов негосударственного пенсионного сектора в социально-экономической сфере и недостатком информации о пенсионных реформах. К этому можно добавить существующие пробелы в пенсионном законодательстве, неясность роли государственных пенсионных фондов и государства в пенсионном обеспечении населения, несовершенство процедур обмена информацией между пенсионными фондами, необходимость максимального снижения рисков и повышения надежности гарантия НПФ, неэффективность системы налогообложения пенсий граждан. Отсутствие концепции развития дополнительного пенсионного страхования, непринятие государством мер по созданию статуса НПФ, который позволил бы гражданам видеть в нем равноправного участника пенсионного рынка, а Социальный фонд России (СФР) не допустить установления пенсионного обеспечения населения действенным механизмом, который успешно реализуется в экономически развитых регионах.
В качестве мер по совершенствованию деятельности НПФ можно дать следующие рекомендации:
-
Повышение надежности НПФ за счет развития риск-менеджмента:
- Установить в обязательном пенсионном страховании систему, гарантирующую права застрахованных при формировании и размещении пенсионных накоплений, создании и использовании пенсионных накоплений;
- Содействие выбору застрахованными лицами пенсионных схем и места формирования пенсионных накоплений, обеспечение соблюдения прав и пожеланий граждан в процессе реализации;43
2. Развитие системы ренты предприятия;
- Повысить эффективность пенсионных вложений за счет внедрения показателей оценки качества вложений и нормативов осуществления этой деятельности, разработать систему мониторинга вложений пенсионных накоплений.
3. Повышение финансовой грамотности граждан.
Разумеется, что все эти меры будут эффективны только на фоне повышения общего уровня жизни граждан, что позволит увеличить вложения в систему негосударственного пенсионного обеспечения. К тому же, стоит отметить, что предложенный комплекс мер по повышению эффективности деятельности НПФ не может быть реализован без активного участия со стороны государства. Учитывая ограниченные возможности по поддержанию относительно высокого размера государственной пенсии в перспективе, очевидно, что государство должно более активно поддерживать становление добровольного пенсионного обеспечения. С учётом бюджетных ограничений и пока скромной динамики масштабов участия в программе государственного софинансирования дополнительных пенсионных накоплений
44, представляется, что больше усилий следует сконцентрировать на развитии по-настоящему добровольных корпоративных и индивидуальных планов негосударственного пенсионного обеспечения. С точки зрения стимулирования участия работодателей и работников, речь должна идти об увеличении налоговых вычетов работодателям и гражданам. Основным ограничением для достойной пенсии является не только низкий уровень средней зарплаты, но и высокая дифференциация работников по уровню доходов. По состоянию на 2022 год на 20% высокооплачиваемых работников приходилось 53% фонда оплаты труда, а на 20% самых низкооплачиваемых – всего 3,7%, но по-прежнему остается недопустимо высокой: 20% работников с низким уровнем заработной платы располагают 5,7% фонда оплаты труда, а 20% с высоким уровнем – 47,7%. При этом половина наемных работников получают зарплату меньше 74% от средней в экономике, а 10 лет назад – меньше, чем 70% от средней зарплаты. В таких условиях чтобы заработать пенсию в размере 1,0 ПМП, самым низкооплачиваемым работникам из группы, в которой средняя зарплата составляет 14 % от средней в экономике, необходимо работать 125 лет (расчет выполнен с предположением, что все 26% тарифа страховых взносов, установленных законом, будут учитываться в пенсионных правах). В то же время для работников с зарплатой, которая составляет треть средней в экономике, необходимый стаж, чтобы заработать пенсию в размере 1,0 ПМП, должен быть 54 года. Сотрудники с зарплатой, равной средней, должны работать приблизительно 25 лет, чтобы заработать тот же 1,0 ПМП, или 50 лет – для пенсии в 2,0 ПМП и 75 лет – для пенсии в 3,0 ПМП.
Таким образом, причина низких пенсий – не низкий пенсионный возраст, а низкий уровень оплаты труда. Только при зарплате, равной и выше средней в экономике, человек может заработать себе пенсию в 1,0 ПМП за 16,4 года, чем и было обосновано внедрение нового установленного минимального стажа в 15 лет, 2,0 ПМП – за 33 года, т.е. актуальный для нынешних пенсионеров среднестатистический стаж. Однако, чтобы заработать 3,0 ПМП, придется работать уже 49 лет.45 Пока проблема низкой заработной платы не будет решена, какие-либо параметрические изменения в пенсионной системе не принесут желаемого эффекта. Немаловажным является увеличение с каждым годом численности пенсионеров. Низкий уровень рождаемости приводит к разнице между трудоспособным населением и гражданами пенсионного возраста, что приводит к старению населения, увеличению нагрузки на пенсионную систему и впоследствии – к дефициту Социального фонда России.