Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
131.

По другим прогнозам, значительное ослабление нашей экономики произойдет в 2024 году и составит 11,9%. При этом, во всех сценариях уточняется, что в будущем санкционное давление на Российскую Федерацию продолжится, поэтому экономика России вернется к докризисному состоянию только в конце десятилетия или даже позже. В правительственном докладе сказано, что резкий отказ Европы от российских нефти и газа может ударить по способности Кремля обеспечивать свой собственный рынок. Помимо самих ограничений, которые охватывают около четверти импорта и экспорта Российской Федерации, в докладе говорится о технической «блокаде», которая «затронула практически все виды транспорта». Речь идет об ограничении поставок в Россию оборудования, деталей для производства автомобилей и авиалайнеров.

В отчете также отмечено влияние на экономику дефицита специалистов. По оценкам авторов документа, к 2025 году страну могут покинуть до 200 тыс. IT-специалистов, что является первым официальным прогнозом усиления «утечки мозгов»132.

Иную картину рисует заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.В. Мантуров, по мнению которого, реальный сектор российской экономики по итогам 7 месяцев 2022 г. показал результат лучше прогнозных значений. По обрабатывающим производствам индекс промышленного производства за январь-июль составил 100,1%133. По сравнению с предыдущим годом рост существенно замедлился, но катастрофического провала нет: за счет запасов, действующих контрактов, накопленных резервов фабрики и заводы, госкомпании компании получили время на адаптацию.

Была сформирована специальная Правительственная комиссия, на которой были предприняты ключевые оперативные антикризисные меры. При непосредственном участии Минпромторга России реализуется свыше 50 антикризисных мер, в половине из которых ведомство выступает ответственным исполнителем. Все эти меры в совокупности уже дали ощутимый эффект и позволили не допустить спада промышленного производства и, что особенно важно, осуществить переход из «антикризисной» экономической и промышленной политики к восстановлению инвестиционной активности.

По утверждению вице-премьера Д.В. Мантурова, Россия должна быть благодарна западным санкциям, введенным в 2014 году. «Если бы в 2014 году Запад не ввел против нас свои секторальные санкции, у нас не было бы сегодня ни сельскохозяйственного машиностроения, ни пищевого машиностроения, ни нефтегазового машиностроения», - заявил Д.В. Мантуров в сентябре 2022 г.


Напомним, что Д.В Мантуров был назначен министром промышленности и торговли в 2012 г., то есть еще до введения масштабных санкций. Именно на его ведомство возлагалась задача обеспечить экономическую безопасность страны, решая задачи сокращения импортозависимости. Согласно Федеральному закону № 44-ФЗ134 закупка импортного оборудования по регулируется ст. 14 данного закона, а также иными нормативными документами, которые издает Правительство Российской Федерации. В целом контрактная система устанавливает запрет на закупку некоторых позиций импортных товаров, а также работ и услуг, исполнителями которых являются субъекты других государств. Закон действует почти десятилетие, а доля импорта в экономике России практически не уменьшается, достигая в некоторых секторах 90%. Налицо промахи в данной сфере управления. Д.В. Мантуров оправдывается: «Мы запрещаем закупать импортное в рамках государственных закупок»135. И только в последние годы российским производителям стали предоставляться субсидии, льготные займы, компенсации их затрат на научно-исследовательские работы для выпуска продукции по импортозамещению.

Импорт промышленных и иных зарубежных товаров из-за санкций в марте-июне 2022 года сократился примерно на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это обстоятельство следует использовать для наращивания объемов отечественного производства, в том числе по реализации государственных программ импортозамещения.

Таким образом, веденные санкции открывают новые возможности. Для повышения степени импонезависимости предпринимателям правительству и Госдуме с Советом Федерации нужно создать благоприятные условия, в том числе убрать лишние административные барьеры. Председатель правительства РФ М.В. Мишустин на совещании по повышению устойчивости развития российской экономики прямо заявил: «Ограничения, которые введены против нашей страны, открывают и новые возможности для внутренних капиталовложений. Нам нужно создать предпринимателям максимально благоприятные условия – убрать лишние административные барьеры, чем мы занимаемся на протяжении последнего времени, и сформировать механизмы поддержки уже запущенных инвестиционных проектов». Эти вопросы правительство планирует проработать вместе с бизнесом, добавил он. Речь идет о максимальном облегчении процедур госзакупок и сокращении избыточных требований. "Министерство финансов также готовит предложение по амнистии капиталов. Такие шаги позволят направить больше средств на реализацию новых проектов на территории нашей страны, а импортозамещение должно стать основным направлением нашей деятельности. И бизнес, который занимается проектами в этой сфере, должен получить дополнительные меры поддержки", - сказал премьер. Михаил Мишустин подчеркнул, что необходимо максимально стимулировать изменение структуры экономики, чтобы еще больше уйти от сырьевой зависимости, увеличивая долю технологичных производств

136.

Таким образом, новые антироссийские санкции коллективного Запада придали дополнительный импульс реализации государственной программы импортозамещения, направленной на изменение структуры российской экономики с увеличением доли технологичных производств отечественного происхождения, а также сокращение сырьевой зависимости. Воистину: гром не грянет, импортозамещение в России не продолжится.

США в начале марта 2022 г. в попытке нанести удар по российским военным в условиях конфликта между Россией и Украиной, объявили о новых санкциях в отношении российской оборонной промышленности. Санкции Госдепартамента США нацелены на 22 российских предприятия, которые производят боевые самолеты, боевые машины пехоты, системы радиоэлектронной борьбы, ракеты и беспилотные летательные аппараты для российских вооруженных сил. Белый дом заявил, что санкции в отношении российского оборонного сектора «приведут к значительным затратам для российских компаний, занимающихся разработкой и производством оружия».

Однако, как полагают китайские военные эксперты, новые санкции США в отношении оборонной промышленности России «не окажут существенного влияния». Китайское издание Global Times аргументирует это тем, что она практически не опирается на западные технологии. Российский оборонный сектор не был зависим от импорта и не полагался на западные технологии.

Чтобы сплотить население и поставить экономику на мобилизационные рельсы, нужно срочно развивать диверсификацию и продавать не сырьё, а переработанную продукцию, развивать производство комплектующих, электроники, гидравлики, двигателей. Все это можно сделать в кратчайшие сроки, если принять необходимые меры (а не как последние 8 лет). Нужно повышать доходы фермеров, не ограничивать экспорт сельхозпродукции, продовольственный рынок – это то, что может стать палочкой-выручалочкой для бюджета.

Начать нужно со снижения налогов для населения и реального производства, внедрять целевое кредитование для отечественного производства под низкий процент (в Китае действует разная ключевая ставка для разных категорий потребителей), значительного снижения цен на энергоресурсы и сырьё внутри страны и, наконец, постановки конкретных задач для российских производителей. В особый режим должны быть приведены стратегические силы экономического сдерживания.

В принципе, понятно: чтобы срочно развивать диверсификацию и производить переработанную продукцию, нужно вносить изменения в бюджет уже 2022 года, отменять бюджетное правило, снижать стоимость энергоносителей внутри страны, снижать налоги для производства, выделять дешевые длинные кредиты для промышленности.


Обновление программы импортозамещения невозможно без учета Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации до 2030 года, которую в январе 2020 года подписал Премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Предусматривается, что «доля гражданской электронной продукции в общем объеме производства промышленной продукции (по выручке) будет составлять не менее 87,9%, доля электронной продукции российского производства в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) – 59,1%, объем экспорта электронной продукции – более 12 млрд долларов»137.

Таким образом, следующий этап развития импортозамещения будет связан с развитием гражданских отраслей и созданием технологических цепочек – от использования российского сырья, комплектующих и средств производства до конечной продукции. Следовательно, государственная политика импортозамещения будет продолжена. И не только в секторах ОПК, но и в гражданских секторах российской экономики.

Для реализации программ и проектов по замене импортных товаров и технологий необходимо развивать кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы, транспортно-логистические комплексы и особые экономические зоны.

Российским бизнесменам и предпринимателям, малому и среднему бизнесу необходимы льготные кредиты, гранты, субсидии, лизинговые программы, которых в нашей стране пока не хватает. Поэтому правительство, федеральные и региональные органы власти должны принять исчерпывающие меры для исправления ситуации в лучшую сторону.

Правительству также нужно с помощью телевидения, радио, газет, других СМИ создавать позитивный образ отечественных товаров, ввести с этой целью специальный знак их маркировки, подобно Знаку качества, который применялся в СССР, и материально поощрять производителей, выпускающих качественную продукцию, не уступающую импорту. Если в 2014-2015 годах эту тему постоянно обсуждали, то впоследствии о ней практически забыли. Как результат, Россия смогла несколько увеличить производство отечественных товаров, но еще не дотянула до необходимого количества.

Сложившаяся геополитическая ситуация требует сосредоточить внимание на стратегически важных первостепенных мерах, предотвращающих угрозы нанесения ущерба жизнеобеспечению и безопасности государства и общества, а также прямо влияющих на сохранение социальной стабильности в обществе.

В настоящее время реализация государственной политики в сфере импортозамещения усложнена такими сдерживающими факторами, как высокая степень износа и устаревания производственного оборудования, недостаточный уровень доступа предприятий к инновационной и инвестиционной инфраструктуре, низкий уровень конкурентоспособности, большая энергоемкость производства, высокая доля потребления импортных промежуточных товаров, кадровый дефицит. Наряду с этим, стремление к обеспечению экономической независимости и безопасности страны, сохранению и укреплению положительного сальдо внешнеторгового баланса обусловили существенные изменения концентрации внешнеторговых связей в пределах межстрановых союзов и ассоциаций.


Глубина и острота этих проблем требует использования системного подхода к их решению на основе анализа структуры существующей экономической системы при учете цивилизационной специфики национальной экономики. Государственное управление этим процессом должно базироваться на принципе совмещения стратегии импортозамещения с долгосрочной концепцией преобразования отраслевой и региональной структуры российской экономики, приоритетами реформирования структуры производства и системы управления с учетом общих для всех органов государственной власти подходов, правил и требований.

Основными направлениями являются обеспечение продовольственной и лекарственной безопасности, выпуск отечественных медицинских изделий, оборудования для легкой промышленности, а также политика импортозамещения в сфере технологий, программного обеспечения, в производственном секторе, станкоинструментальной отрасли.

Для успушного выполнения программ замены импорта на отечественные товары и технологии необходимо развивать собственное производство металлообрабатывающих станков, двигателей и агрегатов, комплектующих и запасных частей, полупроводников и процессоров, электроники. Все это можно сделать в кратчайшие сроки, если принять необходимые меры, не раскачиваясь, как было до этого. Напомню: о необходимости импортозамещения представители элиты начали рассуждать еще четверть века назад, в далекие 90-е годы прошлого века, особенно после экономического кризиса 1998 г. и дефолта, объявленного в том же году С.В. Кириеннко (ныне - зам главы администрации президента РФ, отвечающего за внутреннюю политику).

Начать нужно, по нашему глубокому убеждению, со снижения налогов для производителей, включенных в программы замены импорта, внедрять целевое кредитование для отечественного производства под низкий процент, как в Китае, снижать цены на энергоресурсы и сырьё внутри страны и т.д. А для этого нужно срочно вносить изменения в бюджет на 2022 г. и последующие годы, отменять бюджетное правило, ставить конкретные цели для отраслей по импортозамещению с персональной ответственностью для их руководителей. Обозначенные авторами приоритеты обуславливают выработку механизмов поддержки российских производителей, направленных на сохранение действующих высокотехнологичных предприятий, формирование специализированных мер государственной помощи предприятиям, организующим производство новых видов продукции в соответствии с отраслевыми планами по импортозамещению.