Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 455

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. В результате резко сократилось собственное производство мяса, молока и молочных продуктов. Тульская область, например, из-за резкого снижения поголовья дойно­го стада получало в год менее 230 тысяч тонн молока, что является са­мым низким показателем за последние 120 лет6. Недостаток отечественного молока стали заменять сухим молоком из Белоруссии и импортным товаром из других стран.

Однако негативная тенденция по сокращению молочного стада продолжалась. Спустя полтора десятилетия численность коров в капиталистической России с 9,5 млн голов уменьшилась к 2022 году более чем на полтора миллиона и достигла антирекордного числа в 7,984 млн коров, что в 2 раза меньше, чем было в царской России до революции 1917 года! По прогнозам, к 2025 году их станет еще меньше – 7,4-7,5 млн голов7.

Вследствие недальновидной сельскохозяйственной политики, проводимой в постсоветский период президентом Б. Ельциным в так называемые «лихие 90-е» годы, и его преемником в начале 2000-х годов, приведшей к резкому сокращению мясо-молочного стада, собственное производство важнейших продуктов питания резко уменьшилось. Производство говядины, например, в 2006 г. составило всего 17,4% к уровню 1990 г., свинины – 29%, баранины – 6%8.

Разумеется, при резком сокращении поголовья крупного рогатого скота, овец в несколько раз сократилась и потребность в фуражном зерне, идущем на корм животным. Отсюда и образование излишков в стране фуражной пшеницы, которую в массовых объемах из-за ненадобности стали продавать за рубеж. И чем больше сокращали скот, тем больше становились излишки и росли экспортные поставки в другие страны. Как сообщал Росстат, в 2022 году Россия установила исторический рекорд, собрав 157,676 млн тонн зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки (+29,9% к 2021 году), из них пшеницы – 104,237 млн тонн (+37%). В 2023 году, по прогнозам аналитиков, валовой сбор зерна прогнозируется в объеме 128 млн тонн, включая 82,5 млн тонн пшеницы. При этом экспорт зерна, по оценкам Минсельхоза, в текущем сельхозгоду (с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года) может составить 60 млн тонн9.

Было бы правильным, на наш взгляд, не экспортировать в колоссальных объемах ценное фуражное зерно, а пустить его на изготовление комбикормов, как это делает предовая в сельскохозяйственном отношении Белгородская область, чтобы было чем кормить коров и других сельскохозяйственных животных, получая свое качественное мясо и натуральное молоко. Тогда бы и отпала необходимость в импорте значитй части пальмого масла, ввоз которого в нашу страну продолжается, несмотря на жесткие санкции в объеме свыше 1 млн тонн в год. Одна только Белгородская компания «Эфко», специализирующаяся на производстве жиров и маргаринов, импортировала в 2018 году 634 тыс. тонн пальмового масла, что составляет 68% всего импорта этой продукции в нашу страну
10. Только в 2021 году объем российского импорта пальмового масла составил более $1,2 млрд11. Не остановило импортеров и повышение вдвое НДС на пальмовое масло с 10 до 20%.

Без серьезного наращивания собственного животноводства, включая мясо-молочное, в современной России невозможно решить продовольственную проблему. Что касается продовольствия, производимого в России, то высшее российское руководство неоднократно проводит закрытые встречи с аграрными олигархами12. Цель этих совещаний ясна: повысить поголовье скота, объем посевных площадей и урожайности культур с целью снижения цен на продукты питания для населения страны.

Благодаря своевременно принятым мерам руководством Белгородской области, в том числе получившим свое правовое закрепление13, снижение поголовья коров было не только остановлено, но даже постепенно восстанавливалось после падения. Так, в 2019 г. в Белгородской области был зафиксирован рост в 4,3%14. Поголовье крупного рогатого скота в Белгородской области по состоянию на 1 января 2022 года составило уже 180 тыс. голов (рост на 2,4%). Это позволило значительно увеличить аграриям производство молока, мяса, других продуктов питания и значительно сократить импорт продовольствия. За один только 2021 год животноводы Белгородской области произвели 1 млн 740,5 тыс. тонн мяса в живом весе, в том числе свинины – 920,2 тыс. тонн и мяса птицы – 793,8 тыс. тонн. При этом производство молока за отчетный период выросло на 2,6% – до 556,8 тыс. тонн, яиц – на 1,1%, до 1 млрд 498,7 млн штук15.

Было бы правильным обобщить положительный опыт руководства Белгородской области, работу Губернатора Белгородской области, Белгородской областной Думы, Правительствы Белгородской области и иных органов исполнительной власти Белгородской области и передать для распространения в другие регионы Российской Федерации для творческого его использования, в том числе в сфере обеспечения импортонезависимости агропромышленного комплекса.

Авторы выражают надежду, что их монография будет в какой-то степени способствовать реализации этой благородной цели в условиях антироссийских санкций.

Глава 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ


1.1. Западные санкции и их влияние на Россию

Санкции – это меры воздействия одной стороны на другую, применяемые за несоблюдение договоров, общепринятых правил, угрозы безопасности. Западные антироссийские санкции – это многолетнее политическое, экономическое и иное давление иностранных государств на Российскую Федерацию. В рамках Коллективные санкции могут быть вводиться в соответствии с Уставом ООН, который предусматривает возможность применения санкций в случае угрозы международной безопасности. Однако для их реализации и контроля за соблюдением ООН обращается к национальным правительствам, как правило, к США и государствам, входящим в Европейский союз (ЕС). Отметим, что в США принят целый ряд законов, которые поддерживают правовой режим введения санкций. Санкции Президента США вводятся его указом, но могут быть продлены или отменены Конгрессом США. Конгресс США может вводить ограничительные меры, или изменять уже действующие санкционные режимы. Как правило, санкции вводятся для противодействия угрозам безопасности, терроризму, распространению оружия массового уничтожения, аннексии территорий, распространение наркоторговли, борьбы с нарушениями прав человека. Евросоюз также может вводить санкции, в дополнение к санкциям ООН и США или по собственным мотивам.

Санкции, введенные США, Евросоюзом и другими государствами против России в 2014 году, были направлены на ослабление экономики нашей страны. Изначально европейским и другим западным компаниям было запрещено экономическое сотрудничество с Россией, банкам было отказано в кредитах на срок более 90 дней, а также был запрещен длинный список экспорта современных технологий и комплектующих. Коллективный Запад отреагировал на начавшуюся 24 февраля 2022 года военную спецоперацию ужесточением санкций, добиваясь полной экономической и политической изоляции Российской Федерации. В январе 2023 года уже действовало девять пакетов комплексных антироссийских санкций (и готовился десятый), которые оказывали и будут оказывать замедляющее воздействие на российскую экономику. В то же время санкции, действуя бумерангом, снижают рост ВВП в Евросоюзе, повышают инфляцию и создают другие проблемы инициаторам антироссийских санкций.

Применение экономических санкций и их последующие увеличение по отношении к странам является неотъемлемой частью современной мировой экономики. Это связанно в первую очередь из-за глобализации торговых отношений между странами, увеличения спроса отношений товаров и услуг и их глобализация на мировом рынке. Ограничение экономического сотрудничества из-за тех или иных санкционных решений приводит к отрицательным последствиям и зачастую разрушает систему взаимоотношений, способствует увеличении инфляции, затупляет взаимодействие национальных экономических систем государств, что не сказывается положительно на их функционировании. В ответ на санкции зачастую выступают анти- или контрсанкции, с целью создание условий для преодоления санкций или их минимизации, в том числе переход на импортозамещение. Однако, как показала практика, не всегда удается добиться того экономического равновесия каким обладало государство до введённых санкций.


Вопросы теории и практики санкционной политики освещены в ряде зарубежных публикаций, монографий и научных статей. Среди них, в частности, исследования Addis A. (2003), Dajani M.S. (1983), Doxey M.P. (1987), Hufbauer G. C. (1985), Hufbauer G. C., Schott J. J., Elliott K. A. (1990) и другие16. В фундаментальной монографии «Пересмотр экономических санкций: история и текущая политика» Хафбауэр Г. К. исследует опыт применения 170 экономических санкций в ХХ веке, со времен Первой мировой войны до начала 1990-х годов. Авторы анализируют сильные и слабые стороны санкций, показывают эффект от их применения в холодной войне с Советским Союзом.

Влияние санкций на российскую экономику изучали такие отечественные ученые, как: Ф.А. Басов, С.В. Бахин, И.Ю. Еременко, И.Ф. Газизов, Р.М. Галиев, В.Л. Иноземцев, М.В. Клинова, А.П. Кошкин, В.В. Саюнов, Е.А. Сидорова и другие17. Обобщая публикации по истории антироссийских экономических санкций, следует отметить, что их авторы не отрицают негативное влияние, оказываемое на экономику стран, подвергшихся санкционному воздействию, но при этом подчеркивают, что политические цели практически не достигаются. Подвергнутые санкциям страны с течением времени успешно адаптируются к новым условиям. Российские исследователи отмечают, что инициаторы санкций сами несут ощутимые потери в экономике (ситуация в Германии и других государствах Евросоюза, сложившаяся к осени 2022 г., – яркий тому пример).

Анализ опубликованной научной литературы показал, что в российской историографии сугубо исторический аспект санкций недружественных государств по отношению к России исследован недостаточно. Не получили научного анализа и проблемы долгосрочного воздействия антироссийских санкций на экономику и социальную сферу, в целом социально-экономическое развитие нашей страны.

Санкционное давление на нашу страну имеет свою историю. Экономические санкции, как вид давления на советскую Россию, были введены бывшими царскими союзниками по Антанте после национализации предприятий и отказа от выплат по долгам Российской империи, носили ограничивающий развитие характер. Франция и Великобритания, позднее Германия, США, Канада, Италия и некоторые другие государства ввели полный запрет своим компаниям и предприятиям на все экономические отношения с молодой советской республикой. Санкции, просуществовавшие до 1925 г., устанавливали запрет на поставку в советскую Россию (с 1922 г. – СССР) современных (для того времени) технологий и товаров двойного назначения.


В этих условиях приходилось напрямую договариваться с зарубежными компаниями о техническом или технологическом сотрудничестве и закупке за границей новейшего оборудования, агрегатов и комплектующих. Если не удавалось таким образом обходить введенные санкции, то принимались меры по покупке в этих или иных фирмах специалистов, носителей экономических секретов. Советским правительством согласовывался список должностей иностранных специалистов высшей квалификации, прописывались вопросы их мотивации: высокая оплата труда, хорошие бытовые условия, а также предусматривалось обязательное условие – установление нормальных и деловых взаимоотношений с отечественными специалистами. В 1928 г. при Строительном комитете ВСНХ было образовано Центральное бюро иностранной консультации (ЦБИК), которое решало практические вопросы, связанные с привлечением иностранных конструкторов, инженеров и техников в тресты, строительные организации и проектные организации18.

Индустриализация, создание новых современных отраслей экономики, строительство передовых предприятий тяжелой и легкой промышленности, оснащенных по последнему слову науки и техники, требовали (помимо невиданного финансирования) привлечения десятков тысяч инженерно-технических специалистов: конструкторов, технологов, механиков и других носителей «ноу хау».

В конце 1920-х годов прошлого столетия страны Запада вводят новые экономические меры против СССР, отказываясь принимать в качестве платежного средства золото, настаивая на расчетах сырьем: нефтепродуктами, лесом, зерном. В 1930-е годы в качестве оплаты за поставки иностранных станков и оборудования стали принимать только зерно, что также было направлено на ограничение экономического развития СССР.

Очередные антисоветские санкции были применены в 1939 г. после начала советско-финской войны. США в декабре 1939 г. объявили эмбарго на торговые отношения с СССР. Был введен запрет на поставки авиатехники, комплектующих и материалов для авиационной промышленности.

В 1946 году между СССР и Западом началась холодная война. После нескольких лет сотрудничества и помощи по ленд-лизу США вновь ввели торговую блокаду Советского Союза. Санкционное давление осуществлялось в рамках «доктрины Трумэна», направленное на сдерживание СССР в ключевых сферах, включая экономику. В арсенал санкционного давления США были включены: заморозка активов суверенного государства, физических и юридических лиц; запрет на въезд в эту страну; ограничения на экспорт высоких технологий и товаров двойного назначения; ограничение доступа на финансовый рынок США; запрет на поставку вооружений и военной техники, другого экономического сотрудничества с объектами санкций и некоторые другие.