Файл: Конспектлекция по конфликтологии Введение Мы знаем, во все времена большинство конфликтов разрешалось по принципу илиили.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект-лекция по конфликтологии
1.Введение
Мы знаем, во все времена большинство конфликтов разрешалось по принципу «или-или». Или ты победитель, или — побежденный. Или ты празднуешь, или — страдаешь. Или ты выигрываешь, или — проигрываешь. И это на всех уровнях, начиная от взаимоотношений в семье и кончая межгосударственными взаимоотношениями. Этот принцип, хотим мы это признать или не хотим, стал нашей «плотью и кровью». Даже когда мы от всей души желаем, чтобы в конфликте не было пострадавших, наше мышление зачастую неуклонно, как по рельсам, соскальзывает на ту же дорожку и заколдованный круг замыкается.

Конфликты сопровождают нашу жизнь от рождения до самого последнего дня. Но это вовсе не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми ситуациях обязательно должна быть проигравшая и выигравшая сторона. Выиграть могут обе!

И тогда тот потенциал, та энергия, генератором и аккумулятором которой является каждый конфликт, из разрушающей превратится в творческую.

Существует алгоритм поведения в конфликтной ситуации, следуя которому Вы можете добиться наилучших последствий как для себя так и для противоположной стороны.

Выиграть может каждый» — это новая концепция выигрыша, которая не подразумевает проигрыша другой стороны. Ее цель — показать, что любое взаимоотношение может быть взаимовыигрышным.
1.1 Понятие конфликата
Будучи индивидами с различными потребностями, вкусами, взглядами и ценностями, мы, увы, не можем избежать конфликтов. Все дело в том, как к ним подойти.

Конфликт может разразиться по поводу громкой музыки у соседей, из-за того, кому мыть посуду или кому выполнять ту или иную работу. Если люди относятся нетерпимо к профессиональным, социальным, моральным, культурным, религиозным, политическим или иным различиям между ними, конфликт неизбежен, и его последствия зачастую бывают тяжелыми. Конфликт может также послужить стимулом к переменам и толчком к прогрессу. Хотя навыки по разрешению конфликтов вовсе не гарантируют полного их разрешения во всех случаях, они могут предоставить новые возможности для расширения знаний о себе самом и других.

Конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным, в зависимости от того, как мы его разрешим. Он редко бывает застойным — перемены возможны в любое время. Наша жизнь может стать менее тягостной, если мы научимся предвосхищать возможный конфликт и подходить конструктивно к его разрешению.


1.2 Сигналы конфликта


1) Кризис - кризис как сигнал достаточно очевиден. Когда человек рвет свою связь с партнером по работе или по любви, ясно, что, судя по всему, мы имеем дело с неразрешенным конфликтом;

2) Напряжение - еще один очевидный сигнал. Состояние напряжения искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений. Наши чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются к худшему. Сами взаимоотношения с ним становятся источником непрерывного беспокойства.

3) Недоразумение - мы зачастую впадаем в недоразумения, делая ложные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания. Иногда недоразумение вызвано тем, что данная ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из ее участников.

4) Инциденты - сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, несущего в себе зерно конфликта, обычно незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается, при этом незначительный инцидент может, будучи неверно воспринятым, привести к эскалации конфликта.

5) Дискомфорт - интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае к интуиции полезно прислушаться, более того, ее надо приветствовать. В другой ситуации ничего иного сделать нельзя, кроме как оставаться начеку. Если вы научитесь опознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, вы можете зачастую предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и кризисов.


1.3 Основные модели поведения в конфликте


1) Уход - если вы физически или эмоционально уходите от конфликта (возможно, из опасения конфронтации), вы отнимаете у себя возможность принять участие в дальнейшем развитии ситуации. Уход от конфликта может быть тем не менее вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает ваших прямых интересов и ваша невовлеченность в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также полезен, если он привлекает внимание к запущенному кризису.

2) Подавление - мы отказываемся признать наличие конфликта в том случае, если мы пытаемся поддержать добрые отношения любой ценой. Тем не менее, подавление может быть разумной тактикой, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может вносить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе, или в том случае, если ваш оппонент не готов пока выслушать вас. Бывают и такие случаи, когда вы можете сохранить добрые отношения, предпочтя такт честности «во что бы то ни стало». Конфликты иногда сами разрешаются только за счет того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения.



«Мир любой ценой» может быть опасен.

Подавление серьезного конфликта означает, что вы не затрагиваете главные спорные вопросы. Если вы храните молчание, ваш оппонент не знает, что происходит в вашей душе. Даже если он и догадывается, что что-то не в порядке, ему трудно узнать, что за этим стоит.

3) выйграть/проиграть - предпочтение тактики «выиграть/проиграть» нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения. Она отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта тактика оказывается необходимой и в том случае, если определенное лицо, облеченное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она несомненно оправданна, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия «выиграть/проиграть» редко приносит долгосрочные результаты — проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытается саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества. Остерегайтесь побежденного.

4) Коипромисс - компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник их чего-то добился. Это кажется справедливым: «Сколько вам?», «Сколько мне?» Однако такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, раз мы не можем увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами — уже достижение.Можно ли добыть шкуру медведя большего размера?Недостатки компромисса в том, что одна сторона может, например, раздуть свою позицию, чтобы потом показаться великодушной. Или сдать свои позиции намного раньше другой. В таких случаях, ни одна сторона не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет ее нужд. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть далеко не самым оптимальным исходом переговоров.

5) выйграть/выйграть - мы можем добавить еще одну стратегию, пополняющую по-настоящему действенный набор приемов для разрешения конфликтов — стратегию «выиграть/выиграть». Для многих наличие победителя автоматически означает наличие побежденного. Это верно в отношении спортивных состязаний, но не всегда верно в других сферах жизни. Во многих случаях каждый участник может выиграть что-то. Вместо: «Я должен выиграть и поэтому я должен помешать выиграть тебе», — попробуйте: «Я хочу выиграть и хочу, чтобы ты тоже выиграл!» Вместо: «Они больше и сильнее меня, и поэтому я должен либо перехитрить их, либо сдаться», попробуйте: «Не я против них, но я с ними».



Я хочу выиграть и хочу, чтобы вы выиграли тоже.


2. Алгоритм принцыпа выйграть/выйграть
1) Узнайте, почему они хотят того, чего они хотят;

2) Быть может, разногласия компенсируют друг друга в каком-то аспекте? (установите потребности, а не только цель);
3) Каковы варианты решений;
4) Сотрудничество (точки соприкосновения).

Помните, что вы партнеры, а не оппоненты.


Предположим, что у вас есть прямые конкуренты в продвижении по службе, или противник на службе больше, сильнее или способнее?

Попробуйте перестать волноваться по поводу соперников и уделите главное внимание собственным усилиям. Конкуренция всегда предоставляет возможность улучшить работу вне зависимости от ее исхода. Получение желанного поста может быть, а может и не быть победой. Подлинная победа состоит в том, что вы максимально приложили свои способности. Поднимите уровень своего профессионализма, не тратя энергию на подрыв шансов вашего соперника. ( пример из дзен - как сделать линию короче?)
3. Творческий подход в решении конфликта (проблема или новая возможность?) - 4 шага

1) реакция или сознательный отклик.

Под реакцией мы подразумеваем импульсивное поведение, особенно когда вам кажется, что вы не можете его контролировать или найти иной выход. Вы видите причину вашей реакции в ком-то или в чем-то. Под сознательным откликом мы подразумеваем продуманное поведение, при котором вы чувствуете себя хозяином положения и сохраняете самообладание.
2) взгляните на ситуацию так, как она есть.

Это не означает, что она должна вам нравиться: нужно просто принять ее такой, какая она есть в настоящий момент. Если вы боретесь с чем-то или полны критики, вы не принимаете ситуацию, так, как она есть. Когда вы действительно осознали ситуацию, вы это почувствуете. Это осознание может сопровождаться вздохом или мыслями вроде: «Ну что ж, таково положение. Быть может, стоит признать факты и попытаться найти какой-то выход».Признайте истинное положение вещей.

Прежде всего посмотрите на положение в настоящий момент. Начиная с этого, легче опознать новые возможности. Как только проблема признается, она сразу станет более разрешимой. Если у кого-то плохое настроение, наискорейший путь его изменения — признать факт плохого настроения.


Мера совершенства - сколько времени вы тратите на размышления о том, каким положение могло бы быть в идеале, не признавая его таким, как оно есть? Есть ли у вас какие-то предвзятые представления о том, как все должно быть? Как должны вести себя люди? Что должно произойти? Как люди должны обращаться с вами? И как вы должны обращаться с ними?

Уверены ли вы, что вы правы? А как насчет нас самих? Как часто мы прилагаем мерку совершенства к себе? «Если я не могу сделать это как следует, лучше мне и не пробовать»: «Я боюсь, что мое публичное выступление никому не понравится»: «В порядке ли моя прическа?»; ««Сделал ли я все, что мне полагалось сегодня?»: «Я опять переел»; «У меня никогда не выходит»
3) Чему мы можем научиться в данной ситуации?

До тех пор пока, мы будем прилагать к миру (и к себе самим) меру совершенства, нам будут приходить на ум мысли вроде: «Вышло ли это у меня (у них) как надо?»: «Провалил ли я (они) дело?»; «У меня не вышло (вышло) как следует»; «Мне лучше не пробовать, не дай Бог провалюсь»: «В прошлый раз у меня не вышло, так что лучше не пытаться опять»; «Они недостаточно приятные (или хорошие) люди, я их не буду больше ни о чем просить».

Как трудно идти по жизни, опираясь на посошок, сделанный по мерке совершенства! Измените ваш подход в основе. Смотрите на ситуацию как она есть и только потом какой она может быть. Ищите!

Смените ваш подход и ваши мысли на нечто подобное: «То, как они сделали это, достаточно интересно.

Чему я могу научиться на этом примере?»: «Если я пойду на это, я могу чему-то научиться»; «Как я могу улучшить результат в следующий раз?»; «Чем я могу остановить его постоянные жалобы?»; «К чему я еще могу прибегнуть, для того чтобы дети помогали мне мыть посуду?»; «На что новое высвободились наши ресурсы в результате потери последнего многомиллионного заказа?».И жизнь станет прекрасной и удивительной!

Важно отметить, что творческий подход не означает замазывания существующих трудностей. Притворяться, что все прекрасно, когда на деле это вовсе не так, все равно что наводить глянец на гнилое яблоко. Это не имеет ничего общего с творческим подходом. Бесполезно делать вид, что совершенная ошибка не требует исправления или что вы выполнили работу хорошо, когда на деле испоганили ее. Вы вовсе не обязаны притворяться, что вам нравится выслушивать чьи-то жалобы, или вести себя так, как будто вам все равно, получите ли вы нужную помощь или нет. Вы знаете, что вы должны переосмыслить положение и произвести перегруппировку сил, если вы потеряли важный контракт. При творческом подходе вы признаете ваши чувства по поводу любой из этих ситуаций, а затем смотрите, какой урок из них можно извлечь. Когда снова перестал работать водопровод или отопление, когда вас опять обругал продавец в магазине, когда ваши дети в который раз прошлись в грязных калошах по свежевымытому полу, что можно еще сделать, кроме как извлечь какой-то урок? Можно, конечно, накричать на кого-то или расплакаться. Более того, вполне возможно, что вам надо как-то разрядиться. Ну, а потом? Подумать, что надо сделать, чтобы этого больше не было, или посмотреть, какую пользу можно еще извлечь из данной ситуации. В этом заключается творческий подход, который снова выведет вас на правильный путь.