Файл: Теоретические основы правового регулирования пособия по 8 временной нетрудоспособности 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы правового регулирования пособия по

временной нетрудоспособности

1.1. Понятие пособия по временной нетрудоспособности, право на получение пособия

Функции пособия по временной нетрудоспособности

1.3.Принципы правового регулирования пособия по временной нетрудоспособности

Глава 2. Особенности правового регулирования назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности

2.1. Условия возникновения и отличительные признаки пособия по

временной нетрудоспособности

2.2. Расчет размера пособия по временной нетрудоспособности

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа утверждены приказом Минздравсоцразвития России11.

 2.3. Направления совершенствования правового регулирования

обеспечения пособием по временной нетрудоспособности

Заключение

Список использованных источников информации

Приложения


Лицами, работающими по трудовым договорам, признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со ст.4.5 Закона № 255-ФЗ.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, который определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Назначение и выплата пособия осуществляются работодателем по месту работы (службы) застрахованного лица, кроме следующих случаев:

  • если страхователь зарегистрирован на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, назначение и выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом страховщика;

  • в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособия застрахованному лицу, назначение и выплата пособия осуществляются территориальным органом страховщика.


В случае если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие назначается и выплачивается ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособие назначается и выплачивается ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособие назначается и выплачивается ему, либо страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

 
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9

Функции пособия по временной нетрудоспособности




При исследовании понятия пособия по временной нетрудоспособности важное значение имеет рассмотрение вопроса о его функциях.

Функции пособий по временной нетрудоспособности необходимо рассматривать через призму более общего механизма функционирования всей системы социального обеспечения и права социального обеспечения. В правовой литературе выделяют следующие основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, производственная, социально-реабилитационная, демографическая, духовно-идеологическая, защитная.

Большинство из названных функций присущи пособию по временной нетрудоспособности как одному из видов социального обеспечения. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства.

Экономическая функция социального обеспечения отражает основные его задачи: замещение заработка (дохода) связанного с трудом, тем лицам, которые его утратили в силу возможных жизненных обстоятельств; в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами; в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Применительно к пособию по временной нетрудоспособности экономическая функция проявляется в определения круга лиц, имеющих право на получение пособия, конкретных страховых случаев, дающих право на получение денежных выплат из специального фонда определения условий, порядка предоставления и размеров пособий по временной нетрудоспособности.

Экономической основой функционирования распределительного механизма пособия по временной нетрудоспособности является специально созданный Фонд социального страхования РФ, аккумулирующий страховые взносы и распределяющий денежные средства согласно установленным нормативам и фактическим расходам страхователей по выплате пособий. Достаточность средств в этом фонде и их постоянное поддержание – это главная цель государства.

От состояния, объема этих средств зависит экономическая основа обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. В настоящее время уровень данных средств не отвечает требованиям многих международных норм, например конвенции МОТ 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку.


Эта функция призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения. Данная функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. Так, в 1999г. введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи – бедность.

Появился новый субъект социального обеспечения – граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Социальное обеспечение тесно связано с общественным производством и влияет на него. Она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Производственная функция социального обеспечения служит укреплению и развитию производства, так как усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работников.

В литературе отмечается, что нормы права социального обеспечения влияют на производство косвенным образом, воздействуя на поведение людей путем регулирования условий и уровня материального обеспечения и обслуживания за счет специальных общественных фондов потребления. Однако в случае пособия по временной нетрудоспособности влияние производственной функции является прямым. Зависимость размера пособия от заработка работников, непосредственно воздействуют на их производственную деятельность, стимулируя непрерывный производительный труд. Кроме того, обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности имеет и превентивное значение, состоящее в предупреждении профессиональных заболеваний и иных нарушений функций организма, могущих повлечь стойкую утрату трудоспособности с прекращением или ограничением трудовой активности. Социально-реабилитационная выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению правового статуса престарелых и нетрудоспособных граждан и охране здоровья всех граждан.


Применительно к пособию по временной нетрудоспособности данная функция организовывает восстановление физических и иных способностей нетрудоспособных, так как выплата пособия создает условия для восстановления способности к общественно полезной трудовой деятельности. Демографическая функция реализуется посредством воздействия на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, рождаемость.

Данная функция находит проявление в правовых нормах, направленных на материальное стимулирование семьи (выплата пособий по уходу за больным ребенком, предоставление льгот при исчислении непрерывного трудового стажа и определении размеров пособий многодетным и одиноким родителям, круглым сиротам). Духовно-идеологическая функция включает в себя идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

В основе существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала, которые входят в содержание принципов социального обеспечения.

Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий жизненных ситуаций, в данном случае - временной нетрудоспособности. Именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо их защита в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем являются основным назначением социального обеспечения. В нашем случае это происходит путем выплаты пособия за время нетрудоспособности.

Анализ указанных функций приводит к выводу о том, что применительно к пособиям по временной нетрудоспособности они имеют различную значимость. Как представляется, ведущая роль должна принадлежать тем функциям, которые непосредственно вытекают из целевого назначения пособий по временной нетрудоспособности. Основная цель предоставления пособий - создание для застрахованных достаточных материальных условий для восстановления трудоспособности.

Именно в этом состоит их экономическое и социальное назначение. Исходя из этого, превалирующими из названных функций в правовом регулировании пособий по временной нетрудоспособности являются экономическая, защитная, социально-реабилитационная функции.