Файл: Теоретические основы правового регулирования пособия по 8 временной нетрудоспособности 8.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования пособия по
1.1. Понятие пособия по временной нетрудоспособности, право на получение пособия
Функции пособия по временной нетрудоспособности
1.3.Принципы правового регулирования пособия по временной нетрудоспособности
2.1. Условия возникновения и отличительные признаки пособия по
2.2. Расчет размера пособия по временной нетрудоспособности
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа утверждены приказом Минздравсоцразвития России11.
2.3. Направления совершенствования правового регулирования
обеспечения пособием по временной нетрудоспособности
1.3.Принципы правового регулирования пособия по временной нетрудоспособности
Принципы правового регулирования пособия по временной нетрудоспособности. Под правовыми принципами в юридической науке понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.
В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов меняются. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки. Таким образом, правовые принципы - закрепленные в нормах права основные руководящие положения, начала, устои или идеи, характеризующие наиболее существенные черты правового регулирования.
Основой для разработки совокупности принципов правового института пособий по временной нетрудоспособности могут служить принципы права социального обеспечения. В связи с отсутствием общего кодифицированного акта, регулирующего социально-обеспечительные отношения, четко выделить принципы права социального обеспечения не возможно. В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых признаков: общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые.
Общеправовые выводятся из положений Конституции РФ 1993г. К ним относятся: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и др. Межотраслевые принципы вытекают из общеправовых принципов.
К межотраслевым принципам относятся те, которые наиболее характеры для отраслей, близких друг к другу по содержанию своих правовых норм, регулирующих общественные отношения.
Право социального обеспечения наиболее близко соприкасается с такими отраслями права как трудовое, семейное. Поэтому общими для этих отраслей являются такие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество.
Наиболее удачными представляется формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой:
-
осуществление социального обеспечения за счет средств как страховых платежей, так и средств бюджета; -
дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; -
обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; -
гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми; многообразие видов социального обеспечения; -
участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
Принципы всеобщности (универсальности) социального обеспечения, всесторонности и многообразия его видов применительно к пособию по временной нетрудоспособности реализуются в принципе обязательности обеспечения пособием всех застрахованных во всех случаях утраты ими трудоспособности.
Принцип доступности реализуется в двух аспектах: условия обеспечения реально достижимы и законодательство возлагает на соответствующие государственные органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых документов.
Принцип осуществление социального обеспечения за счет средств как страховых платежей, так и средств бюджета реализуется в том, что источником выплаты пособия по временной нетрудоспособности является специально образованный Фонд социального страхования Российской Федерации.
Денежные средства Фонда социального страхования РФ являются федеральной государственной собственностью, не входят в состав бюджетов всех уровней и подлежат использованию исключительно на цели социального страхования. Отраслевой принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового вклада и некоторых других обстоятельств проявляется в зависимости размеров пособия от заработка.
Дифференциация размеров пособия в зависимости от причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств, с принятием ФЗ[14], утратила свое значение. Данный закон отменил предоставление льгот по выплате пособий по временной нетрудоспособности многодетным и одиноким родителям, а также другим категориям граждан. Принцип обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума означает, что пособие по временной нетрудоспособности не может быть ниже прожиточного минимума.
В настоящее время данный принцип не реализован, так как согласно3 пособие по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Принцип гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми, выражается в том, что государство признает социально-значимым временную потерю человеком трудоспособности и свою обязанность по предоставлению социальной помощи. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в принципе участия общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав[16]. До настоящего времени на многих предприятиях сохранились общественные органы - комиссии по социальному страхованию, избираемых трудовыми коллективами предприятий – которые выполняют функцию общественного контроля за правильностью назначения и выплаты пособий. Также данный принцип может быть реализован на уровне предприятий в коллективном договоре путем отмены ограничения максимального размерам пособия.
Глава 2. Особенности правового регулирования назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности
2.1. Условия возникновения и отличительные признаки пособия по
временной нетрудоспособности
Пособия по временной нетрудоспособности обладают отличительными признаками, которые выделяют их из других видов социального обеспечения.
Первым отличительным признаком этих пособий является юридическое основание обеспечения, т.е. временная нетрудоспособность как страховой случай.
Исходя из положений4, обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:
-
утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма); -
необходимости осуществления ухода за больным членом семьи; -
карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным; -
осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; -
долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
Пособие в указанных выше случаях, выплачиваются в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма застрахованного лица, наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования
Второй отличительный признак данного пособия состоит в том, что оно выплачивается в качестве утраченного заработка. Потому исключается возможность получения пособия наряду с оплатой труда.
Третий признак - его размер исчисляется из заработка застрахованного лица.