Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2160

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.
Назовите требования и условия, обязательные к исполнению при организации предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств собственными силами субъекта транспортной
деятельности.
7.
Допустимо ли осуществление предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств силами сторонних организаций, и если «да», то при соблюдении каких условий?
8.
Перечислите перспективы регламентации процедур и механизмов
предрейсового или предсменного контроля технического состояния
транспортных средств, основанные в том числе, на применении системного подхода к организации и технологии его проведения.
9.
Назовите объективные предпосылки для
снижения
суммарной
продолжительности предрейсового или предсменного контроля технического
состояния транспортного средства.
10.
Назовите объективные предпосылки для снижения трудоемкости
предрейсового или предсменного контроля технического состояния
транспортного средства.
11.
Перечислите перспективные направления развития организационных форм
контроля технического состояния транспортных средств методы и способы их реализации.
12.
Поясните, почему Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в отношении ряда узлов, агрегатов и систем предполагает проверку исправности, а в отношении других – проверку работоспособности?
13.
Перечислите основные нормативные и организационные документы, составляющие правовую основу деятельности контролера технического
состояния транспортных средств.
14.
Назовите известные Вам профессиональные компетенции контролера
технического состояния транспортных средств, цели, способы и формы их совершенствования.
15.
Что такое «модель компетенций контролера технического состояния
транспортных средств» и для достижения каких целей она может быть использована субъектом транспортной деятельности?
120

5.
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДРЕЙСОВОГО ИЛИ ПРЕДСМЕННОГО
КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20

Тематический план:
5.1.
Техническое диагностирование транспортных средств.
5.2.
Комплекс устройств и средств технического диагностирования для проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
5.3.
Контрольно-технический пункт предрейсового (предсменного) контроля технического состояния транспортных средств.
5.4.
Оборудование осмотровой канавы.
5.5.
Площадка для проверки действия тормозной системы.
5.6.
Рабочее место для проверки внешних световых приборов.
5.7.
Парковка (стоянка) для хранения и проведения ежедневного обслуживания транспортных средств.
5.1.
Техническое диагностирование транспортных средств.
Техническое диагностирование представляет собой процесс определения технического состояния транспортного средства и его компонентов без их разборки, посредством измерения диагностических параметров и сопоставления их с нормативными значениями, установленными нормативно-технической документацией.
При диагностировании допустимо выполнять регулировочные работы, не требующие значительных трудовых затрат.
Целью технического диагностирования транспортных средств является прогнозирование момента наступления неисправного состояния, определение потребности в проведении отдельных операций технического обслуживания или ремонта и оценка качества выполнения работ.
Основными задачами технического диагностирования являются:
− выявление транспортных средств, техническое состояние которых не соответствует требованиям безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды;
− уточнение параметров, выявленных в процессе эксплуатации отказов и неисправностей;
− установление потребности в проведении отдельных видов работ технического обслуживания и ремонта транспортного средства;
− выявление скрытых неисправностей и дефектов;
− выявление перед техническим обслуживанием неисправностей, для устранения которых необходимы трудоемкие регулировочные либо ремонтные работы;
− выявление и уточнение перед текущим ремонтом причин отказов и неисправностей;
121

− уточнение выявленных в процессе проведения технического обслуживания и текущего ремонта характера и причин отказов или неисправностей;
− контроль качества технического обслуживания и ремонта;
− прогнозирование остаточного ресурса транспортного средства и его компонентов;
− выдача информации о техническом состоянии транспортных средств для планирования, подготовки и управления производством технической эксплуатации транспортных средств.
По назначению, объему работ, месту в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта, диагностирование подразделяется на общее диагностирование (Д-1) и локальное (углубленное) диагностирование (Д-2). Кроме того, для обнаружения и устранения неисправностей в процессе технического обслуживания и текущего ремонта используется диагностирование (Др).
Д-1 (общее) предназначается, главным образом, для определения технического состояния агрегатов, узлов и систем транспортного средства, обеспечивающих БДД (тормозные системы, рулевое управление, приборы освещения и сигнализации, стеклоочистители и т.д.). При Д-1 устанавливается возможность дальнейшей работы транспортных средств без регулировочных и ремонтных работ, а также необходимость проведения для отдельных компонентов локального диагностирования Д-2.
Д-2 (локальное, углубленное) проводится с целью определения мощностных и экономических показателей и технического состояния компонентов транспортных средств, выявления дефектов, включая скрытые, с установлением их места, причины и характера, выявления неисправностей транспортного средства, устранение которых требует выполнения работ при ТО-2 или ТР. По результатам
Д-2 составляется углубленный диагноз технического состояния транспортного средства, устанавливаются объемы ремонтных воздействий, необходимых для восстановления работоспособности и поддержания исправного технического состояния транспортного средства до очередного Д-2.
Перед Д-2 и при его выполнении проводятся необходимые подготовительные работы в соответствии с принятой технологией диагностирования, как, например, подкачка шин, установка транспортного средства на стенд, присоединение датчиков, прогрев двигателя и других агрегатов до рабочей температуры и т.п. В процессе Д-2 также допускается выполнение регулировочных работ механизмов и узлов (без их демонтажа), предусмотренных технологией диагностирования.
Диагностирование Др (ремонтное) выполняется по потребности и предназначено для контроля технического состояния транспортных средств и обнаружения неисправностей в процессе технического обслуживания и текущего ремонта, для уточнения объема выполнения регулировок, для контроля качества текущего ремонта.
122


Диагностирование транспортных средств субъектами транспортной деятельности организуется и проводится в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов, технических актов и нормативно- технических документов:

Приказ Министерства транспорта РФ от 8.08.2018 г. № 296 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» [48];

ГОСТ 25044-81 Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин.
Основные положения [72];

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки [95];

РД 200-РСФСР-15-0150-81, РД-200-УССР-90-82. Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта [107];

РД 200-РСФСР-15-0179-83. Руководство по организации технологического процесса работы службы технического контроля АТП и объединений [109];

РД 200-РСФСР-12-0071-86-14. Контроль обеспечения требований безопас- ности к подвижному составу в автотранспортных предприятиях [110];

РД 46448970-1040-99. Номенклатура параметров диагностирования автомобилей и автобусов [115];

МУ-200-РСФСР-15-0201-83. Порядок применения типовой нормативно- технической документации по диагностированию, техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей при разработке документации для конкретных АТП и БЦТО [127].
5.2.
Комплекс устройств и средств технического диагностирования для
проведения предрейсового или предсменного контроля технического
состояния транспортных средств.
Выполнение субъектами транспортной деятельности обязанности по проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств требует соответствующего ресурсного и материального обеспечения, к которому, в первую очередь, относятся средства производства, включающие в свой состав диагностическое оборудование и объекты производственно-технической базы (здания, сооружения, помещения, устройства и территории), обеспечивающие необходимые условия для проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
Диагностическое оборудование представляет собой вид технологического оборудования, включающего в свой состав технические устройства для задания режимов работы транспортного средства (компонента транспортного средства) и средства измерений диагностических параметров (показателей) транспортного средства (компонента транспортного средства). В состав технологического
123

оборудования для технического диагностирования кроме диагностического оборудования также входят отдельные средства измерений (приборы) и приспособления для измерения показателей технического состояния транспортных средств.
Формирование перечня диагностического оборудования для проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств субъектами транспортной деятельности осуществляется на основе:
− перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, и соответствующих требований безопасности к их техническому состоянию;
− требований к оборудованию для проверки технического состояния транспортных средств, установленных действующими нормативными правовыми актами, техническими актами и нормативно-техническими документами;
− методов проверки технического состояния транспортных средств по условиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности;
− обязательных параметров и операций проверки, установленных методами проверки технического состояния транспортных средств по условиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности
(номенклатура показателей и погрешности их измерений, требования к сопутствующим условиям и т.д.);
− анализа требований к оборудованию, используемому при реализации аналогичных механизмов проверки технического состояния транспортных средств, к которым, в первую очередь, относится технический осмотр транспортных средств;
− анализа нормативно-технической документации и практического опыта в сфере технической эксплуатации транспортных средств по проведению диагностики технического состояния транспортных средств;
− анализа современного рынка оборудования для проверки технического состояния транспортных средств.
На основе перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, и соответствующих требований безопасности к их техническому состоянию, производится установление функционального назначения диагностического оборудования для проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
Так как в целом технологическое оборудование для предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств по своему функциональному назначению является средствами измерений, то основным нормативным правовым актом, устанавливающим требования к оборудованию для предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, является Федеральный закон Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 102-
ФЗ «Об обеспечении единства измерений» [10].
124


Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик
(методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе, при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений. В общем случае, процедура по отнесению технических средств к средствам измерений регулируется приказом
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.06.2013 г.
№ 971 «Об утверждении административного регламента по предоставлению
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений» [55].
Так как измерения при проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств выполняются при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, обеспечении безопасности дорожного движения и реализации мероприятий государственного контроля (надзора), то на них распространяется сфера государственного регулирования по обеспечению единства измерений.
В указанной сфере к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями
Федерального закона Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» [10], а также, обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования.
Таким образом, измерения, проводимые при предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств, должны выполняться средствами измерений утвержденного типа и прошедшими поверку.
Утверждение типа средств измерений осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) и представляет собой документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний средств измерений в целях утверждения типа. Сроки и последовательность административных процедур (действий) Росстандарта (его структурных подразделений и должностных лиц) при взаимодействии с заявителями государственной услуги по утверждению типа средств измерений регулируются
125