Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2164

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональные компетенции контролера технического состояния
транспортных средств.
Уровень компетенций контролера технического состояния транспортных средств должен соответствовать обеспечению эксплуатационной безопасности подвижного состава, при этом, совокупность компетенций контролера, определяемых на основе анализа его профессиональной деятельности, будет составлять основу модели компетенций.
Модель компетенций представляет собой набор ключевых компетенций контролера технического состояния транспортных средств с конкретными показателями их проявления, позволяющими ему успешно выполнять трудовые функции.
При формировании модели компетенций используются следующие термины и определения:
Компетенция (от лат. Competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта и личностных качеств при решении задач в определенной области.
Ключевые компетенции – компетенции специалистов наиболее важные для предприятия на определенном этапе его развития.
Компетентность – результат обладания специалистом компетенциями, то есть соответствующими знаниями, умениями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить о той или иной области деятельности и успешно действовать в ней.
Общекультурные компетенции (ОК) – совокупность знаний, умений и навыков, формирующих способность специалиста ориентироваться в вопросах человеческой культуры, эффективно пользоваться ее достижениями.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) – совокупность знаний, умений и навыков специалиста, формирующих его способность к освоению опыта, ценностей и развивающейся среды профессионального направления.
Профессиональные компетенции (ПК) – совокупность знаний, умений и навыков специалиста, формирующих его способность к применению методов, способов и алгоритмов при выполнении профессиональных функций.
Профессионально-специализированные компетенции (ПСК) – совокупность знаний, умений и навыков специалиста, формирующих его способность к выполнению специфических профессиональных функций.
Модель компетенций контролера технического состояния ТС может быть использована для решения ряда важных для субъектов транспортной деятельности задач:

Подбор специалистов. Модель компетенций значительно облегчает подбор специалистов, так как требования максимально формализованы, понятны и для сотрудников по подбору персонала, и для претендентов на должность.
Интуитивные подходы при этом сведены к минимуму.
110



Оценка специалистов. Модель компетенций с набором требований к должности является работающим механизмом, с помощью которого определяется текущий уровень компетентности контролера технического состояния транспортных средств и перспективы его профессионального роста. Модель мотивирует контролера на развитие определенных качеств и навыков, необходимых для эффективной работы.

Установление стандартов качества и эффективности деятельности.
Модель компетенций должна предусматривать разные уровни владения знаниями, умениями и навыками, от минимально необходимого до максимального, который определяет самый эффективный уровень.

Разработка программ дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) контролеров. На основании модели компетенций возможна разработка программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), с помощью которых можно существенно улучшить качество выполнения трудовых функций контролером технического состояния транспортных средств, как по всей совокупности компетенций, так и по отдельным компетенциям, выбранным на основании оценочных процедур.
Для формирования модели компетенций необходимо рассмотреть компетенции, представленные в образовательных программах ФГОС СПО по специальности 23.02.03 – «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.05 - «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного), результат позволит определить компетенции, позволяющие эффективно выполнять трудовые функции контролера технического состояния транспортных средств.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Т
ехническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 г. № 383 [67] представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по указанной специальности (квалификация – старший техник) с
областью профессиональной деятельности, включающей:
− организацию и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта,
− организацию деятельности первичных трудовых коллективов.
Объекты профессиональной деятельности:
− автотранспортные средства;
− техническая документация;
− технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
− первичные трудовые коллективы.
Виды профессиональной деятельности (техник):
111


− техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
− организация деятельности коллектива исполнителей;
− выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Виды профессиональной деятельности (старший техник):
− техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
− организация деятельности коллектива исполнителей;
− разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспорта;
− подбор технологического оборудования для производственных целей;
− выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Профессиональные компетенции, соответствующие видам деятельности:
1.
Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
2.
Организация деятельности коллектива исполнителей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
3.
Разработка
технологической
документации
для
технического
обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспорта.
ПК 3.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства.
ПК 3.2. Владеть информацией о взаимозаменяемости узлов и агрегатов автотранспортного средства и способах повышения их эксплуатационных свойств.
ПК 3.3. Разрабатывать технологическую документацию.
ПК 3.4. Владеть методикой тюнинга автомобиля.
4.
Подбор технологического оборудования для производственных целей.
ПК 4.1. Определять остаточный ресурс производственного оборудования.
ПК 4.2. Производить выбор нового оборудования по совокупности экономических и эксплуатационных показателей.
ПК 4.3. Знать правила безопасного использования производственного оборудования.
5.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих.
112


Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности
23.02.05 Эксплуатация
транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 г. № 387 [68], представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по указанной специальности (базовая квалификация − техник-электромеханик) с областью профессиональной деятельности, включающей:
− эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики;
− организацию работы первичных трудовых коллективов; разработку технологических процессов и конструкторской документации для производства, технического обслуживания и ремонта изделий транспортного электрооборудования и автоматики;
− выбор технологического оборудования и технологической оснастки для производственных целей;
− диагностирование деталей, изделий и систем транспортного электрооборудования и автоматики.
Объекты профессиональной деятельности:
− детали, узлы и изделия транспортного электрооборудования и автоматики;
− техническая документация, технологическое и диагностическое оборудование;
− первичные трудовые коллективы.
Виды профессиональной деятельности:
− эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики.
− организация деятельности коллектива исполнителей.
− участие в конструкторско-технологической работе.
− проведение диагностирования транспортного электрооборудования и автоматики.
− выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Профессиональные компетенции, соответствующие видам деятельности:
1.
Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики.
ПК 1.1. Организовать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт изделий транспортного электрооборудования и автоматики.
ПК 1.2. Контролировать ход и качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортного электрооборудования и автоматики.
ПК 1.3. Контролировать техническое состояние транспортного электрооборудования и автоматики, находящихся в эксплуатации.
ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости и отчетную документацию.
2.
Организация деятельности коллектива исполнителей.
113


ПК 2.1. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 2.2. Планировать и организовывать производственные работы.
ПК 2.3. Выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях.
ПК 2.4. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.
ПК 2.5. Оценивать экономическую эффективность эксплуатационной деятельности.
ПК 2.6. Обеспечивать соблюдение техники безопасности на вверенном производственном участке.
3.
Участие в конструкторско-технологической работе.
ПК 3.1. Разрабатывать технологические процессы изготовления и ремонта деталей, узлов и изделий транспортного электрооборудования в соответствии с нормативной документацией.
ПК 3.2. Проектировать и рассчитывать технологические приспособления для производства и ремонта деталей, узлов и изделий транспортного электрооборудования в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (далее − ЕСКД).
ПК 3.3. Выполнять опытно-экспериментальные работы по сокращению сроков ремонта, снижению себестоимости, повышению качества работ и ресурса деталей.
ПК 3.4. Оформлять конструкторскую и технологическую документацию.
4. Проведение диагностирования транспортного электрооборудования и
автоматики.
ПК 4.1. Определять техническое состояние деталей, узлов и изделий транспортного электрооборудования и автоматики.
ПК 4.2. Анализировать техническое состояние и производить дефектовку деталей и узлов транспортного электрооборудования и автоматики.
ПК 4.3. Прогнозировать техническое состояние изделий транспортного электрооборудования и автоматики с целью своевременного проведения ремонтно-восстановительных работ и повышения безаварийности эксплуатации автотранспорта.
5.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих.
Таблица 4.4.2
Сводная
таблица
профессиональных
компетенций,
соответствующих видам деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФГОС СПО 23.02.05
«Эксплуатация транспортного
электрооборудования и автоматики
(по видам транспорта, за исключением водного)
ФГОС СПО 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта»
1
Эксплуатация транспортного электрообору-
дования и автоматики.
1. Техническое обслуживание и ремонт авто-
транспорта.
ПК-1.1
Организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта изделий транс- портного электрооборудования и автоматики
ПК-1.1
Организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
114