Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2136
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
состояния транспортных средств, пособие может быть использовано при разработке учебных курсов по вопросам внедрения системы предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств субъектами транспортной деятельности. Материалы, изложенные в учебно-методическом пособии рекомендованы к ознакомлению работникам автотранспортного комплекса, а также иным заинтересованным лицам.
Описание правовых норм, регламентирующих организацию предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, соответствует состоянию законодательства Российской Федерации на период создания учебно- методического пособия (2019 год).
При пользовании учебно-методическим пособием целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который публикуется ежегодно, содержит актуализированные сведения по состоянию на 1 января текущего года, по соответствующим, ежемесячно издаваемым информационным указателям. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании учебно-методическим пособием следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом.
19
Описание правовых норм, регламентирующих организацию предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, соответствует состоянию законодательства Российской Федерации на период создания учебно- методического пособия (2019 год).
При пользовании учебно-методическим пособием целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который публикуется ежегодно, содержит актуализированные сведения по состоянию на 1 января текущего года, по соответствующим, ежемесячно издаваемым информационным указателям. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании учебно-методическим пособием следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом.
19
2.
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
Тематический план:
2.1.
Основы эксплуатационной безопасности транспортных средств.
2.2.
Техническое состояние транспортных средств в условиях эксплуатации.
2.3.
Влияние технического состояния транспортных средств на безопасность дорожного движения.
2.4.
Требования к техническому состоянию транспортных средств в условиях эксплуатации.
2.5.
Принципы обеспечения работоспособности транспортных средств.
2.6.
Государственный надзор в области транспорта и безопасности дорожного движения.
2.1.
Основы эксплуатационной безопасности транспортных средств.
Обеспечение безопасности при эксплуатации транспортного средства
(эксплуатационная безопасность) во многом зависит от технического состояния его агрегатов, узлов и систем. При этом, техническое состояние в процессе эксплуатации изменяется под влиянием различных факторов: изнашивания, коррозии, разрушения под действием силовых нагрузок и др. Ухудшение параметров технического состояния транспорта приводит к появлению серьезных предпосылок для возникновения ДТП, имеющих значительный негативный эффект в силу ряда характерных особенностей.
Во-первых, резкое ухудшение технического состояния транспортного средства, вплоть до отказа, возникает внезапно, обычно при движении на высоких скоростях и соответственно повышенных нагрузках на конструкцию. Водителю в этих ситуациях крайне сложно экстренно отреагировать на внезапно изменившиеся условия управления транспортным средством. Во многих случаях, водитель объективно не может предотвратить ДТП, особенно в условиях ограниченного времени, пространства и интенсивном транспортном потоке.
Во-вторых, изменение технического состояния транспортного средства вследствие изнашивания, воздействия тепловых и силовых нагрузок, воздействия химически активных компонентов и др. протекает скрытно, что сохраняет предпосылки для отказов, а, следовательно, и для совершения ДТП.
В-третьих, ДТП из-за неудовлетворительного технического состояния транспортного средства характеризуются тяжелыми последствиями, как для людей, так и для транспорта и дорожной инфраструктуры.
Названные особенности приводят к необходимости более подробного рассмотрения понятия «техническое состояние транспортного средства» и сопутствующих понятий.
Техническое состояние транспортного средства (агрегата, механизма, системы, соединения) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных параметров.
20
Отказ транспортного средства – изменение технического состояния, которое приводит к прекращению функционирования транспортного средства и невозможности осуществлять транспортный процесс.
Работоспособность транспортного средства – состояние транспортного средства, при котором оно может выполнять заданные функции с параметрами, значение которых соответствует технической документации.
Неисправность транспортного средства – состояние транспортного средства, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований технической документации.
К основным видам неисправностей относятся:
– дефект – изменение технического состояния при изготовлении, сборке, монтаже, техническом обслуживании и ремонте элементов транспортного средства;
– повреждение – нарушение исправного состояния транспортного средства в процессе эксплуатации при снижении его работоспособности;
– изменение режима функционирования – нарушение функции транспортного средства при выполнении транспортного процесса.
На рис. 2.1.1 приведена схема изменения параметров технического состояния.
Рис. 2.1.1. Схема изменения параметра технического состояния.
S
п
– предельное значение параметра;
S
пд
–
предельное допустимое значение параметра;
S
н
– номинальное значение параметра;
l
y
– ресурс упреждения;
l
р
– ресурс изделия;
I
– зона исправного состояния;
II
– зона предотказного состояния;
III
– зона неработоспособного состояния (состояние отказа).
21
При параметрах технического состояния от S
Н до S
ПД изделие считается исправным и работоспособным. При параметрах от S
ПД до S
П изделие считается неисправным, но работоспособным и находящимся в предотказном состоянии.
При достижении параметром технического состояния изделия предельного значения S
п
наступает отказ, то есть прекращение его функционирования.
В процессе эксплуатации с увеличением наработки транспортного средства, параметры технического состояния его элементов (агрегатов, узлов, деталей) изменяются от номинальных значений S
Н
до предельных значений S
П
, при которых дальнейшая эксплуатация изделия по конструктивным, техническим, экономическим, экологическим причинам и условиям безопасности недопустима.
Величины номинальных, предельных и предельно-допустимых значений параметров технического состояния транспортного средства устанавливается при проектировании и изготовлении его элементов и закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах, стандартах, проектно-конструкторских документах, систематизируются в отечественных и международных справочных изданиях.
Анализ схемы изменения параметров технического состояния транспортного средства позволяет сделать ряд важных выводов в контексте обеспечения эксплуатационной безопасности:
1.
По мере выработки ресурса l
р изделия, заложенного при его изготовлении, создаются предпосылки для возникновения неисправностей, снижающих его работоспособность. Особенно опасными считаются неисправности агрегатов, узлов и систем транспортного средства, влияющие на БДД
(тормозная система, рулевое управление, колеса и шины, система освещения и сигнализации и др.).
2.
При комплексном воздействии на объект негативных факторов (скорости, силовых и тепловых нагрузок, коррозионных и др. воздействий) зона исправного и предотказного состояния транспортного средства существенно уменьшается и, следовательно, интенсивность наступления отказов значительно возрастает. Несвоевременное обнаружение предотказного состояния элементов транспортного средства приводит к повышению уровня вероятности возникновения ДТП, что представляет собой реальную опасность, особенно при движении в транспортных потоках.
3.
Следует признать, что при предрейсовом или предсменном контроле часть параметров технического состояния транспортного средства не всегда выявляется в процессе диагностирования и не восстанавливается за счет обслуживания и ремонта. В результате, в транспортных потоках имеются транспортные средства с потенциально опасными неисправностями, снижающими уровень эксплуатационной безопасности.
Самая пессимистичная оценка по результатам анализа параметров, накопленных при проведении инструментального контроля транспортных средств в ряде регионов страны, позволяет утверждать, что «свыше 30% автомобилей
имели неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация».
22
2.2.
Техническое состояние транспортных средств в условиях эксплуатации.
В развитие устанавливаемых статьей 20 Федерального закона от
10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2] обязательств в отношении субъекта транспортной деятельности, Министерством транспорта РФ приказом от 15.01.2014 г. № 7 [45] определены основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов. К требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности, наряду с прочими, относят обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
При организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок, субъекты транспортной деятельности осуществляют, в частности, выполнение мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной
эксплуатации, перечень которых содержит:
– проверку соответствия транспортных средств по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и грузов;
– проверку наличия действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации
(свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, лицензия на осуществление пассажирских перевозок, путевой лист, а также иные документы, необходимые для осуществления конкретных видов перевозок в соответствии с законодательством
Российской Федерации);
– поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии.
– проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств.
– проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности
(неисправности) транспортных средств в путевом листе.
– обеспечение стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъектов транспортной деятельности.
23
Рассмотрим детальнее позиции, непосредственно воздействующие на поддержание безопасного технического состояния транспортного средства, содержащиеся, как в Перечне мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации, так и ряде других нормативно-правовых документов.
Как известно, безопасность любого технического объекта определяется
безопасностью конструкции и безопасностью технического состояния.
Существенно упрощая, безопасность конструкции рассматривают, как некий постоянный уровень, устанавливаемый изготовителем для достижения конкретной цели в определенный промежуток времени, а безопасность технического
состояния – варьируемый показатель, зависящий и от конструкции объекта, условий и режимов его эксплуатации в течение неопределенного временного интервала.
Применительно к транспортным средствам, обе составляющие безопасности не взаимозаменяемы, не обладают взаимокомпенсаторными свойствами – снижение любой из составляющих приводит к снижению безопасности объекта в целом.
Безопасность конструкции транспортного средства оценивается множеством параметров. Субъективные оценки для этого недостаточно информативны. Полный набор показателей безопасности конкретного типа транспортного средства объемен, приводится полностью в технических описаниях изготовителя, не распространяется (даже владельцу транспортного средства) и не публикуется.
На практике применяют оценки двух типов: технического уровня и сертификации транспортного средства. Технический уровень отражает сравнительную оценку качества транспортного средства относительно базовых значений, в качестве которых чаще всего используют характеристики лучших в мире аналогов. Для оценки технического уровня транспортного средства проводят сравнительные испытания, или испытания на соответствие показателям, достигнутым лидерами мирового автомобилестроения для аналогичных по назначению транспортных средств. Результаты испытаний сравнивают с базовыми, с целью получения сравнительных оценок.
Для сертификации результаты испытаний и обследования транспортного средства, полученные в установленном объеме по строго регламентируемым процедурам, сопоставляют с системой показателей безопасности автомобильных конструкций. Эта система включает в себя минимальный состав показателей безопасности для доступа транспортного средства на рынок через процедуру сертификации.
По ряду основных параметров многие изготовители обеспечивают заметно более высокую безопасность выпускаемых транспортных средств, чем того требуют нормы сертификации – на практике нередки случаи, когда безопасность конструкций транспортного средства одного назначения, но разных изготовителей и разных лет выпуска может существенно различаться; или изготовителем, наряду
24