Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2145
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стандарт предназначен для применения при разработке конструкторской и технологической документации при проектировании, внедрении в производство и осуществлении деятельности производственных процессов всех видов экономической деятельности. Требования настоящего стандарта являются основой для установления требований безопасности в стандартах, технических условиях, технологических регламентах, эксплуатационных и других конструкторских документах на группы производственных процессов.
Система управления охраной труда представляет собой набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей. Практические рекомендации для субъектов, на которых возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, представлены в ГОСТ 12.0.230.1-
2015. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007 [84], ГОСТ Р
12.0.007-2009 «
Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» [87] и ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению». [88].
Указанные стандарты могут служить также основой для построения отдельных, совместных с охраной труда систем управления промышленной безопасностью, транспортной безопасностью, пожарной безопасностью и другими видами безопасности производственной деятельности.
Требования безопасности по отдельным видам средств труда установлены следующими документами:
−
Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ
«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [13];
−
Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [18];
− постановление Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [41];
−
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» [22];
−
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» [21];
−
ГОСТ 31489-2012 «Оборудование гаражное. Требования безопасности и методы контроля» [89];
−
ГОСТ Р 12.1.019-2009 «Система стандартов безопасности труда. (ССБТ).
168
Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты»
[86];
−
ГОСТ 12.1.038-82 «Система стандартов безопасности труда. (ССБТ).
Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов» [73];
−
ГОСТ 12.2.032-78 «Система стандартов безопасности труда. (ССБТ). Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования» [70].
Государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта установлены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6.02.2018 г. № 59н «Об утверждении правил по охране труда на автомобильном транспорте» (далее здесь – Правила ОТ АТ) [63]. Данные требования по охране труда на автомобильном транспорте обязательны для исполнения работодателями-юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств.
На основе Правил ОТ АТ [63] и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств, субъектом транспортной деятельности разрабатываются инструкции по охране труда для контролеров технического состояния транспортных средств, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа, либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
В соответствии с Правилами ОТ АТ [63], субъект транспортной деятельности обязан обеспечить:
− проверку технического состояния транспортных средств в соответствии с требованиями Правил ОТ АТ [63], иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;
− обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
− контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
Правилами ОТ АТ [63] установлены следующие требования охраны труда при проверке технического состояния транспортных средств и их агрегатов:
− проверять техническое состояние транспортных средств и их агрегатов при выпуске на линию и возвращении с линии следует при заторможенных колесах с использованием стояночного тормоза и при выключенном
169
двигателе. Исключение составляют случаи опробования тормозов транспортных средств;
− при проверке технического состояния транспортного средства в темное время суток и его осмотра снизу на осмотровой канаве или подъемнике следует использовать переносные электрические светильники напряжением не выше 50 В, защищенные от механических повреждений, или электрический фонарь с автономным питанием;
− испытательные (обкаточные) стенды должны обеспечивать надежность крепления обкатываемых агрегатов, гидросистем, плотность и герметичность трубопроводов, подводящих топливо, масло, охлаждающую жидкость и отводящих отработавшие газы;
− испытание и опробование тормозов транспортного средства на ходу проводятся на площадках, размеры которых должны исключать возможность наезда транспортного средства на работников и сооружения в случае неисправности тормозов;
− для регулировки тормозов транспортное средство должно быть остановлено, двигатель выключен. Пускать двигатель и трогать транспортное средство с места после регулировки тормозов разрешается только после того, как водитель убедится, что работники, производившие регулировку тормозов, находятся в безопасной зоне;
− при испытании и опробовании тормозов транспортного средства на роликовом стенде должны быть приняты меры, исключающие самопроизвольное «выбрасывание» транспортного средства с роликов стенда;
− регулировка тормозов транспортного средства, установленного на роликовом стенде, должна производиться при выключенных стенде и двигателе транспортного средства. Перед включением стенда и пуском двигателя необходимо убедиться, что работники, выполнявшие регулировку тормозов, находятся в безопасной зоне;
При вращающихся роликах роликового стенда запрещается:
− въезд (выезд) транспортного средства и проход работников через роликовый стенд;
− проведение на транспортном средстве, установленном на роликовом стенде, регулировочных работ, работ по техническому обслуживанию, а также работ по ремонту или настройке стенда.
При организации производственного процесса предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта должны быть выполнены требования охраны труда работников, установленные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.11.2016 г. № 635н «Об утверждении правил по охране труда на городском электрическом транспорте» (далее здесь – Правила ОТ ГНЭТ) [62].
Правила ОТ ГНЭТ [62] устанавливают государственные нормативные требования
170
− при проверке технического состояния транспортного средства в темное время суток и его осмотра снизу на осмотровой канаве или подъемнике следует использовать переносные электрические светильники напряжением не выше 50 В, защищенные от механических повреждений, или электрический фонарь с автономным питанием;
− испытательные (обкаточные) стенды должны обеспечивать надежность крепления обкатываемых агрегатов, гидросистем, плотность и герметичность трубопроводов, подводящих топливо, масло, охлаждающую жидкость и отводящих отработавшие газы;
− испытание и опробование тормозов транспортного средства на ходу проводятся на площадках, размеры которых должны исключать возможность наезда транспортного средства на работников и сооружения в случае неисправности тормозов;
− для регулировки тормозов транспортное средство должно быть остановлено, двигатель выключен. Пускать двигатель и трогать транспортное средство с места после регулировки тормозов разрешается только после того, как водитель убедится, что работники, производившие регулировку тормозов, находятся в безопасной зоне;
− при испытании и опробовании тормозов транспортного средства на роликовом стенде должны быть приняты меры, исключающие самопроизвольное «выбрасывание» транспортного средства с роликов стенда;
− регулировка тормозов транспортного средства, установленного на роликовом стенде, должна производиться при выключенных стенде и двигателе транспортного средства. Перед включением стенда и пуском двигателя необходимо убедиться, что работники, выполнявшие регулировку тормозов, находятся в безопасной зоне;
При вращающихся роликах роликового стенда запрещается:
− въезд (выезд) транспортного средства и проход работников через роликовый стенд;
− проведение на транспортном средстве, установленном на роликовом стенде, регулировочных работ, работ по техническому обслуживанию, а также работ по ремонту или настройке стенда.
При организации производственного процесса предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта должны быть выполнены требования охраны труда работников, установленные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.11.2016 г. № 635н «Об утверждении правил по охране труда на городском электрическом транспорте» (далее здесь – Правила ОТ ГНЭТ) [62].
Правила ОТ ГНЭТ [62] устанавливают государственные нормативные требования
170
охраны труда при эксплуатации, ремонте и обслуживании городского наземного электрического транспорта: троллейбусов и трамваев.
Требования Правил ОТ ГНЭТ [62] обязательны для исполнения работодателями-юридическими лицами независимо от их организационно- правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей- физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием троллейбусов и трамваев. Ответственность за выполнение Правил
ОТ ГНЭТ [62] возлагается на работодателя.
На основе Правил ОТ ГНЭТ [62] и требований технической
(эксплуатационной) документации организации-изготовителя троллейбусов, трамваев и технологического оборудования, применяемого при их эксплуатации, ремонте и обслуживании, работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для контролеров технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного представительного органа (при наличии).
В случае применения материалов, технологической оснастки и оборудования, выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами ОТ ГНЭТ [62], следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и требованиями технической (эксплуатационной) документации организации- изготовителя.
Правилами ОТ ГНЭТ [62] запрещается выпуск на линию городского наземного электрического транспорта, не отвечающего требованиям технической
(эксплуатационной) документации организации-изготовителя, правилам дорожного движения и соответствующим правилам технической эксплуатации.
Тормозные системы городского наземного электрического транспорта должны проверяться перед каждым выездом на линию.
Запрещается выезд на линию городского наземного электрического транспорта с поврежденными (разбитыми) стеклами кабины и пассажирского салона. При обнаружении поврежденных (разбитых) стекол во время работы на линии удаление стекол необходимо производить с применением инструмента и средств индивидуальной защиты рук. При протирке стекол кабины городского наземного электрического транспорта водитель должен стоять на подножке и держаться за поручень, соблюдая осторожность.
Обогревательные устройства городского наземного электрического транспорта должны быть оборудованы предохранительными кожухами и надежно закреплены. Запрещается пользоваться обогревательными устройствами при неисправности предохранительных кожухов либо при их отсутствии.
Правилами ОТ ГНЭТ [62] установлены следующие требования охраны труда
171
Требования Правил ОТ ГНЭТ [62] обязательны для исполнения работодателями-юридическими лицами независимо от их организационно- правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей- физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием троллейбусов и трамваев. Ответственность за выполнение Правил
ОТ ГНЭТ [62] возлагается на работодателя.
На основе Правил ОТ ГНЭТ [62] и требований технической
(эксплуатационной) документации организации-изготовителя троллейбусов, трамваев и технологического оборудования, применяемого при их эксплуатации, ремонте и обслуживании, работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для контролеров технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного представительного органа (при наличии).
В случае применения материалов, технологической оснастки и оборудования, выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами ОТ ГНЭТ [62], следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и требованиями технической (эксплуатационной) документации организации- изготовителя.
Правилами ОТ ГНЭТ [62] запрещается выпуск на линию городского наземного электрического транспорта, не отвечающего требованиям технической
(эксплуатационной) документации организации-изготовителя, правилам дорожного движения и соответствующим правилам технической эксплуатации.
Тормозные системы городского наземного электрического транспорта должны проверяться перед каждым выездом на линию.
Запрещается выезд на линию городского наземного электрического транспорта с поврежденными (разбитыми) стеклами кабины и пассажирского салона. При обнаружении поврежденных (разбитых) стекол во время работы на линии удаление стекол необходимо производить с применением инструмента и средств индивидуальной защиты рук. При протирке стекол кабины городского наземного электрического транспорта водитель должен стоять на подножке и держаться за поручень, соблюдая осторожность.
Обогревательные устройства городского наземного электрического транспорта должны быть оборудованы предохранительными кожухами и надежно закреплены. Запрещается пользоваться обогревательными устройствами при неисправности предохранительных кожухов либо при их отсутствии.
Правилами ОТ ГНЭТ [62] установлены следующие требования охраны труда
171
в отношении трамваев и троллейбусов при выезде их на линию. Перед выездом трамвая на линию водителем трамвая должны быть проверены:
1) исправность запоров люков, кожухов и крышек;
2) состояние токоприемника, контактной вставки;
3) регулировка тормозов;
4) работа сигнала, звонка из салона, фар, стоп-сигналов, габаритных фонарей, дверных механизмов, сигналов указателей поворотов, действие световых сигналов положения дверей салона, стеклоочистителей, песочниц, звукоусилительной установки;
5) состояние предохранительной сетки;
6) на трамваях, работающих по системе многих единиц (далее − поезд), исправность межвагонных соединений и сцепных приборов;
7) наличие сухого песка в песочницах, двух противооткатных упоров
(башмаков), двух порошковых или углекислотных огнетушителей (по одному в салоне и кабине), медицинской аптечки, знака аварийной остановки, буксировочной сцепки.
При обнаружении недостатков, влияющих на безопасность эксплуатации трамвая, должен быть проинформирован диспетчер.
У троллейбусов перед выездом из троллейбусного депо проверяется состояние изолирующего покрытия входных дверей, нижних ступенек и поручней в дверных проходах пассажирского салона. Изолирующее покрытие не должно иметь повреждений (отслоений, сколов, истирания), снижающих его защитные свойства. При выявлении повреждений изолирующего покрытия выпуск троллейбуса на линию запрещается. Перед выездом троллейбуса на линию необходимо замерить величину тока утечки. При величине тока утечки более 3,0 мА троллейбус к эксплуатации не допускается.
Городской наземный электрический транспорт не должен выпускаться на линию, если в книге городского электротранспорта отсутствует запись, заверенная подписью руководителя работ, о исправности и готовности городского электротранспорта к эксплуатации на линии, выполнении заявок водителя, а также при отсутствии путевого листа, подписанного диспетчером или заменяющим его работником.
Реализация мероприятий по охране труда при использовании электроустановок при проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта или автомобильного транспорта осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24.07.2013 г. № 328н «Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» [60].
172
1) исправность запоров люков, кожухов и крышек;
2) состояние токоприемника, контактной вставки;
3) регулировка тормозов;
4) работа сигнала, звонка из салона, фар, стоп-сигналов, габаритных фонарей, дверных механизмов, сигналов указателей поворотов, действие световых сигналов положения дверей салона, стеклоочистителей, песочниц, звукоусилительной установки;
5) состояние предохранительной сетки;
6) на трамваях, работающих по системе многих единиц (далее − поезд), исправность межвагонных соединений и сцепных приборов;
7) наличие сухого песка в песочницах, двух противооткатных упоров
(башмаков), двух порошковых или углекислотных огнетушителей (по одному в салоне и кабине), медицинской аптечки, знака аварийной остановки, буксировочной сцепки.
При обнаружении недостатков, влияющих на безопасность эксплуатации трамвая, должен быть проинформирован диспетчер.
У троллейбусов перед выездом из троллейбусного депо проверяется состояние изолирующего покрытия входных дверей, нижних ступенек и поручней в дверных проходах пассажирского салона. Изолирующее покрытие не должно иметь повреждений (отслоений, сколов, истирания), снижающих его защитные свойства. При выявлении повреждений изолирующего покрытия выпуск троллейбуса на линию запрещается. Перед выездом троллейбуса на линию необходимо замерить величину тока утечки. При величине тока утечки более 3,0 мА троллейбус к эксплуатации не допускается.
Городской наземный электрический транспорт не должен выпускаться на линию, если в книге городского электротранспорта отсутствует запись, заверенная подписью руководителя работ, о исправности и готовности городского электротранспорта к эксплуатации на линии, выполнении заявок водителя, а также при отсутствии путевого листа, подписанного диспетчером или заменяющим его работником.
Реализация мероприятий по охране труда при использовании электроустановок при проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта или автомобильного транспорта осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24.07.2013 г. № 328н «Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» [60].
172