Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2150

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 6.2.2.
Трудоемкость работ ежедневного технического обслуживания.

Транспортные средства
Трудоемкость
ЕО, (чел.-час)
1 2
3 1
Легковые автомобили:
1.1 особо малого класса
0,25 1.2 малого класса
0,35 1.3 среднего класса
0,50 2
Автобусы:
2.1 особо малого класса
0,50 2.2 малого класса
0,70 2.3 среднего класса
0,95 2.4 большого класса
1,20 3
Автомобили грузовые общего назначения с колесной формулой 4х2 и 6х4:
3.1 особо малой грузоподъемности (от 0,5 до 1,0т)
0,2 3.2 малой грузоподъемности (от 1,0 до 3,0т)
0,4 3.3 средней грузоподъемности (от 3,0 до 5,0т)
0,55 3.4 большой грузоподъемности: от 5,0 до 8,0т
0,65 от 8,0 до 10,0т
0,8 3.5 особо большой грузоподъемности: от 10,0 до 16,0т
1,0 4
Автомобили полноприводные, односкатные с колесной формулой 4х4 и 6х6 грузоподъемностью (т):
4.1 от 0,3 до 1,0 0,35 4.2 от 1,0 до 3,0 0,45 4.3 от 3,0 до 4,0 0,60 4.4 от 4,0 до 6,0 0,65 4.5 от 6,0 до 8,0 0,70 5
Прицепы и полуприцепы:
5.1 одноосные прицепы малой и средней грузоподъемности (до 3,0 т)
0,12 5.2 двухосные прицепы средней и большой грузоподъемности (до 8,0 т)
0,22 5.3 двухосные прицепы средней и большой грузоподъемности (св. 8,0 т)
0,34 5.4 одноосные полуприцепы большой грузоподъемности (до 8,0 т)
0,22 5.5 одноосные полуприцепы особо большой грузоподъемности (св.8,0 т)
0,22 5.6 многоосные (двухосные и более) полуприцепы особо большой грузоподъемности
(св. 8,0 т)
0,34
Структура работ ежедневного обслуживания транспортных средств, полученная путем обобщения данных, указанных в Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта в соответствии с рекомендациями ОНТП-01-91. РД 3107938-0176-91. «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» [111], приведена в таблице 6.2.3.
Таблица 6.2.3.
Структура работ ежедневного обслуживания транспортных
средств, %.
Виды работ
Легковые
автомобили
Автобусы
Грузовые
автомобили
Прицепы
и п/прицепы
Контрольные
15 20 20 10
Уборочные
30 35 10 25
Моечные
40 35 60 55
Обтирочные
15 10 10 10
Всего
100 100 100 100 158

Совмещенный комплекс контрольных работ при ежедневном техническом обслуживании транспортного средства с работами по предрейсовому или предсменному контролю технического состояния транспортных средств включает следующие операции:
− осмотр транспортного средства (прицеп, полуприцеп), выявление наружных повреждений;
− проверка состояния дверей, платформы и их запорных механизмов, проверка комплектности;
− проверка крепления всех соединений;
− проверка упорно-ограничительного устройства откидной кабины;
− проверка состояния стекла кабины, состояния и крепления зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, государственных номерных знаков;
− проверка работы систем отопления и обогрева стекла;
− проверка действия стеклоочистителей и омывателя ветрового стекла;
− проверка состояния и крепления фар, подфарников, указателей поворотов, задних фонарей и стоп-сигналов;
− проверка действия приборов освещения, световой сигнализации, звукового сигнала,
− проверка действия механизма выключения сцепления
− проверка состояния привода рулевого управления.
− проверка состояния и герметичности гидроусилителя рулевого управления;
− проверка свободного хода педали тормоза;
− проверка уровня тормозной жидкости;
− проверка герметичности тормозной системы;
− проверка действия тормозов;
− проверка целостности ремней безопасности;
− проверка крепления и состояния колес;
− проверка давления в шинах;
− проверка герметичности колесного редуктора;
− проверка герметичности систем смазки и охлаждения.
Дополнительно,
− у самосвалов − проверка герметичности, уровня масла и работы гидросистемы механизма подъема платформы;
− у седельных тягачей − проверка состояния и крепления пружин захватов, запорного кулака и пружин защелки седельного устройства автомобиля- тягача.
− у автобусов:
− проверка состояния пола, подножек, поручней, сидений, стекол и дверей салона;
− проверка регулятора положения кузова
− проверка герметичности пневматической подвески;
− проверка действия механизмов открывания дверей;
159


− проверка действия сигнализации из салона к водителю, освещения салона и подножек, габаритных фонарей и маршрутных указателей.
− у газобаллонных автомобилей:
− проверка крепления газового оборудования;
− проверка герметичности соединений газового оборудования.
Значения рекомендуемых средних значений продолжительности предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, рассчитанные в соответствии с рекомендациями Общесоюзных норм технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта.
ОНТП-01-91. РД 3107938-0176-91. «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта»
[111] по продолжительности пикового выпуска (возвращения) подвижного состава в течение суток, а также учитывающие фактические значения продолжительность в ряде действующих автотранспортных предприятий, приведены в таблице 6.2.4.
Таблица 6.2.4.
Средние значения продолжительности предрейсового или
предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Вид
транспортного средства
Продолжительность работ по контролю технического состояния, минут
Предрейсовый или предсменный контроль Послерейсовый контроль
1
Легковой автомобиль
5,0 3,5 2
Одиночный автомобиль
(грузовой или автобус)
7,0 4,0 3
Автомобиль с прицепом или сочлененный автобус
10,0 5,0
При оценке средней продолжительности (трудоемкости) работ предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, также следует учитывать следующий фактор. При предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств приходится проверять требования, не связанные с техническим состоянием транспортных средств, что приводит, по экспертной оценке, к увеличению нормативов продолжительности (трудоемкости) указанных на 30 − 40%.
Продолжительность предрейсового или предсменного контроля технического состояния одного транспортного средства может быть уменьшена за счет:
− сокращения общего числа операций предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств путем включения части этих операций в перечень операций ежедневного технического обслуживания транспортных средств, проводимого в межсменное время;
− учета выполнения отдельных контрольных операций ТО-1 и ТО-2 по проверке технического состояния транспортных средств по условиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности, проведенного накануне выпуска транспортного средства на линию
− увеличения количества исполнителей при проведении отдельных операций контроля технического состояния транспортных средств;
160


− снижения трудоемкости отдельных операций контроля технического состояния транспортных средств за счет выбора оборудования для их проведения, обладающего максимальной производительностью;
− снижения суммарной продолжительности всех технологических переходов между местами выполнения операций контроля технического состояния транспортных средств за счет группировки операций по критерию «место проверки»;
− проведения операций предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств после возвращения с линии и при условии их хранения до следующего выпуска на линию на охраняемой стоянке (субъект транспортной деятельности обязан обеспечить защиту транспортных средств от актов незаконного вмешательства в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности).
В перечень операций ежедневного технического обслуживания транспортных средств целесообразно включать операции предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств с высокой продолжительностью и операции, технологически совместимые с контрольными операциями ежедневного технического обслуживания. Организация предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств может предусматривать проведение части его операций по прибытию с линии к месту стоянки и при проведении ежедневного технического обслуживания транспортных средств.
Совмещение операций предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств с операциями ежедневного технического обслуживания транспортных средств осуществляется следующим образом.
Ежедневное техническое обслуживание включает работы по контролю технического состояния транспортного средства, направленные на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида транспортного средства, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова. Структура работ ежедневного технического обслуживания транспортных средств приведена в таблице 6.2.5.
Таблица 6.2.5.
Структура работ ежедневного технического обслуживания
транспортных средств, %.
Виды работ
Легковые
автомобили
Автобусы
Грузовые
автомобили
Прицепы
и п/прицепы
Контрольные
15 20 20 10
Уборочные
30 35 10 25
Моечные
40 35 60 55
Обтирочные
15 10 10 10
Всего:
100 100 100 100 161


Сокращение трудоемкости предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства за счет совмещения отдельных операций предрейсового или предсменного контроля и ежедневного технического обслуживания транспортного средства может быть проведено за счет увеличения общей доли трудоемкости работ по контролю ежедневного технического обслуживания.
Комплексный контроль технического состояния транспортных средств, включающий операции предрейсового или предсменного контроля и ежедневного технического обслуживания, выполняется после работы подвижного состава на линии и осуществляется за счет подготовительно-заключительного времени водителей.
Сокращение продолжительности предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств на основе учета выполнения отдельных контрольных операций ТО-1 и ТО-2 по проверке технического состояния транспортных средств по условиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности, проведенного накануне выпуска транспортного средства на линию имеет ограниченную сферу применения, так как может быть реализовано только для транспортных средств, прошедших накануне предрейсового или предсменного контроля первое или второе техническое обслуживание.
При этом также следует учесть, что в соответствии с Руководством по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. РД 200-РСФСР-15-0150-81 [107] в автотранспортном предприятии диагностирование по назначению, объему работ, месту в технологическом процессе технического обслуживания подразделяется на Д-1 и Д-2, выполняемые, соответственно, перед техническим обслуживанием ТО-1 и ТО-2.
Диагностирование Д-1 предназначается, главным образом, для определения технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения. Диагностирование Д-2 предназначается для выявления скрытых неисправностей, отказов, их места, характера и причин. Перечни контрольных операций ТО-1 и ТО-2, которые могут быть учтены при проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, приведены в Приложении 4.
Значительно снизить продолжительность предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств позволяет привлечение дополнительных исполнителей при проведении отдельных операций контроля. Так, например, проверку действия приборов освещения и световой сигнализации быстрее выполнять с помощником, который по порядку включает приборы освещения, когда их работа контролируется снаружи. Также, на помощника может быть возложено проведение несложных видов работ по осмотру транспортного средства в целом, установления осмотром повреждений шин, осмотр транспортного средства снизу, из осмотровой канавы и т.д.
162


Также определенное влияние на снижение продолжительности и трудоемкости отдельных операций предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств происходит за счет выбора оборудования, обладающего максимальной производительностью. При этом, несмотря на более высокую стоимость высокопроизводительного оборудования в целом, с учетом снижения потерь времени при выпуске на линию транспортных средств, экономический эффект может быть положительным.
Уменьшение продолжительности предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств возможно за счет снижения суммарной продолжительности всех технологических переходов между местами выполнения операций контроля на основе группировки операций по критерию
«место проверки».
Сокращение времени выпуска транспортных средств на линию при предрейсовом или предсменном контроле технического состояния за счет выполнения большинства его операций накануне, после возвращения транспортного средства с линии, может быть реализовано при условии содержания его на охраняемой стоянке. После проверки технического состояния при возвращении с линии, на технически исправные транспортные средства в диспетчерскую службу даются специальные жетоны, которые разрешают водителям последующий выезд на линию без проведения контроля технического состояния, а сами транспортные средства перемещаются на охраняемую стоянку.
На следующий день, при выезде на линию водитель предъявляет на контрольно- техническом пункте жетон, на основании которого делается отметка в путевом листе и осуществляется выпуск транспортного средства на линию.
К организации и технологии производственного процесса предрейсовго или предсменного контроля технического состояния транспортных средств также могут предъявляться дополнительные требования по рациональному размещению и наиболее полному использованию оборудования, по организации обслуживания оборудования на основе организации планового предусмотренного ремонта оборудования по графику и своевременному снабжению рабочих мест. В данном случае, под рабочим местом подразумевается зона трудовой деятельности лица, ответственного за проведение контроля технического состояния транспортных средств, оснащенная необходимыми средствами для выполнения производственных заданий.
Под организацией рабочего места понимают обеспечение рабочего места средствами и предметами труда и их размещение в определенном порядке.
Обслуживание рабочего места включает следующие операции:
− выдачу производственного задания;
− обеспечение нормативно-технической документацией;
− производственный инструктаж;
− организацию доставки на рабочее место приспособлений, инструмента и контрольно-измерительных приборов;
163