Файл: Воспитательные возможности игры в педагогическом процессе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Сибирский университет потребительской кооперации»

Кафедра педагогики, психологии и социологии


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Педагогике (3.6,4.6 – ПП.2.21)
на тему: Воспитательные возможности игры в педагогическом процессе

Выполнил обучающийся

Горелик Анастасия Дмитриевна

ППБ-3-10-21-001
_____2 курса_____
Психолого- педагогического факультета
Руководитель:

Ануфриева Дина Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор


Новосибирск

2023

Содержание

Введение

3

1. Теоретические основы игровой деятельности

4

1.1 Понятие «игра»

4-5

1.2 Классификация игр по Г. К. Селевко

5

1.3 Функции игры

5-7

1.4 Сущность и особенности игры

8

1.5 Цели и процесс игры

8-10

1.6 Педагогические возможности игры

10-11

2. Применение игр в педагогическом процессе

12-13

Заключение

14

Список использованной литературы

15









Введение

Данная тема не перестает быть актуальной в наши дни, в связи с тем, что сегодня, как никогда осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.

Игровая деятельность, как один из способов организации воспитательного и образовательного процессов, является интересным как для ребенка, так и для педагога.

В настоящее время игровая деятельность приобретает всё большую популярность, так как игра тесным образом связана с развитием личности. Игра - это деятельность, где воспитание переходит в самовоспитание. В процессе игры у ребёнка формируются воображение, память, внимание, необходимые навыки для обучения к школе. Так же игровая деятельность способствует развитию коммуникативных способностей.


В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру - это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу. Изучив актуальность данной темы, можно сформулировать цель: изучить воспитательные возможности игры в педагогическом процессе.

Объект исследования: игровая деятельность детей.

Предмет исследования: воздействие игры на развитие и воспитание детей.

Задачи:

1. обзор литературы по данной теме.

2. обозначить значение игровой деятельности.

3. классифицировать игры.

1. Теоретические основы игровой деятельности

1.1 Понятие «игра»

Что же такое игра? Это понятие, которое имеет множество определений. В последние время в педагогической литературе появилось много определений игры.

П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров давали следующее определение игры: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».

Г.К. Селевко считает , что «Игра -- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Н.К.Крупская и А.С.Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля необходимые для будущей трудовой деятельности.

Также А.С.Макаренко писал: « Игра имеет важное значение в жизни ребенка.…Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Н.К.Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. « Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - способ познания окружающего.»



Ушинский об игре: «Игра есть свободная деятельность дитяти... В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля».

По мнению Выготского игра является той деятельностью, в которой у ребенка развивается внутренняя речь, способность к логическому запоминанию, абстрактному мышлению, эмоциональной саморегуляции и умению действовать по правилам. Игра создает основу, на которой ребенок пробует и упражняется в том, что будет ему необходимо во взрослой жизни.

Д.Б. Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Таким образом, существует множество определений понятия «игра», но всех их объединяет то, что в процессе игры ребёнок открывает отношения, существующие между людьми. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, к жизни. Жизнь ребенка может быть интересна, если он будет играть в разные игры и пополнять их разнообразие.

1.2 Классификация игр по Г. К. Селевко

Г. К. Селевко предлагает следующую классификацию педагогических игр:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

3. Согласно Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Таким образом, игры разнообразны по природе, предметной области, по виду деятельности, по характеру, по степени развития, но все игры направлены на комплексное развитие подрастающего поколения.

1.3 Функции игры

Игра - явление сложное и многогранное, которое обладает множеством функций:

- социокультурная функция может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ему выступать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. Процесс социализации школьника в игре не сводится лишь к непосредственному взаимодействию детей между собой, а включает все богатство общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных.


- развлекательная функция - является оной из основных. Развлечь означает, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление к каким-либо потребностям, опосредованно приобретенным индивидуальным опытом; во-вторых, организовать проведение веселого, приятного времени; в-третьих, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, завладеть чьими-то чувствами, мыслями, вывести человека на занятия, которые способны захватить его целиком. Влечение в играх - явление преходящее, поскольку представленные в нем потребности могут угасать, могут осознаваться, превращаясь в конкретные желания, намерения, установки к действию.

- функция самореализации. Для школьника игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане учащемуся важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры -- пространство самореализации.

- обучающая функция предполагает развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

- коммуникативная функция игры подразумевает вовлечение ребенка в очень широкий спектр социальных отношений, т.к. любое игровое сообщество представляет собой пусть и временный, но коллектив, в котором складывается особая система социальных отношений, распределяются роли, формируются навыки общения и выработка тактики коллективного и индивидуального поведения.

- диагностическая функция. Игра убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное, свидетельствует о том, что они могут быть неблагоразумны, шумливы, озорны, конфликтны, дерзки и т. п. Ведь учебная деятельность очень регламентирована, подразумевает, что учащиеся овладеют определенным кодом поведения, становятся послушными, дисциплинированными. Учащиеся либо принимают «правила» этого процесса и приспосабливаются к нему, сдерживая чисто детские импульсивные реакции, эмоциональные отражения. Игровая деятельность представляет произвольное, обобщенное воспроизведение действительности, является внеутилитарной по своему характеру, она для учащегося привлекательна в силу удовлетворения желаемых, а не навязанных извне действий.

- игротерапевтическая функция. Особую роль выполняет игра как средство терапии по отношению к больным учащимся и школьникам, имеющим неклинические отклонения в здоровье. Школьники и сами прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, боязни, эмоционального напряжения. К примеру, те же считалки, дразнилки, страшилки, говорилки и т. д. являются трансляторами, с одной стороны, культурной традиции, с другой стороны, мощным средством игротерапии.


- коррекционная функция. Поскольку основным назначением игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение школьника в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами.

- релаксационная функция игры заключается в снятии эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде. Поэтому все чаще рекомендуется включать игровые обучающие элементы в структуру урока, занятия.

- психотехническая функция. Происходит формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

- функция самовыражения - в стремлении ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

- компенсаторная функция. В игре создаются условия для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (или выполнимы с трудом) в реальной жизни.

Педагогические возможности игры весьма обширны: игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.

Таким образом, основной функцией игры является подготовка подрастающего поколения к взрослой жизни.

1.4 Сущность и особенности игры

Сущность игры, состоит в том, что её мотивы заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.

Второй характерной особенностью игры является то, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности. Она является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.