Файл: Воспитательные возможности игры в педагогическом процессе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующей отличительной особенностью является возможность замещать в пределах игры предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка - лошадь, стул - автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие.

1.5 Цели и процесс игры

Игра -основной вид деятельности ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она “бесцельна”: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это- осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во “взрослую” жизнь. А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни.

Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Как уже было сказано, игра -вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра-средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы мира детства и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.


В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий. В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д. Игра в педагогическом процессе может “сливаться”с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим 0способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра-всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это- мощное стимулирующее средств.

Таким образом, целью любой игры является развитие внимания, логического и творческого мышления и аналитических способностей ребёнка.

1.6 Педагогические возможности игры

Современная педагогика богата разнообразием игр: интеллектуальные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, творческие и многие другие. Но несмотря на их различия, они имеют много общего. Все игры наполнены социальным содержанием. Они помогают воспитывать в ребенке морально-нравственные качества, развивать познавательную и интеллектуальную сферы. Также в процессе игровых действий у детей формируются волевые качества, коммуникативные навыки, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива. С помощью игры ребёнок учится саморегулированию и самопознанию. Ребенок учится отвечать на вопросы: «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?». Игра может быть средством развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. П. П. Блонский писал, что при правильной организации детская игра может стать прекрасным средством общественного воспитания.



Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.

Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий.

В театрализованных играх дети выражают свои впечатления, переживания.

Подвижная игра оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия. Подвижная игра с правилами - сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение такой игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наиболее значимыми принципами, при которых игра, располагая воспитательным потенциалом, может выступать методом косвенного воздействия, являются:

-- принцип избирательности: игры в каждом случае подбирают индивидуально, с учетом возрастных особенностей ребенка
;

-- принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе;

-- принцип рефлексивного последействия;

-- ориентация на гуманистический характер игр [13].

В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В процессе игры не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших, она должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы [3].

2. Применение игр в педагогическом процессе

В лицее № 3 им. П. А. Столыпина города Ртищево я проводила различные игры, использующиеся в педагогическом процессе. В играх принимали участие школьники младших и средних классов. Проводимые игры служат для разных целей: коммуникативной, интеллектуальной и других, требующих внимания и смекалку учащихся.

Коммуникативная игра: “Интервью”. Приняли участие 10 учеников 5-го класса. Правила игры: У каждого участника по очереди все желающие брали интервью. Вопросы были самыми разнообразными. Каждому из участников задавали по 5-7 вопросов. Дети охотно отвечали на заданные вопросы. Эта игра способствует развитию навыков общения, легкости во вступления в контакт с другими детьми.

Так же я провела несколько интеллектуальных игр:

Дети 7-го класса участвовали в викторине- игре, основанной в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знаний. Игры викторины отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса. Основная цель викторины - повысить интерес к школьному предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения.

С детьми 3-го класса я проводила различные ребусы и головоломки. Данная категория игр способствует развитию мышления, внимания, усидчивости и сосредоточенности. Так же школьники приняли участие в разгадывании кроссвордов. Данный вид игры расширяет кругозор ребенка и закрепляет ранее полученные знания. Дети с удовольствием выполняли предложенные мною задания.

Учащиеся 2-го класса ( 20 человек) играли в игру «Одно слово».

Эта игра способствует развитию абстрактного мышления, способности к обобщению. Я называла несколько слов одной тематической группы. Например: стол, стул, кровать, шкаф. Ребенок должен назвать это одним словом ( мебель).


Примеры некоторых слов:

Яблоко, груша, апельсин, банан (фрукты)

Машина, трактор, автобус, велосипед (транспорт)

Рома, Валерия, Елена, Ева (имена)

Красный, зелёный, желтый, белый (цвета)

Ромашка, роза, хризантема (цветы)

Эту игру можно усложнить, предложив ребенку из указанного списка выбрать лишнее.

Так же я провела ряд воспитательных игр.

В игре «Будьте добры» приняли участие ученики 1-го класса ( 25 человек).

Дети вспомнили вежливые слова, обращения и обороты, которые им известны. Сидя в кругу, они поочередно называли вежливые слова. Повторять уже сказанные слова нельзя. Тот, кто не может вспомнить ничего нового -- выбывал из игры. В конце игры остались несколько победителей (6 человек), которые и были названы великими знатоками вежливых обращений. Эта игра повышает уровень воспитанности, тренирует навыки употребления вежливых слов.

Так же с учащимися 1-го класса ( 25 человек) мы играли в игру «Что такое хорошо и что такое плохо». Предварительная работа: чтение и анализ стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». (Приложение 1).Уточнение смыслового понятия «хороший поступок», «плохой поступок».

Данная игра способствует формированию у детей представление о хороших и плохих поступках, а также их анализ.

Заключение

Таким образом, игровая деятельность- это важнейший вид деятельности, который является эффективным средством формирования личности ребёнка.

Она активизирует процесс обучения, развивает творческие, коммуникативные способности учащихся: умение мыслить, анализировать, находить причинно-следственные связи между ними, рассуждать и отстаивать свою точку зрения.

Игра способствует организации групповой деятельности учащихся, коллективному поиску решений; учит пользоваться информацией; развивает и совершенствует компетентностные навыки и умения; учит применять полученные знания и умения в новых ситуациях, на практике.

Игровая деятельность активно используется в воспитательно-образовательной системе.

Хорошо и тщательно продуманная игра принесет удовольствие и учителю, и ученикам. В применении игровой методики следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, ведь игра должна быть уместной и своевременной.

В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям. Это всё необходимо во взрослой жизни. С помощью игры учителям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.