Файл: Лекция Современные модели эффективности социальных программ Трудности, связанные с измерением эффективности социальных программ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 8. Современные модели эффективности социальных программ

Трудности, связанные с измерением эффективности социальных программ

Тема эффективности – предмет пристального внимания многих научных дисциплин, как, впрочем, и социальной практики. Так, в технических науках эффективность измеряется с помощью коэффициента полезного действия, надежности, в экономике – с помощью затрат, прибыли, производительности труда, в кибернетике – с помощью регулируемости, негэнтропии и т. п. Дискуссии о критериях, способах измерения эффективной деятельности продолжаются на протяжении многих десятилетий.

Проблема оценки эффективности социальных программ возникает на всех ступенях: от этапа планирования, обоснования программ до подведения итогов реализации этих программ. Сложность проблемы обусловливается многообразием самого объекта оценки: его комплексностью, иерархичностью, различиями между регионами и муниципальными образованиями. Социальных программ – большое множество, и они существенно разнятся по уровню (концепции, стратегии, госпрограммы, социальные программы муниципального уровня), времени осуществления (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные программы), направленности и многообразию форм получаемых эффектов от социальных инвестиций и социального партнерства и т. д.

Существует и проблема дефицита информации о ходе программы, ее доступности, а также ее качества. Разные задачи оценки эффективности программ, решаемые оценщиками; разные теоретические основания такой оценки, как и способы интерпретации полученных результатов также не способствуют разработке некой универсальной системы оценки эффективности социальных программ.

В свое время К. Вуд осуществила обзор работ по анализируемой тематике и обнаружила, что в большинстве исследований отсутствовали: 1) четкие характеристики программ помощи; 2) проблем клиента; 3) условий, в которых приходилось их решать. Полагая, что в подобных случаях оказание помощи было недостаточно квалифицированным, исследователь сочла возможным сделать соответствующий вывод о неэффективности социальной работы. Наряду с этим она сформулировала ряд принципов, на которых основывается успех работы с клиентом. Перефразируя К. Вуд в рассматриваемом контексте, обозначим эти принципы следующим образом: 1) тщательный анализ проблемы и 2) тех факторов, которые способствуют и препятствуют ее возникновению, а также решению данной проблемы; 3) умение поставить задачи; 4) обсудить с реципиентом условия «контракта»; 5) спланировать действия; 6) наконец, оценить достигнутый реципиентом прогресс.


Заметим, что в современной теории вопроса и социальной практике представлено множество моделей эффективной деятельности. При этом литература, в которой осуществляется анализ данной эффективности, написана с разных идеологических и профессиональных позиций. Пожалуй, объединяющим началом для разнообразных подходов к измерению эффективности социальных программ является признание того факта, что процесс оценки – достаточно сложная задача. Действительно, цели и задачи социальных программ многообразны и всеобъемлющи. Во-первых, нелегко их перевести на язык объективных, формализованных показателей. Во-вторых, нестрого определяемая технология реализации социальных программ с трудом поддается точной стандартизации и измерению. В-третьих, на конечный результат потребителя – реципиентов – влияет множество факторов, смазывающих картину реальной эффективности этих программ. В-четвертых, конечный результат сложно измерить, так как изменению в поведении человека трудно дать количественную оценку или определение. В-пятых, итоговую оценку не всегда легко интерпретировать, ибо неоднозначные выводы часто подвержены противоположным толкованиям.

Важно иметь в виду и другое. Определение критериев эффективности социальных программ связано с системой ценностей, а она у специалистов – приверженцев разных научных традиций – не одинаковая. Причем сами ценности, исповедуемые профессионалами, включая практиков – заказчиков и исполнителей социальных программ, гораздо сложнее, чем те схемы и упрощения, которые используются этими профессионалами. Более того, ценности меняются со временем, что не менее важно учитывать как при выборе критериев эффективной деятельности, так и при ее оценке. Что касается критериев эффективности социальных программ, то они всегда условны, сильно зависят от ограничений, связанных с приоритетами социальной политики. Такие критерии в зависимости от модели социальной политики, других факторов могут быть разными. Например, результаты выполнения программ можно оценивать по критериям экономической (финансовая) и социальной эффективности. Экономическая эффективность представляет собой соотношение рыночной стоимости генерируемых программой эффектов/результатов и стоимости затраченных на их получение ресурсов. Подчеркнем, что сегодня упор в программах – согласно их текстам – делается именно на экономическую или бюджетную – не на социальную – эффективность, в то время как, по сути, социальные программы имеют социальный характер. Для измерения социальной эффективности (степени воздействия на общество) используются такие натуральные результаты и эффекты, как улучшение качества и повышение уровня жизни реципиентов программы, членов их семей, других причастных субъектов и общества в целом, которые произошли благодаря реализации программы. Социальную эффективность сложно объективно измерить с помощью экономических категорий (в том числе – в стоимостном выражении), поскольку показатели,

используемые для характеристики результатов, как правило, носят качественный характер. Думается, по этой причине и в связи со спецификой проводимой социальной политики в фокусе внимания оценщиков – именно экономическая эффективность реализуемых социальных программ.

Тем не менее результаты анализируемой столь сложной деятельности нецелесообразно да и невозможно выразить одним универсальным показателем. При оценке программ в социальной сфере, основные цели которых заключаются в повышении качества жизни целевых групп населения или общества в целом, должна быть создана особая система эффективности расходования средств. Проблема в данном случае заключается в том, что результаты реализации таких программ могут поддаваться, а могут и не поддаваться точной количественной оценке.

Более того, технология измерения эффективности социальных программ, подобно любой технологии, сама по себе не может быть ни хорошей, ни плохой. Все зависит от того, как захочет использовать ее человек. Если она используется бесконтрольно, то это может привести к укреплению власти меньшинства. Так, если сегодня большая часть бюджетных средств расходуется с помощью программного формата, и доминирующим типом, скажем так, становятся государственные программы, то тем самым потенциал восходящих программ и стоящих за ними уязвимых социальных групп проблематизируется.

Поэтому ценность используемого специалистами подхода к измерению эффективности социальных программ во многом зависит от того, насколько профессионально учтены все эти ограничения. Данное положение весьма важно и не только в аспекте саморефлексии специалистов, но и в контексте контроля за процессом социального программирования на всех его этапах в целях направления его на социально значимые благородные цели. Если не технология господствует над человеком, а человек над технологией, то ее можно считать одним из самых великолепных достижений человечества. Причем, как постулировал К. Манхейм, характер социальной технологии для общества более важен, нежели его экономическая структура или социальная стратификация. С ее помощью можно затормозить или изменить функционирование экономической системы, разрушить одни социальные классы и поставить на их место другие.

Учитывая вышесказанное и в силу того, что социальное программирование зарождается,
получает развитие в первую очередь как практика, проанализируем те из утвердившихся в науке подходов, которые представляют значимость с точки зрения этой практики.
Современные модели эффективности социальных программ
Для приверженцев наиболее общего из интересующих нас подходов, назовем его универсальным, характерна трактовка эффективности как такого абсолютного свойства системы, которое не зависит от специфики организации и, прежде всего, от ее назначения и целей. При этом в качестве одного из ключевых понятий используется «упорядоченноcть», под которой понимается проявление организованности анализируемой системы. Считается, что если организация функционирует на основе предписаний и правил, то имеет место высокий уровень ее упорядоченности, эффективности. Заметим, что организация в нашем случае – это социальное программирование и реципиент социальных программ – семьи, которые из ряда «не собственно организаций», оперируя терминологией А.И. Пригожина.

Оппоненты такого видения эффективности подчеркивают, что само по себе применение правил не гарантирует ни высокой эффективности, ни оптимизма. Несомненно, в любой организации – разработчиков социальных программ в частности – имеются правила, предписывающие процессы, приводящие к низкой ее эффективности. Однако зададимся вопросом: «Что такое правила, предписания, стандарты организации»? Это результат обобщения лучшего опыта, оформленного в соответствующем виде: в виде норм и стандартов. Но пока данный процесс обобщения осуществлялся, жизнь организации – живой системы – не стояла на месте, тем более в условиях «текучей современности» и «ускользающего мира».

Иными словами, любое правило, любой стандарт организации – своего рода ее «вчерашний день». Как постулировал в этой связи М. Сипорин, существует профессиональная обязанность действовать, насколько возможно, в соответствии с принципами профессиональной деятельности. При этом профессионалу положено знать, когда и как, в какой мере могут быть сделаны исключения из правил. «Нет более бездумного человека, – подчеркивал в этой связи другой ученый, – чем тот, кто сводит всю свою деятельность к применению и осуществлению ранее изданных директив».

Не менее распространенным к измерению эффективности является целевой подход. Перефразируя Х. Хендрика, скажем так, определение целей социальных программ (что само по себе очень важно) может существенно помочь в выборе критериев их эффективности этих программ, поскольку некоторые критерии являются прямым отражением этих целей. Согласно данному подходу, «эффективность» –
понятие относительное, связанное с целями социальных программ. В этой связи эффективной можно считать лишь ту программу, которая успешно осуществляет свои цели, когда затраты и результаты, то есть ее входы и выходы, являются удовлетворительными. Иными словами, недостижение целей организации означает ее неэффективность. Однако, как замечают оппоненты анализируемого подхода, достижение цели – довольно сложный критерий эффективности. Социальное программирование – многоцелевой процесс, далеко не все цели этого процесса могут быть измерены. Так, оценивая любую социальную программу, важно иметь в виду ее экономическую и социальную эффективность. Но одно дело операционализировать экономическую эффективность, другое – социальную.

В последнее время исследователи все чаще предлагают оставить в покое чересчур общий вопрос об эффективной деятельности, а обратить внимание на конкретные формы вмешательства (а) в связи с различными категориями реципиентов (б), находящихся в различных условиях (в) и разном окружении (г). Иными словами, практика ставит более конкретные вопросы, касающиеся действенности социальных программ. Все чаще раздаются предложения включить в критерии эффективности работы с реципиентами следующие:

1) характеристика специалистов (включая пол, возраст, этническую принадлежность, умение вести диалог, способность к эмпатии); 2) характеристика реципиентов и восприятие их специалистами – разработчиками и исполнителями социальных программ; 3) условия осуществления данных программ.
Основные требования к организации оценки эффективности социальных программ

Оценка эффективности реализации социальных программ – это, повторим, сложный комплексный процесс, включающий в себя выбор разработчика методик и саму методику, выбор оценщика и проведение оценки, наконец, презентацию отчетов и публичные слушания.

Проведение оценки эффективности социальных программ требует привлечения квалифицированного персонала и/или обучения действующих сотрудников, однако затраты на разработку и применение оценочной системы должны окупиться повышением эффективности управленческой системы. Чтобы измерить эффективность социальной программы – планируемой, завершённой или действующей – может потребоваться: (а) сбор данных в ходе интервью (опросов или фокус-групп) с экспертами, непосредственными исполнителями и реципиентами программы, (б)