Файл: Лекция Современные модели эффективности социальных программ Трудности, связанные с измерением эффективности социальных программ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изучить статистику, архивную информацию и документы о текущем бюджете программы и ее государственном финансировании, и (в) анализ полученных данных. Такая оценка не может быть разовым и формальным мероприятием. Более того, она должна быть профессиональной. В этой связи представляется важным обозначить ряд направлений в деятельности организаций заказчиков и исполнителей социальных программ, способствующих обеспечению эффективности этих программ.
Во-первых, это развитие человеческого потенциала. Организации должны обеспечить развитие компетенций сотрудников в сфере оценки эффективности программ и создать условия для практического применения этих компетенций. • Руководители организации должны принимать непосредственное участие в работе по определению целесообразности и возможности проведения оценки эффективности программ на начальном этапе планирования. • Организация должна иметь описание профилей сотрудников, отвечающих за оценки эффективности, должностные инструкции и ключевые показатели эффективности. • Организации, которые реализуют свои миссии, поддерживая инициативы других субъектов социальных преобразований, должны следить за тем, чтобы потенциал получателей финансирования, связанный с оценкой социальной эффективности программ, постоянно развивался и поддерживался на должном уровне.
Во-вторых, укрепление организационного и информационного потенциала. Организации должны иметь собственную политику в области оценки эффективности программ и обеспечивать информационно-технологическую поддержку оценочного процесса. • Для корректной оценки эффективности программ необходимо создать условия, при которых все вовлеченные участники (как сотрудники и руководители программ, так и лица, принимающие решения на более высоком уровне) пользовались бы единой терминологией и вкладывали в используемые понятия одинаковый смысл. • Во внутренних документах необходимо предусмотреть требование, обязывающее разработчиков включать в программу специальный раздел или отдельное приложение, посвящённое оценке эффективности программы. Этот раздел должен содержать (а) показатели, которые характеризуют ожидаемые эффекты программы; (б) порядок их мониторинга. • Необходимо наладить систему учёта данных, отражающих результаты программ, включая следующие виды информации: — сведения о реципиентах и о полученных ими услугах (или участии в специальных программах, тренингах и т.п.), агрегированные данные по социально-демографическим группам, территориям, проектам и т. д.; — данные об экономии общественных издержек (например, о снижении потребности в бюджетных расходах). • Эту систему необходимо согласовать и совместить с системой учёта финансовых ресурсов, предоставляемых для реализации конкретных программ.
В-третьих, укрепление материально-технической базы. Для проведения оценки эффективности программ организации должны располагать соответствующими финансовыми ресурсами. • Следует учитывать, что оценка эффективности программ может оказаться весьма дорогостоящим направлением деятельности. Поэтому для создания оценочной системы необходимо заранее просчитать и предусмотреть соответствующие инвестиции. • Средства на проведение оценки эффективности программ должны закладываться в программный раздел бюджета организации на этапе планирования. Основные требования к процессам: • Процесс оценки эффективности программ должен быть встроен в общие процессы организации и согласован с процессами верхнего уровня. • Важно учитывать, что входом для всех процессов измерения и оценки является потребность, а выходом — использование результатов измерения.
Подчеркнем, что даже в случае соблюдения всех названных выше рекомендаций, касающихся организации оценки эффективности социальных программ, сохраняется целый ряд этических вопросов: какие бы внешние характеристики эти программы ни имели, они остаются этическим жестом принятия ответственности за судьбу и благосостояние других людей уже в силу направленности их на решение ключевых социальных проблем, причем, чем слабее эти другие, тем выше ответственность за них. Двойственность и неясность не могут быть искоренены из социальных программ, ибо их основы – не технологические, а нравственные.
Нет ничего рационального в принятии на себя обязательств в том, чтобы заботиться о других и вообще быть нравственным в прагматически настроенном обществе. Может быть, отчасти именно этим и обусловлен интерес практиков к технологическим (процедурным) – не нравственным стандартам социального программирования? Думается, данная тема заслуживает проведения по ней дискуссии.
Таким образом, эффективность технологии социального программирования, как и реализации социальных программ, не дается сама собой. Она планируется. Свою роль в данном процессе может сыграть использование следующих критериев: 1) простота (технология не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции); 2) гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке); 3) надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма); 4) экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной); 5) удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология оказывается бесполезной, если она неудобна для людей, которым предстоит с ней работать).
Перефразируя К. Манхейма, скажем так: принцип эффективности более или менее уместен в зависимости от характера различных задач. Так, на транспорте преобладает измерение эффективности во времени и затратах, в то время как в социальных практиках измерение эффективности по затратам не имеет первостепенного значения. Более того, сам термин «эффективность» в высшей степени двусмыслен, поскольку невозможна ее оценка, если мы не уясним себе, «для чего эта эффективность».
Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что оценка эффективности осуществленной программы, как и ее выполнение, происходит в условиях социальной среды и требует учета ее особенностей. В каждой конкретной обстановке важно уяснить: – цель использования данной технологии; – условия осуществления данного процесса; – особенности и возможности целевой группы, а также разработчиков и исполнителей социальной программы. В соответствии с целью и условиями реализации социальных программ осуществляется либо выбор из имеющихся технологий, либо ставится задача разработки новых способов соответствующей деятельности.
Источники:
Технология разработки и реализации социальных программ: учеб. пособие / Н. П. Щукина. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2015. – 174 с
Во-первых, это развитие человеческого потенциала. Организации должны обеспечить развитие компетенций сотрудников в сфере оценки эффективности программ и создать условия для практического применения этих компетенций. • Руководители организации должны принимать непосредственное участие в работе по определению целесообразности и возможности проведения оценки эффективности программ на начальном этапе планирования. • Организация должна иметь описание профилей сотрудников, отвечающих за оценки эффективности, должностные инструкции и ключевые показатели эффективности. • Организации, которые реализуют свои миссии, поддерживая инициативы других субъектов социальных преобразований, должны следить за тем, чтобы потенциал получателей финансирования, связанный с оценкой социальной эффективности программ, постоянно развивался и поддерживался на должном уровне.
Во-вторых, укрепление организационного и информационного потенциала. Организации должны иметь собственную политику в области оценки эффективности программ и обеспечивать информационно-технологическую поддержку оценочного процесса. • Для корректной оценки эффективности программ необходимо создать условия, при которых все вовлеченные участники (как сотрудники и руководители программ, так и лица, принимающие решения на более высоком уровне) пользовались бы единой терминологией и вкладывали в используемые понятия одинаковый смысл. • Во внутренних документах необходимо предусмотреть требование, обязывающее разработчиков включать в программу специальный раздел или отдельное приложение, посвящённое оценке эффективности программы. Этот раздел должен содержать (а) показатели, которые характеризуют ожидаемые эффекты программы; (б) порядок их мониторинга. • Необходимо наладить систему учёта данных, отражающих результаты программ, включая следующие виды информации: — сведения о реципиентах и о полученных ими услугах (или участии в специальных программах, тренингах и т.п.), агрегированные данные по социально-демографическим группам, территориям, проектам и т. д.; — данные об экономии общественных издержек (например, о снижении потребности в бюджетных расходах). • Эту систему необходимо согласовать и совместить с системой учёта финансовых ресурсов, предоставляемых для реализации конкретных программ.
В-третьих, укрепление материально-технической базы. Для проведения оценки эффективности программ организации должны располагать соответствующими финансовыми ресурсами. • Следует учитывать, что оценка эффективности программ может оказаться весьма дорогостоящим направлением деятельности. Поэтому для создания оценочной системы необходимо заранее просчитать и предусмотреть соответствующие инвестиции. • Средства на проведение оценки эффективности программ должны закладываться в программный раздел бюджета организации на этапе планирования. Основные требования к процессам: • Процесс оценки эффективности программ должен быть встроен в общие процессы организации и согласован с процессами верхнего уровня. • Важно учитывать, что входом для всех процессов измерения и оценки является потребность, а выходом — использование результатов измерения.
Подчеркнем, что даже в случае соблюдения всех названных выше рекомендаций, касающихся организации оценки эффективности социальных программ, сохраняется целый ряд этических вопросов: какие бы внешние характеристики эти программы ни имели, они остаются этическим жестом принятия ответственности за судьбу и благосостояние других людей уже в силу направленности их на решение ключевых социальных проблем, причем, чем слабее эти другие, тем выше ответственность за них. Двойственность и неясность не могут быть искоренены из социальных программ, ибо их основы – не технологические, а нравственные.
Нет ничего рационального в принятии на себя обязательств в том, чтобы заботиться о других и вообще быть нравственным в прагматически настроенном обществе. Может быть, отчасти именно этим и обусловлен интерес практиков к технологическим (процедурным) – не нравственным стандартам социального программирования? Думается, данная тема заслуживает проведения по ней дискуссии.
Таким образом, эффективность технологии социального программирования, как и реализации социальных программ, не дается сама собой. Она планируется. Свою роль в данном процессе может сыграть использование следующих критериев: 1) простота (технология не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции); 2) гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке); 3) надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма); 4) экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной); 5) удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология оказывается бесполезной, если она неудобна для людей, которым предстоит с ней работать).
Перефразируя К. Манхейма, скажем так: принцип эффективности более или менее уместен в зависимости от характера различных задач. Так, на транспорте преобладает измерение эффективности во времени и затратах, в то время как в социальных практиках измерение эффективности по затратам не имеет первостепенного значения. Более того, сам термин «эффективность» в высшей степени двусмыслен, поскольку невозможна ее оценка, если мы не уясним себе, «для чего эта эффективность».
Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что оценка эффективности осуществленной программы, как и ее выполнение, происходит в условиях социальной среды и требует учета ее особенностей. В каждой конкретной обстановке важно уяснить: – цель использования данной технологии; – условия осуществления данного процесса; – особенности и возможности целевой группы, а также разработчиков и исполнителей социальной программы. В соответствии с целью и условиями реализации социальных программ осуществляется либо выбор из имеющихся технологий, либо ставится задача разработки новых способов соответствующей деятельности.
Источники:
Технология разработки и реализации социальных программ: учеб. пособие / Н. П. Щукина. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2015. – 174 с