Файл: Педагогическая поддержка младших школьников, испытывающих трудности в обучении введение.rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогическая поддержка младших школьников, испытывающих трудности в обучении
введение
ребенок обучение коррекция
Одной из самых важных задач, которые стоят перед школой, была и остается задача дать качественное образование. С этой целью постоянно разрабатываются инновационные технологии в обучении, новые государственные стандарты образования, образовательные программы. Однако все нововведения не могут учесть тот факт, что в один и тот же класс приходят учащиеся с разными стартовыми условиями, разным уровнем подготовки. В результате получается, что одна и та же программа одним ребенком усваивается легко, а для другого становится непосильным бременем.
Педагогическая поддержка младших школьников, испытывающих трудности в обучении, имеет особое значение в свете того факта, что за первые четыре года обучения в школе учащиеся получают базовые знания. Сталкиваясь с трудностями, не все младшие школьники в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей могут их преодолеть. Трудности обучения в начальных классах существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в этот период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, который пополняется в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не овладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении школьной программой. Если в это время не выявить трудности и не помочь ребенку освоить программу на базовом уровне, в среднем звене проблемы неуспеваемости растут в геометрической прогрессии и исправить ситуацию становится с каждым годом все сложнее. Ситуация усугубляется тем, что большинство родителей неуспевающих учеников склонны преуменьшать масштабы проблемы, списывая отрицательные отметки на некомпетентность педагога, слишком сложную программу или просто надеясь, что с годами ребенок освоится в школе и проблемы исчезнут сами собой.
Таким образом, работа с младшими школьниками,испытывающими трудности в обучении, целиком ложится на плечи педагога, в лучшем случае в сотрудничестве с школьным психологом.
Диагностирование причин трудностей в обучении и оказание ребенку своевременной коррекционной помощи поможет справиться с неуспеваемостью. Понятие «трудность» неоднократно рассматривалась в трудах психологов. Н. А. Подымов, Е. А. Домырева изучали преодоление различных преград, возникающих на пути удовлетворения потребностей человека, мешающих достижению его целей. М. Тышкова, Е. Е. Данилова, В. В. Ковалев, Д. Н. Исаев рассматривали «трудные ситуации». Проблема типичных трудностей в обучении изучена в работах А. Ф. Ануфриева, С. Н. Костроминой, Ю.З. Гильбух, Н. П. Локаловой. Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в школе рассматривались многими педагогами и психологами (Л. С. Славина, Н. Ф. Круглова, Н. П. Слободяник, А. Р. Лурия, Н. Я. Семаго, Л. В. Орлова, Н. Г. Лусканова, М. М. Безруких, В. В. Шмидт, Ю. К. Бабанский).
Многие трудности в учебе образуют своего рода «порочный круг», в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего прежде чем оказать педагогическую поддержку младшему школьнику необходимо отыскать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и в комплексе устранить их.
Цель работы. Данная работа нацелена на диагностику трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью, и выбор путей для педагогической поддержки.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
а) анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
в) определение направления и содержание коррекционной работы по оказанию помощи ребенку;
г) изучение конкретных трудностей, возникающих у младших школьников, и оказание им помощи.
Предметом исследования является процесс диагностики и коррекции трудностей младших школьников.
Объектом исследования является трудности в обучении как психолого-педагогическое явление.
Гипотеза исследования - разработанная система работы для устранения учебных трудностей младших школьников эффективна при соблюдении следующих условий:
- учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка;
- опора при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций в системе специальных занятий;
- совместная работа и единая тактика работы школы и семьи при организации помощи ребенку, имеющему школьные проблемы.
Методы исследования:
- сравнительно-сопоставительный анализ литературы по данной проблеме;
- наблюдение;
- беседа;
- эксперимент.
Источниками работы явились теоретико-методические труды исследователей в области психологии и педагогики о трудностях в обучении, их диагностике и коррекции.
База исследования: младшие классы МОУ СШ № 111 Советского района г. Волгограда.
Практическаязначимость.Работа может быть использована учителями при углубленном изучении данного вопроса, а так же для педагогической поддержки младших школьников, испытывающих трудности в обучении.
глава 1. Теоретические аспекты работы с детьми, испытывающими трудности в обучении в начальной школе
§ 1.1 Психологическая характеристика школьников с трудностями в обучении
Несмотря на различие причин неуспеваемости у разных школьников, учащиеся с трудностями в обучении имеют достаточно много одинаковых черт и особенностей, что позволяет дать им общую психологическую характеристику.
Категории слабоуспевающих и неуспевающих школьников:
- дети с умственной отсталостью (легкая степень олигофрении);
- дети с временной задержкой психического развития;
- дети с ослабленным слухом и зрением;
- педагогически запущенные дети;
- дети в целом с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.
Поскольку помощь детям из первых трех групп задача специальной педагогики, в центре внимания данной работы будут находиться последние две группы отстающих в учении школьников.
Их общая характеристика состоит в следующем. Они обычно не принимают активного участия в работе класса, не обнаруживают склонности к самостоятельному умственному труду, характеризуются более низким уровнем работоспособности, чем хорошо успевающие одноклассники. Они медленнее воспринимают материал и требуют длительного времени для его осмысления. Знания усваиваются этими детьми неполно, без достаточного осмысления, часто лишь весьма поверхностно или совсем не усваиваются. Дети не умеют применять имеющиеся знания в новых условиях учебной работы.
К числу конкретных трудностей слабоуспевающих учеников относятся, в частности, низкий уровень развития умения планировать, значительные затруднения у них вызывает необходимость устанавливать логические связи между частями усваиваемого содержания, отделять главное от второстепенного.
Темп усвоения и выполнения заданий у них бывает более медленный, чем у остальных учеников. Так, по данным Ю. К. Бабанского, переписывание текста из 50 слов слабоуспевающие школьники выполняли в 1,5 раза медленнее, при этом допустили в 3 раза больше ошибок, чем хорошо успевающие. Темп чтения у них в 1,7 раза ниже, чем у хорошо успевающих учащихся, а темп вычислений - в 2 раза ниже, чем у их одноклассников с более высокой успеваемостью.
Естественным и закономерным результатом такого низкого качества учебной деятельности является все возрастающий рост трудностей в усвоении учебной программы и, как следствие, низкая успеваемость этих учеников.
Стремясь выполнить задания, они прибегают часто к наиболее легкому для них механическому заучиванию и бездумному выполнению упражнений. В их работе выступает стиль «проб и ошибок», который, к сожалению, нередко на начальных этапах обучения приводит к положительному результату. Такую «маскировку» учитель часто не замечает, положительно оценивает выполненное таким образом задание, что ведет к закреплению этого порочного стиля учебной работы.
Ребенок шел «наощупь», без понимания и осмысления того, что делает. И хотя он, так или иначе, пришел к правильному ответу, не знает, не понимает, не может объяснить, почему выполненные им действия оказались верными. Поэтому даже правильное решение не продвигает такого ученика в усвоении материала и не способствует его умственному развитию.
Отставание в интеллектуальной работе усиливается нарастающими эмоциональными отрицательными переживаниями. Постоянные неудачи, упреки родителей, учителей вызывают сначала огорчение, затем переживание безнадежности и равнодушия, появляется неуверенность в своих силах, формируется низкая самооценка. Учение становится для них пыткой. Малоэффективные способы учебной работы приводят к возникновению отрицательного отношения ребенка к учению и к школе, к потере чувства собственного достоинства.
У таких учащихся наблюдаются недостаточность развития всех познавательных процессов.
Восприятие - часто ограничено, дети указывают лишь резко выделяющиеся признаки объектов, не проявляют стремления к систематическому их анализу. Это приводит к фрагментарности и поверхностности знаний, что особенно отчетливо проявляется в ситуациях оперирования этими знаниями при решении различных задач.
Внимание- легко отвлекаемое, пониженная работоспособность при интеллектуальной деятельности в целом, при овладении новым способом действий и наличии отвлекающих факторов, определенные трудности возникают и при необходимости распределять внимание.
Память- на хорошо знакомый материал память не ниже, чем у других учащихся. Однако когда нужно запомнить и воспроизвести материал, требующий осмысления, они воспроизводят значительно меньше, и по содержание удерживают в памяти по преимуществу бросающиеся в глаза несущественные детали или положения, знакомые им ранее, опустив те части, где дается обобщенное изложение нового. При запоминании действуют чисто механически, многократно повторяя, «зубря» учебную информацию. Не осмысливая материал, подлежащий запоминанию, они запоминают много несущественного, поэтому при воспроизведении превалируют внешние детали, а закономерные связи упоминаются редко.
Мышление - особенно низко развит уровень мыслительных операций анализа и обобщения, что приводит к большим затруднениям при решении задач, содержащих не только необходимые, но и излишние, несущественные данные. При выполнении заданий трудности касаются не столько выделения существенных признаков, сколько абстрагирования от несущественных. Испытывают большие затруднения, когда решение задач требует проявления гибкости (переключения с одного хода мыслей на другой, иногда обратный; понимание относительности в связях и признаках объектов и др.). Складывающиеся системы знаний отличаются меньшей дифференцированностью, и поэтому они испытывают затруднения в тонком разграничении сходного учебного материала, требующего выполнения разных действий и использования различных учебных приемов. Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников: