Файл: Педагогическая поддержка младших школьников, испытывающих трудности в обучении введение.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Установлено пять основных уровней школьной мотивации:

Первый уровень. 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.В эту группу попало 39 % детей, из которых 3 человека (11 %) не справились со скрининг-тестом.

Второй уровень. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. В эту группу попало 36 % детей, из которых 4 человека (14 %) не справились со скрининг тестом.

Третий уровень. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. К этой группе можно отнести только одного ребенка, по скрининг тесту относящегося к группе «беда».

Четвертый уровень. 10-14 баллов - низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой. В эту группу по результатам теста попали 6 человек (21 %),

Пятый уровень. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация. По результатам теста в данной группе не оказалось ни одного ребенка.


Результаты данного теста позволили дать оптимистический прогноз и сформировали первую цель в помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении: необходимо было избежать ситуации заученной беспомощности, сохранить позитивное отношение к обучению.

После некоторых других диагностик и консультаций с психологом, у детей были исключены такие причины трудностей в обучении, как задержка психического развития и т. д. После обследования жилищных условий, более тесного общения с родителями, стало ясно, что из 12 учащихся не справившихся со скрининг-тестом 6 можно отнести к педагогически запущенным детям, родители которых ограничивались в воспитании физиологическими нуждами ребенка, а 6 к детям, у которых на начало обучения еще не сформировались необходимые психические функции в силу слишком раннего возраста (они едва достигли 6 лет) либо других причин. Не полагаясь на сознательность родителей, детям предложили дополнительные занятия.
§ 2.2 Формы и методы работы с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Основная работа на дополнительных занятиях была организована с целью развития таких психических функций, как внимание - произвольность, переключаемость, избирательность, память, мышление, воображение. Занятия были построены в игровой формы, использовались игрушки, наглядные пособия, презентации, интерактивные игры с использованием ИКТ.

Вот некоторые задания.

Задание 1. Зачеркни примеры с ответом 7, подчеркни примеры с ответом 4 (произвольность внимания).

+410-35+15+26-2

-66+27-39-34+3

+25-18-21+66-1

Задание 2. Соедини стрелками начало и конец фразы (мышление).

Ча-щаобозначает на письме мягкость согласных.

Мягкий знакпишется в квадратных скобках.

Сочетание «оро»пиши с буквой «а».

Транскрипция пишется с буквой «о».

Задание 3. Прослушай текст и заполни пропуски (память).

Текст. Весной тает снег. Первыми прилетают грачи. Дни становятся длиннее.



Весной ________ снег. Первыми прилетают _________. Дни становятся ______________.

Задание 4. Придумай, чем закончилась история в картинках (воображение).

Задание 5. Что было бы, если бы на Земле всегда была зима? (воображение + мышление).

Параллельно велась интенсивная работа с родителями с целью создания благоприятной атмосферы дома, чтобы у ребенка не возникало страха перед ошибкой и уверенности в собственной неполноценности. Многие родители оказали всяческую поддержку педагогу, посещали занятия психолога и дополнительные занятия. Уже к окончанию первого класса разрыв между детьми из группы риска и детьми, подготовленными к школе значительно сократился.

К сожалению, не все родители захотели приводить ребенка на дополнительные занятия, как и серьезно отнеслись к просьбе педагога не создавать ребенку стрессовую ситуацию дома, а наоборот создать ситуацию успеха.

К окончанию второго класса количество детей, испытывающих трудности в обучении, сократилось до 7 человек (25 %). К окончанию третьего класса до двух человек (7 %).

По наблюдениям решающим фактором в преодолении трудностей в обучении в нашем случае оказалось желание родителей помочь своему ребенку, оказать ему поддержку.

Кроме групповых дополнительных занятий, направленных на развитие психических функций мозга, проводились индивидуальные коррекционные занятия для решения индивидуальных проблем. Так же на уроках регулярно включались задания для всех класса с целью помощи и поддержки учащихся, успешно усвоивших программу, что стало профилактикой возникновения трудностей у других обучающихся.

заключение
Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка. Этот период заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных умений и навыков. Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено. Поэтому актуальность проблемы, рассмотренной в данной работе, в наши дни всё возрастает. Для успешного её решения требуется серьёзная целенаправленная работа.


Программа коррекционной работы в начальной школе является инструментом решения противоречий и регулирования путей организации учебного процесса, а также отношений, возникающих при обучении и воспитании младших школьников.

Проведенная работа показывает, что для успешной педагогической поддержки учащихся, испытывающих трудности в обучении, во-первых, необходимо своевременное и точное диагностирование. Диагностика должна исследовать как психический функции со стороны их готовности к обучению, так и психологические (мотивационную сферу), не следует исключать и такой фактор, как нежелание родителей принять задержку психического развития у своего ребенка и настоятельное требование с их стороны, чтобы ребенок обучался по обычной, а не коррекционной программе.

Таким образом, мы снова приходим к выводу, что помощь младшему школьнику в преодолении трудностей, - это целый комплекс мероприятий, включающий в себя не только коррекционную работу педагога, но и помощь психолога, взаимодействие с родителями, налаживание психологического климата в семье. Причем в нашем случае можно сделать вывод, что без включения родителей в этот процесс положительно результата добиться невозможно.

список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М., 1990.

. Андрюшенко Т.Ю., Корабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения /Вопросы психологии. - 1993 - № 1.

. Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Психофизиология ребенка: учеб. пособие. - М., 2005.

. Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. - СПб., 2000.

. Екжанова Е. А. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы. - М., 1997.

. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М., 1991.

. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб, 2009.

. Обучение и воспитание детей «группы риска»: хрестоматия / Астапов В. М., Микадзе Ю. В. - М., 1996.

. Орлова Л. В. Что такое интеллектуальная пассивность? // Начальная школа. -1996. - № 7. - С. 26-29.


. Славина Л.С. Трудные дети / под ред. В. Э. Чудновского. - М., Воронеж, 1998.

. Учимся общаться с ребенком / Петровский В. А., Виноградова Л. М., Кларина Л. М. и др. - М., 1993.

приложение
Скрининг-тест по Екжановой Е. А.

Первая сторона листочка
Педагог предъявляет детям подготовленный лист бумаги в горизонтальном положении и, обрисовывая пальцем первое задание, говорит: «Сначала вы будете рисовать вот такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листочка. Здесь нарисовано 4 узора, и все они разные. Рисовать вы будете сначала верхний узор, потом тот, что под ним, и так до самого нижнего».

Когда вы закончите рисовать узоры, вы перевернете листочек на другую сторону и будете рисовать рисунки. (Одновременно с этими словами педагог переворачивает листочек на чистую сторону).

Вторая сторона листочка

«Посмотрите, здесь (палец показывает пространство листа, охватывающее левую часть листка) вы нарисуете ДОМ, вот здесь - (палец обрисовывает правую сторону листочка) - ДЕРЕВО, а вот здесь - (середина листа обводится пальцем) - ЧЕЛОВЕКА».

Исследование операции звукового анализа

Когда первый ребенок поднимает руку, педагог жестом вызывает его к своему столу и говорит достаточно тихо, чтобы не привлекать внимания других детей: «Сейчас я скажу тебе слово, а ты назовешь подряд звуки, из которых оно состоит». Далее шепотом четко произносится слово, и педагог спрашивает: 1). Какой первый звук в слове? 2).Какой второй звук в слове?, 3).А что идет потом?,4). А потом? 5).Сколько всего звуков в слове?

Количество этих вопросов определяется звуко-буквенным составом слова.

Всего предъявляется 4-5 слов. Предъявляемые слова частично меняются от ребенка к ребенку с тем, чтобы дети на первых партах не выучили ответы своих одноклассников. Кроме того, это помогает педагогу выяснить потенциальные возможности учащихся, понять какие виды помощи и в каком количестве нужны данному ребенку. Предъявляемое слово вписывается на листочек в свободном от детских рисунков месте, и под ним педагог «+» и «-» отмечает те звуки, которые называет ребенок. «+» обозначается правильно названный в нужном месте звук, «-» отмечается пропуск звука или его неверное обозначение.