Файл: Педагогическая поддержка младших школьников, испытывающих трудности в обучении введение.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Критерии оценки выполненной работы в баллах

1. Графические ряды.

За каждый верно выполненный ряд - 1 балл. При этом уплотнения или расширения элементов в узоре, выход узора за пределы строки, «сползание» узора вверх или вниз ошибкой не считаются. Главное - четкость в воспроизведении заданного чередования, т. е. умение выполнить заданную программу действия. За один сбой в ряду, за потерю вступительного элемента (в третьем и четвертом рядах) - 0,5 балла. За изолированное, правильное, фрагментарно повторяющееся воспроизведение только заданных элементов образца, без связи их в единую кинетическую (двигательную) мелодию - 0 баллов.

При двух и более сбоях, при одном сбое и одном нарушении вступительного элемента, при неверной последовательности - 0 баллов.

Таким образом, максимальная суммарная оценка за правильно выполненные графические ряды - 4 балла, а минимальная - 0 баллов.

2. Узор из точек.

За верное воспроизведение узора один раз без повторений и грубого искажения пропорций - 1 балл. За верное воспроизведение с персеверациями(повторениями) и незначительным уплотнением или растяжением - 0,5 балла.

За значительное искажение всего узора, добавление точек и линий в образец или утрату точек в собственном рисунке - 0 баллов.

За заполнение всего пространства точками и добавление точек к образцу, за соединение точек образца линиями - 0 баллов.

Таким образом, максимальная оценка за правильно выполненное задание - 1 балл, минимальная - 0 баллов.

3. Рисунок.

За хорошо выполненное изображение каждого из трех рисунков в плоскостном и/или контурном виде с отражением основных и второстепенных деталей - 1 балл (за каждый рисунок).

Хорошо выполненным изображением считается довольно крупное по размеру изображение, выполненное с хорошим мышечным контролем при рисовании линий. Высоко оценивается попытка нарисовать дом с угла, передать перспективу, загораживание одного предмета другим. В рисунке должны быть отражены основные признаки предметов: у дерева - четкий ствол, а не просто палочка, сучья с ветками или крона; у дома - стены, крыша, окна, дверь (замечательно, если дом многоэтажный); у человека - довольно крупная фигура, наличие одежды;хорошо, если передается движение, на лице отражается эмоция. Все изображения или их отдельные детали раскрашены. Особенно позитивным моментом изображения считается попытка ребенка логически связать все три изображения, отобразить их пропорциональные соотношения, соединить единым сюжетом.



Однако возможен и другой тип изображения, который тоже оценивается 1 баллом. Очень лаконичное по стилю изображение, без излишней детализации, каждый рисунок выполнен изолировано, размер у всех рисунков одинаково средний. Четко прорисованы основные детали. При выполнении таких изображений ребенок часто ориентируется на клеточки листка.

За контурное выполнение рисунка при отсутствии некоторых второстепенных деталей (шея, пальцы - у человека; листья, ветки второго порядка - у дерева; крыша с дополнительными деталями, занавески на окнах, ступеньки - у дома) - 0,5 балла.

За мелкое (но правильное) изображение - 0,5 балла.

За попытку изобразить человека в профиль, дом - с угла, отобразить вид дерева, даже если в рисунке не учитываются пропорциональные соотношения всех трех предметов между собой и слаба техника изображения - 0,5 балла.

За очень мелкое изображение - 0 баллов.

За схематичное, контурное изображение с нечеткостью в передаче формы предметов - 0 баллов.

За грубое схематичное изображение, в котором отсутствуют основные детали - 0 баллов.

К грубым схемам должны быть отнесены изображения деревьев в виде столбов с симметрично отходящими от них ветками, геометризированные изображения деревьев, выполненные слабой, дрожащей линией; «летающие» в пространстве схематичные изображения домиков с незамкнутыми контурами и искажениями форм и пропорций; грубые фронтальные изображения человека с руками и ногами из линий разной длины, с головой, примыкающей к туловищу, с лицом, в котором отсутствуют важнейшие детали - нос, рот, уши, волосы.

За фрагментарное, плохо узнаваемое изображение - 0 баллов.

Таким образом, максимальная суммарная оценка за выполнение рисунков - 3 балла, а минимальная - 0 баллов.

4. Звуковой анализ.

За безошибочное выделение всех звуков в слове, без единого пропуска и наводящих вопросов со стороны педагога - 1 балл.

За самостоятельное выделение последовательности звуков в слове с небольшой организующей помощью со стороны педагога - 1 балл.

Главное - чтобы педагог был уверен, что сама операция звукового анализа у ребенка сформирована. В этих случаях ребенка можно проверить на сложных по составу словах. И если они выполняются безошибочно, то значит ребенок подготовлен к обучению грамоте.) За одну ошибку (но не на пропуск гласной в слове) - 0,5 балла.


За две и более ошибки, пропуск гласных в слове - 0 баллов.

Таким образом, максимальный балл за выполнение задания на звуковой анализ - 1 балл, а минимальный - 0 баллов.

5. Моторика.

Отдельным баллом оценивается состояние мелких ручных навыков у детей, которое выявляется при выполнении графических рядов и рисунков. За четкость движений, необходимых для выполнения прямых линий с четкими углами, замкнутыми контурами и надлежащей координацией при раскрашивании без тремора (дрожания) и грязи при хорошем среднем и сильном нажиме - 1 балл. В остальных случаях балл не дается. Максимальная оценка за моторику - 1 балл, минимальная - 0 баллов. Промежуточная оценка отсутствует.

Распределение детей по итоговым показателям

Как видно из представленных материалов, испытуемый может получить от 10 до 0 баллов по итогам выполнения заданий. Многолетний опыт проведения исследований в школьных учреждениях и в подготовительных группах детских садов, а также большое количество фактического материала позволило нам разделить все возможные варианты выполнения заданий на четыре группы.

группа: 10-8,5 баллов - высокая возрастная норма.

группа: 8-6,5 баллов - стабильная середина.

группа: 6-3,5 балла - «группа риска».

группа: 3-0 баллов -«беда».

Приложение 2

Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 кл.) (методика Н. Г. Лускановой)

Цель. Определение уровня школьной мотивации.

ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;

нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;

ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.

Оценки в два балла отсутствуют, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.


Тест

Инструкция.Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.

.Тебе нравится в школе?

а) не очень б) нравится в) не нравится

.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью

.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?

а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу

. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю

. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы

. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

.У тебя в классе много друзей?

а) мало б) много в) нет друзей

.Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся б) не очень в) не нравятся

Обработка данных.Учитель собирает и обрабатывает данные тестов, делает выводы по каждому ребенку и строит свою дальнейшую работу согласно новой полученной информации.